СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Застывшая музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: виртуальная экскурсия

Ведущий метод: поисковый

Цель:      раскрытие  взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на  примере синтеза музыки и архитектуры.

Просмотр содержимого документа
«Застывшая музыка»

5


УРОК МУЗЫКИ

в 5 классе.


Тема урока: «Застывшая музыка»


Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»


Тип урока: виртуальная экскурсия


Ведущий метод: поисковый


Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.


Задачи:

Образовательные:

- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;

- рассмотреть способы воплощения «музыкальности» в архитектуре и «архитектурности» в музыке;

- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Развивающие:

- развивать способность наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;

Воспитывающие:

- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся;


Оборудование урока и методическое обеспечение:

1.Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;

2.Презентация с использованием видео- и аудио ряда;

3.Монета;

4.Карточки с заданием для творческого задания;

5. Видеоролик для поднятия настроения «Смешные здания».







Ход урока


  1. Введение. Марк Витрувий Поллион


Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Многие люди, вернувшись из путешествия, разочарованно говорят: «ничего особенного»… Увы, когда у человека нет опыта общения с искусством, ему остается единственное удовольствие - фотографии на фоне достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие – экскурсия в историю искусства. И начнём мы издалека...

Слайд 2.1

Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. В первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, занимающихся этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

«... он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах...»

Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь? (мнения ребят)

- Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах. В своих книгах он поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы. Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот список абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди.


Тема сегодняшнего урока - «Застывшая музыка».

Слайд 2.2


II. Эксперимент. Поиск точек соприкосновения.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же общего у музыки и архитектуры? И почему архитектуру называют застывшей музыкой? Проведём простой эксперимент. Музыкальный фрагмент, который вы сейчас услышите, посвящён известному архитектурному сооружению. Во время его звучания постарайтесь запомнить свои ощущения.

Слайд 2.3


Слушание: «Пирамиды» (египетская этническая музыка)

Опишите услышанное (древность, что-то большое, тяжёлое, тёмное; характер грозный, мрачный; похоже на восточные мелодии).

Слайд 3

Перед вами несколько архитектурных сооружений. Есть ли в каком-то из них «отзвуки» только что услышанной музыки? (египетские пирамиды) Есть другие мнения? (ответы ребят)

- Верно. Вместе с музыкой мы получили не только настроение, но и информацию, которую смогли «прочитать» в архитектуре. Поскольку это произошло, давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи. (в тетради дети пишут «Сходства»)


III. Сопоставление элементов выразительности.

Слайд 4

- Перед вами небольшой «архитектурный» фотоальбом. Слева на слайде 12 элементов музыкальной речи, на полосе внизу страницы – элементы архитектурного языка, а в центре - фотографии, на которых мы можем проследить сходные черты. Попробуйте посмотреть на них глазами музыканта.

Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:

Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, «певучие» линии, соответствующие русской песенности;

Гармония (консонанс, диссонанс) – здесь «благозвучие», красивое сочетание, всего «в меру»;

Фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), а справа ощущение созвучия, аккорда;

Ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

Лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от вашего личного восприятия здания или событий, связанных с ним;

Тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;

Темп (движение) – отражение происходящего;

Регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

Динамика (громкость) – высокие здания здесь «громче», напряжённее, чем обычные городские постройки;

Звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

Орнаментика (украшения) – «кружевное» здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

Форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части «этажами», материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

.


4. Творческое задание.

- Перед вами 4 архитектурных произведения и столько же музыкальных фрагментов.

Ваша задача – найти созвучие между музыкой и архитектурой и отметить стрелочкой. Затем обоснуйте свой выбор.


5.Исполнительская деятельность.


- Время нашего путешествия подходит к концу, мы возвращаемся в свой родной город Хабаровск. Сколько лет Хабаровску?.....Очень молодой и современный город!

- Какие новые архитектурные сооружения есть в вашем городе?...

- Как они выглядят?...

- Чем они отличаются от старинных строений? Почему?

(потому что мы живем в другом времени, нам нужны новые формы, стили, технологии , созвучные нашему стремительному ритму жизни).

Если ритм нашей жизни прогрессирует, меняется архитектура, меняется и музыка.


Подберите музыку к современным зданиям родного города (простую и популярную)


- Есть замечательная песня о Хабаровске «Вдоль Амура белым парусом» автор Матвей Журавлев. Многие считают ее Гимном нашего города. Послушайте ее в исполнении …

Мелодия этой песни не сложная и красивая. Пользуйтесь текстом, споем ее вместе.


Разучивание песни.

- Этой песне уже не мало лет, но и сегодня она популярна среди молодежи истудентов, ее поют не только под гитару.но и под современные муз. инструменты.

Исполнение песни «Вдоль Амура белым парусом»


6. Домашнее задание.

Слаид

7. Итог.

- Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?

( Потому что это одно из самых долговечных и сильных средств выражения культуры и духовности.Подобно музыке, она способна вызывать у человека глубокие чувства).

-Может ли архитектура существовать без музыки?

- А музыка без архитектуры?


- Подводя итог нашей виртуальной экскурсии, мне бы хотелось ещё раз напомнить вам о том, что музыка и архитектура, не смотря на очевидные различия между ними, с древнейших времён находили множество точек соприкосновения, которые делали эти виды искусства ярче и красноречивее.


Видео (для поднятия настроения) «Смешные здания».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!