СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ноосферное образование» - система новых идей, взглядов, методов, моделей деятельности.

Новая универсальная система (ноосферное образование)  базируется на гуманистическом характере образовательного процесса, применении современных биоадекватных технологий, природосообразной учебной литературы.

Она использует самые последние научные открытия в области природы человека, природы информации и психологии ее восприятия, нейрофизиологических волновых процессов и других тенденции психологической науки, позволяющие правильно применять механизмы познания в педагогике, использовать биологически адекватные методологические и методические основы преподавания, формирующие новый тип мышления (целостного).

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии Кондратьева А.А.»

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Учитель биологии Кондратьева А.А.,

МОУ «Школа №112 города Донецка»


Работая в школе, мы не понаслышке знаем и видим, что техногенные изменения влияют на общество. Информационные потоки, обрушившиеся на нас, не успевают восприниматься и обрабатываться нашим сознанием. Взрослый человек, способен защищаться от «культурной» революции СМИ. А дети? К сожалению, они пока не могут отсортировать вредное от полезного, ненужное от необходимого.

Неутешительны и показатели здоровья учеников - физического и психологического, плавно переходящие в здоровье нации, а далее в здоровье всего человечества.

Согласно проведенному анализу, сегодняшние школьники имеют ряд заболеваний: нарушение осанки, болезни сердечно – сосудистой системы, ЖКТ, ЛОР-заболевания, аномалии зрения и слуха, растет также процент психически, неуравновешенных подростков. За период обучения в школе эти показатели ухудшаются.

Безусловно, психическое и физиологические здоровье детей также во многом зависит и от личности учителя. Стрессовые ситуации оказываются обоюдовлияющими как на состояние здоровья ученика, так и педагога. Это подтверждается одинаковыми формами нарушения работы физиологических систем, прежде всего, нервной и сердечно – сосудистой.

Таким образом, организация и формы педагогического процесса, здоровье учителя, психологический климат в коллективе нарушают не только воспитательно-образовательный процесс, но и оказывают отрицательное влияние на здоровье подростков.

Выходом из сложившееся ситуации может стать биоадекватная, здоровьесберегающая педагогика, формирующая природосообразное образовательное пространство.

На сегодняшний день – это «Ноосферное образование» как система новых идей, взглядов, методов, моделей деятельности.

Новая универсальная система (ноосферное образование) базируется на гуманистическом характере образовательного процесса, применении современных биоадекватных технологий, природосообразной учебной литературы.

Она использует самые последние научные открытия в области природы человека, природы информации и психологии ее восприятия, нейрофизиологических волновых процессов и других тенденции психологической науки, позволяющие правильно применять механизмы познания в педагогике, использовать биологически адекватные методологические и методические основы преподавания, формирующие новый тип мышления (целостного).

Организация природосообразного образовательного пространства поможет прикоснуться к собственному внутреннему миру, сориентирует на развитие личностных качеств, необходимых для гармонизации межличностных отношений, снимет напряжение во взаимоотношениях учителя и ученика, создаст условия для эффективной работы на уроках. Развитие творческого потенциала, творческое озарение сотрёт негативные переживания и окажет реальное терапевтическое воздействие, неся ощущение силы, радости, осознания красоты как высшего состояния души. Все участники образовательного процесса получат возможность через нравственную, природосообразную педагогику овладеть целостным мышлением и на этой основе формировать высокую культуру.

Очень часто мы, учителя, сетуем на то, что все усилия по передаче знаний ученикам оказываются недостаточно эффективными (чуть ли не наизнанку перед ними выворачиваюсь, и, вроде бы, действительно поняли, на все вопросы ответили. А следующий урок приносит разочарование: как будто все впервые слышат). Почему у них такая плохая память? Из года в год все хуже! Причина все та же.

При чрезмерной перегрузке информацией, поступающей в левое полушарие головного мозга, срабатывают силы самозащиты организма. Мозг защищает себя от разрушения естественной для него реакцией – перемещением большей части информации на так называемую краткосрочную память.

Есть такие дети (их называют «дети индиго»), отличающиеся выдающимися способностями. Отмечено, что у них в равной мере работают оба полушария. Отсюда и способности.

Таким образом, естественным, природосообразным методом усвоения информации является способ получения ее через активизацию двух полушарий.

Вспомним, как получают информацию об окружающем мире животные, как получал ее наш далекий предок – первобытный человек. Любой новый объект или явление он сначала познавал с помощью своих органов чувств, запечатлевая в памяти в виде эмоционального образа (это вкусно, это горько, это горячо, это опасно – больно и т.д.), затем выстраивал логическую цепочку связей предметов и явлений и, в зависимости от них, строил свое поведение, практическую деятельность в природе. Подобный способ мышления является естественным, природосообразным, здоровьесберегающим.



 Здоровьесберегающий потенциал методики.

