5
УРОК МУЗЫКИ
в 5 классе.
Тема урока: «Застывшая музыка»
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
Тип урока: виртуальная экскурсия
Ведущий метод: поисковый
Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.
Задачи:
Образовательные:
- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
- рассмотреть способы воплощения «музыкальности» в архитектуре и «архитектурности» в музыке;
- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;
Воспитывающие:
- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
Оборудование урока и методическое обеспечение:
1.Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
2.Презентация с использованием видео- и аудио ряда;
3.Монета;
4.Карточки с заданием для творческого задания;
5. Видеоролик для поднятия настроения «Смешные здания».
Ход урока
Введение. Марк Витрувий Поллион
Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Многие люди, вернувшись из путешествия, разочарованно говорят: «ничего особенного»… Увы, когда у человека нет опыта общения с искусством, ему остается единственное удовольствие - фотографии на фоне достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие – экскурсия в историю искусства. И начнём мы издалека...
Слайд 2.1
Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. В первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, занимающихся этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?
«... он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах...»
Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь? (мнения ребят)
- Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах. В своих книгах он поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы. Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот список абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди.
Тема сегодняшнего урока - «Застывшая музыка».
Слайд 2.2
II. Эксперимент. Поиск точек соприкосновения.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же общего у музыки и архитектуры? И почему архитектуру называют застывшей музыкой? Проведём простой эксперимент. Музыкальный фрагмент, который вы сейчас услышите, посвящён известному архитектурному сооружению. Во время его звучания постарайтесь запомнить свои ощущения.
Слайд 2.3
Слушание: «Пирамиды» (египетская этническая музыка)
Опишите услышанное (древность, что-то большое, тяжёлое, тёмное; характер грозный, мрачный; похоже на восточные мелодии).
Слайд 3
Перед вами несколько архитектурных сооружений. Есть ли в каком-то из них «отзвуки» только что услышанной музыки? (египетские пирамиды) Есть другие мнения? (ответы ребят)
- Верно. Вместе с музыкой мы получили не только настроение, но и информацию, которую смогли «прочитать» в архитектуре. Поскольку это произошло, давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи. (в тетради дети пишут «Сходства»)
III. Сопоставление элементов выразительности.
Слайд 4
- Перед вами небольшой «архитектурный» фотоальбом. Слева на слайде 12 элементов музыкальной речи, на полосе внизу страницы – элементы архитектурного языка, а в центре - фотографии, на которых мы можем проследить сходные черты. Попробуйте посмотреть на них глазами музыканта.
Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:
Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, «певучие» линии, соответствующие русской песенности;
Гармония (консонанс, диссонанс) – здесь «благозвучие», красивое сочетание, всего «в меру»;
Фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), а справа ощущение созвучия, аккорда;
Ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
Лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от вашего личного восприятия здания или событий, связанных с ним;
Тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;
Темп (движение) – отражение происходящего;
Регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
Динамика (громкость) – высокие здания здесь «громче», напряжённее, чем обычные городские постройки;
Звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;
Орнаментика (украшения) – «кружевное» здание, очень обильно, с выдумкой украшено;
Форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части «этажами», материалом, рельефно.
Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.
.
4. Творческое задание.
- Перед вами 4 архитектурных произведения и столько же музыкальных фрагментов.
Ваша задача – найти созвучие между музыкой и архитектурой и отметить стрелочкой. Затем обоснуйте свой выбор.
5.Исполнительская деятельность.
- Время нашего путешествия подходит к концу, мы возвращаемся в свой родной город Хабаровск. Сколько лет Хабаровску?.....Очень молодой и современный город!
- Какие новые архитектурные сооружения есть в вашем городе?...
- Как они выглядят?...
- Чем они отличаются от старинных строений? Почему?
(потому что мы живем в другом времени, нам нужны новые формы, стили, технологии , созвучные нашему стремительному ритму жизни).
Если ритм нашей жизни прогрессирует, меняется архитектура, меняется и музыка.
Подберите музыку к современным зданиям родного города (простую и популярную)
- Есть замечательная песня о Хабаровске «Вдоль Амура белым парусом» автор Матвей Журавлев. Многие считают ее Гимном нашего города. Послушайте ее в исполнении …
Мелодия этой песни не сложная и красивая. Пользуйтесь текстом, споем ее вместе.
Разучивание песни.
- Этой песне уже не мало лет, но и сегодня она популярна среди молодежи истудентов, ее поют не только под гитару.но и под современные муз. инструменты.
Исполнение песни «Вдоль Амура белым парусом»
6. Домашнее задание.
Слаид
7. Итог.
- Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?
( Потому что это одно из самых долговечных и сильных средств выражения культуры и духовности.Подобно музыке, она способна вызывать у человека глубокие чувства).
-Может ли архитектура существовать без музыки?
- А музыка без архитектуры?
- Подводя итог нашей виртуальной экскурсии, мне бы хотелось ещё раз напомнить вам о том, что музыка и архитектура, не смотря на очевидные различия между ними, с древнейших времён находили множество точек соприкосновения, которые делали эти виды искусства ярче и красноречивее.
Видео (для поднятия настроения) «Смешные здания».