СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровьесберегающие и психолого-педагогические условия"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие и психолого-педагогические условия социализации подростков группы риска - воспитанников образовательных учреждений

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие и психолого-педагогические условия"»

 

 

Здоровьесберегающие и психолого-педагогические условия социализации подростков группы риска - воспитанников образовательных учреждений интернатного типа

Ребята, оказавшиеся в затруднительном социальном положении, не готовые реализоваться субъективно в лидирующих и социально важных в жизни и учебе нишах, социально неадаптированными, растерявшимися, не доверяющими меняющемуся миру, часто проявляют себя в девиантном поведении, уходе от действительности, агрессии, требуют усиленного внимания со стороны государства и школы как его института.

Помощь государства этим подросткам должны быть направлена, прежде всего, на то, чтобы создать ситуацию «социального лифта, которая позволила бы им войти в новую социокультурную среду, благоприятную для социализации.

Опыт работы, накопленный Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования в детских домах, интернатах различного типа, позволил разработать модель социализации воспитанников интернатных учреждений, в основе функционирования которой находится здоровьесберегающая деятельность.

Здоровьесберегающую деятельность многие авторы понимают как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, сохранение и укрепление социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов риска, реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социальноадаптированной образовательной среды.

В рамках разработанной и апробированной модели социализации воспитанников (И. В. Карнаева, 2009) можно выделить группы факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья воспитанников образовательных учреждений: социально-психологические (мотивация воспитанников на здоровый образ жизни; сознательная потребность в выработке собственных взглядов и убеждений на неприятие вредных привычек; социальный статус воспитанников и др.); организационно-педагогические (единое здоровьесберегающее воспитательно-образовательное пространство, здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция деятельности педагогов, воспитанников, специалистов, осуществляющих процесс сохранения и укрепления здоровья воспитанников, антистрессовая педагогическая тактика, валеологическая грамотность воспитателя и др.); медико-физиологические (режим двигательной активности; оздоровительные мероприятия; режим дня, организация воспитательно-образователь- ного процесса, средства и методы воспитания, организация физического воспитания и др.); факторы риска, отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья воспитанников (интенсификация учебного процесса и гиподинамия; стрессовая ситуация в школе и семье; несоответствие программ и технологий обучения гигиеническим требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса; несовершенство существующей системы физического воспитания; недостаточная подготовка педагогов и воспитателей к работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, генетическая отягощенность воспитанников и др.).

Программно-целевое обеспечение формирования адаптивноразвивающей среды образовательных учреждений интернатного типа, имеющее социально-педагогическую направленность, ориентированное на создание ресурсов для повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников воспитательно-образовательного процесса, включает: обеспечение комплекса знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, разработку системы мониторинга состояния здоровья обучающихся; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса; введение в образовательный процесс комплекса мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, позволяющее реализовывать социальную функцию общеобразовательной школы, интернатных учреждений, детских домов и т. д. — помогать учащимся сохранять свое здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников в рамках программы должно осуществляться поэтапно: организационный этап включает анализ состояния здоровья воспитанников; выявление проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья воспитанников; разработку концепции программы развития образовательных учреждений; составление плана выполнения программы развития и др.; диагностический этап предполагает оценку показателей физического и психического здоровья воспитанников по программам скрининга, функциональной диагностики и разработку электронных медицинских карт; выделение групп здоровья; проведение мониторинга индивидуального здоровья и развития обучающихся, составление индивидуальных рекомендаций и др.; коррекционно-развивающий этап предусматривает психопрофилактику, повышение стрессоустойчивости; коррекцию невротических состояний и высокого уровня тревожности; развитие познавательных функций; формирование мотивации на здоровье, здоровый образ жизни; коррекцию нарушений физического развития (нарушений осанки, плоскостопия и др.); оздоровительный бег; профилактику и коррекцию нарушений зрения; реабилитацию воспитанников с хроническими заболеваниями; рациональное питание; повышение общей резистентности организма воспитанников и закаливание (физио-, фитопроцедуры); оздоровление в летний период в загородной зоне; реализацию целевых оздоровительных, коррекционно-развивающих подпрограмм и др.

Одной из существенных психолого-педагогических составляющих социализации подростков группы риска является их профессиональное самоопределение.

Основываясь на системном подходе и опираясь на значение слова «комплексный» (охватывающий всю группу предметов, явлений, процессов, представляющий собой комплекс чего-либо), можно определить комплексное сопровождение профессионального самоопределения подростков группы риска как «совокупность управленческого, кадрового, методического, психологического, педагогического, медицинского, финансового компонентов, предполагающую объединение усилий всех субъектов образовательного пространства и представителей социальной среды, обеспечивающую профессиональное самоопределение подростков из группы риска».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!