Биоадекватная методика преподавания концентрирует внимание, включает память, волевые усилия по выполнению множества регламентированных урочных действий в соответствии с психофизиологическими возможностями учащихся.

Преимущества биоадекватной методики очевидны. Благодаря естественной стимуляции ретикулярной формации через все каналы восприятия обеспечивается  бодрствующее, деятельное  состояние коры обоих полушарий головного мозга.

Кроме того, релаксация обеспечивает реализацию коммуникативной функции эмоций, которая почти на 90% происходит на неречевом уровне. Эмоциональное напряжение выходит   на  вегетативные функции организма человека, проявляясь сдвигами кожно-гальванического рефлекса, частоты сердечных сокращений, кровяного давления и т.п.  В результате моделирования в процессе релаксации эмоционально-позитивной среды происходит нормализация работы вегетативных функций организма и получение дополнительного энергетического импульса для усвоения новой учебной информации и приобретения навыков познания. Так как влияние эмоций на поведение подчинено принципу  максимизации положительных эмоций  и минимизации отрицательных, то данный подход соответствует природному закону нормального развития  психических функций  у ребёнка.

Предохранительной  мерой в решении педагогической задачи здоровьесбережения выступает  структурирование учебной информации по базовому принципу золотых пропорций. Большая часть  (65%) учебного материала в биоадекватном преподавании является известной, данной уже из пройденного курса изучаемой дисциплины или других общедоступных источников. Доля незнакомой информации составляет 30%. И только 5%  от общего учебного материала может содержать негативный смысл явно или в виде подтекста. Таким образом, и по энергетическим,  и по информационным параметрам  методика представляет универсальный естественный инструмент профилактики  психосоматических заболеваний.

Биоадекватность метода  не исчерпывается  профилактическими функциями.  Он не только сохраняет, но корректирует и развивает здоровье благодаря  запуску механизма  саморегуляции.               

Ноосферный  учитель,  создавая на уроке состояние комфорта, удовольствия, радости, единения с миром, методически грамотно  включает природный механизм самоуправления. В состоянии релаксации  каждый погружён в себя, каждый ребёнок сам моделирует образы, обеспечивающие ему состояния покоя и познания. Учебная информация воспринимается легко – через мечту. В активном состоянии  ребенок легко воспроизведет весь материал: он и отдохнул, и поработал.                Учебная релаксация – это самый приятный и самый здоровый этап  образовательного процесса, ведь в этот момент дети «говорят на одном языке с природой».

Биоадекватность восприятия и, соответственно, эффективность методики оказывается выше у тех, кто в меньшей степени испытывал  влияние со стороны «левополушарного» социума. Методом образного мышления наиболее успешно овладевают учащиеся  младшего школьного возраста. Он им нравится,  поскольку это естественный  для человека путь мышления.

Критериями эффективности методики являются прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса, снижение заболеваемости.



2



Просмотр содержимого презентации
«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии Кондратьева А.А.»

Добрый день!

Добрый день!

болезни сердечно – сосудистой системы болезни желудочно-кишечного тракта нарушение осанки ЛОР-заболевания аномалии зрения и слуха психическая неуравновешенность

болезни сердечно – сосудистой системы

болезни желудочно-кишечного тракта

нарушение осанки

ЛОР-заболевания

аномалии зрения и слуха

психическая неуравновешенность

Биоадекватная методика преподавания Здоровьесберегающая педагогика Ноосферное образование Природосообразное образовательное пространство

Биоадекватная методика преподавания

Здоровьесберегающая педагогика

Ноосферное образование

Природосообразное образовательное пространство

Ноосферное образование Гуманистическое образование Биоадекватные технологии Природосообразная учебная литература

Ноосферное образование

Гуманистическое образование

Биоадекватные технологии

Природосообразная учебная литература

Естественный, природосообразный метод  усвоения информации

Естественный, природосообразный метод

усвоения информации

Биоадекватная методика : - концентрирует внимание - включает память   - включает волевые усилия  Преимущества методики:  - бодрствующая деятельность обоих полушарий   - нормализация работы вегетативных функций организма   получение дополнительного энергетического импульса  для усвоения новой учебной информации  и приобретения навыков познания

Биоадекватная методика :

- концентрирует внимание

- включает память

- включает волевые усилия

Преимущества методики:

- бодрствующая деятельность обоих полушарий

- нормализация работы вегетативных функций организма

  • получение дополнительного энергетического импульса

для усвоения новой учебной информации

и приобретения навыков познания

известное новое негативный  подтекст ПРИНЦИП ЗОЛОТЫХ ПРОПОРЦИЙ 5% 30% 65%

известное

новое

негативный

подтекст

ПРИНЦИП ЗОЛОТЫХ ПРОПОРЦИЙ

5%

30%

65%

прочность знаний эмоциональный эффект социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса снижение заболеваемости Критерии эффективности методики:

прочность знаний

эмоциональный эффект

социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса

снижение заболеваемости

Критерии эффективности методики:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!