Пояснительная записка
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия общества.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья учащихся через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками и преодолением неприятных жизненных ситуаций.
Определение понятию «здоровье» было впервые сформировано ВОЗ в 1940 году и звучало оно так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезни».
Формирование ЗОЖ – проблема комплексная. Роль не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укрепление должны стать ценностными мотивами поведения.
И именно школа, каждый учитель должен способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к ЗОЖ, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Цель: расширять представления детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Задачи:
Помочь детям лучше понять, как нужно заботиться о своём здоровье.
Развивать словесно-логическое мышление, связную речь, индивидуальное
самовыражение детей.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Контингент участников: подростки
Возраст: 12-13 лет
Количество участников: 25-30 человек
Время проведение: 1 час
Форма проведения: тематическое занятие
Методическое обеспечение: план занятия, электронная доска, 30 шт. тетрадных листов.
Ожидаемые результаты:
приобщёность к здоровому образу жизни;
сформированность нравственных и волевых качеств.
План занятия
Орг. момент.
Введение в тему.
Сообщение темы.
Работа по теме: упр. «Придумай определение»; упр. «10 заповедей»; легенда «О
напыщенном Мандарине»; упр. «Сказка про здоровье».
Итог, выводы.
Ход занятия
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! А, что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей) В. Г. Белинский (советский мыслитель, философ, публицист, критик) говорил: «Без здоровья не возможно и счастья». Как вы это понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
II. Введение в тему.
- Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения – всё это укрепляет здоровье.
III. Сообщение темы.
- Ребята, как вы думаете, что у человека самое дорогое на свете, что он не купит ни за какие деньги? (ответы детей - ЗДОРОВЬЕ). Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье. Тему нашего урока я назвала пословицей «Здоровье дороже богатства». (слайд 1)
- В чём смысл данной пословицы?
IV. Работа по теме.
- Сейчас я предлагаю вам упражнение, которое называется «Придумай определение»:
Инструкция: Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа, в течение 3 минут, должна сформулировать определение здоровье (на каждую букву). Затем определения зачитываются. Чье определение было самым полным и точным психолог записывает на доске.
- Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) (слайд 2) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
- Расскажите, пожалуйста, как складывается ваш день, с чего он начинается и чем заканчивается, чем вы его насыщаете? (заслушиваются высказывания учащихся)
- ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены (слайд 3): суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении, вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы и восстановления сил. И тут нам поможет упражнение «10 заповедей»:
- Инструкция: участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать 10 заповедей здорового образа жизни – неких человеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы таковым остаться. Затем, представитель каждой группы зачитывает заповеди перед классом.
- Многие люди живут по моде. Мода - это не только форма причёски. Мода - это и особенности поведения, которого придерживаются люди. Следовательно, вполне уместно говорить и о моде на образ жизни. Важнейшей задачей настоящего времени является создание моды на здоровье, здоровый образ жизни, через занятие спортом.
- Сейчас я прочитаю вам одну легенду «О напыщенном Мандарине» (слайд 4) послушайте её внимательно, а после – ответьте на мои вопросы:
Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый Мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом.
Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках - живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое - выпущу ее».
И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный Мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках - живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.
Обсуждение:
- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?
- От кого зависит Ваше собственное здоровье?
Заключение: все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него, выбор может влиять на его здоровье и будущую жизнь в целом.
- Слова о том, что надо беречь здоровье, стары, как мир. Потому как, сколько существует наша Земля, и человек на ней, столько и ведётся речь о здоровье. Ходит Здоровье где-то, и порой, люди не замечают его, а вспоминают о нём лишь тогда, когда теряет его. А Здоровье-то оно приходит днями, а уходит в миг.
- Напоследок я хотела бы предложить вам весёлое групповое упражнение «Сказка про здоровье» (слайд 5). Первое предложение начну я, а вы, по цепочке, продолжите: В некотором царстве, жило было Здоровье. Очень любило оно людей. Каждое утро на зарядку всех поднимало … Теперь ваша очередь продолжать сказку.
- Молодцы, очень интересная сказка получилась.
IV. Итог, выводы.
- Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни.
- На этом урок окончен (слайд 6), спасибо за внимание!
5