СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках «Хорового пения»».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Просмотр содержимого документа
«« ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках «Хорового пения»».»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»







Методические рекомендации

Тема:« ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

на уроках «Хорового пения»».













Подготовила преподаватель

высшей квалификационной категории

Яцкова Л.В.







г.Унеча

2022г.



Содержание

  1. Введение



II. Здоровье сберегающие приемы.

  1. Логоритмическая гимнастика

  2. Ритмотерапия.

  3. Фольклорная арт-терапия.

  4. Музыкально-рациональная психотерапия.



III. Здоровье сберегающие технологии, применяемые в ДПОП «Хоровое пение» хор обучающихся 1-х классов.

.

1. Певческая установка. Распевки.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Игровой массаж.

5. Пальчиковые игры.

6. Речевые игры.

IV.Заключение.

V.Литература.













I.Введение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

II. Здоровье сберегающие приемы.

Может ли преподаватель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье обучающихся?

Одна из основных задач уроков хора: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся. Поэтому наряду с основными формами хоровой работы с детьми на уроках использую логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.

Также на уроках хора использую дыхательную гимнастику по системе Емельянова – это комплекс упражнений фонопедического метода развития голоса (ФМРГ)

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных обучающемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.



III. Здоровье сберегающие технологии, применяемые в ДПОП «Хоровое пение» хор обучающихся 1-х классов.



Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, - это верный показатель духовного и физического здоровья нации.

Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых.

Одной из задач музыкального развития по хоровому пению является:

- формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;

- формирование развития гармонического слуха.

Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, - все это способствует развитию здорового голосового аппарата.


Задачи программы по личностному развитию:

- формирование осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе взаимоотношение с окружающими людьми;

Задачи музыкального развития:

- закрепление комплекса упражнений фонопедического метода развития голоса (далее ФМРГ), формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении; - формирование развития гармонического слуха.


Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, - все это способствует развитию здорового голосового аппарата.

Певческая установка – посадка, положение корпуса, головы, навыки пения сидя, стоя.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.

ДПОП «Хоровое пение» хор обучающихся 1-х классов.

Основная форма музыкальной деятельности на уроках хора 1-х классов - это уроки музыки и хора, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.

Виды занятий - групповые. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом уроке следующих здоровьесберегающих технологий:

Певческая установка;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Певческая установка. Распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.


Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка.



Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглатала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!


Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.


Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Например:

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")

По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают "длинные усы")

С такими глазами! (показывают "большие глаза")

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)


Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Например:

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (покачивание на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (быстро топают).


IV. Заключение.


Уроки музыки с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.


V. Литература.

Репертуар хорового класса. (Народные песни). М, "Кифара",2004

Репертуар хорового класса. (Русская классика). М, "Кифара", 2007

Песни и хоры для детей. Славкин М. М, Владос, 2004

Пойте с нами. Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста Учебное пособие. С-П,"Композитор", 2004

Песни для детского хора. Бойко Р.Г М.,".Музыка", 2003г., Музыкальная шкатулка. Песни для детей. М.,"Музыка", 2004г., Огромный дом. Песни и хоры для детей. Дубравин Я. "Композитор", 2004г., Музыкальные примеры на уроках сольфеджио. Боровиковская Т М.,"Музыка", 2002г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!