Заседание кружка «Подросток и закон»
Тема занятия: Школа волонтеров.
Цель занятия: способствовать формированию позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, развитие волонтерского движения в школе.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся мотивацию к волонтёрской деятельности
2. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в школе.
3. Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности.
4. Воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств.
В результате занятия участники смогут:
сформулировать понятие «волонтёр»
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем
приобретут навыки работы в сотрудничестве
поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Ход занятия:
I этап - мотивирование на учебную деятельность
- Добрый день уважаемые ребята и гости нашей школы. Присаживайтесь. Я очень рада видеть вас!
«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже!»
«я дарю вам улыбку»
Дети: «мы тоже»
«я радуюсь вам»
Дети: «мы тоже!»
«Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
«Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
«Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже» (все обнимаются в едином кругу)
Ваше настроение отличное? (ДА!!!)
Наше занятие начинается, и я желаю вам интересной, плодотворной работы.
- Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе, принятые еще на первых занятиях.
(повторение правил работы в группе)
- У каждой рабочей группы есть уже подготовленный рабочий лист, который вы будете заполнять в течении занятия. Старайтесь, чтобы по окончании занятия вы смогли представить свою работу. Я желаю вам удачи!
II этап - актуализация знаний
Живу, как умею.
Живу, как могу,
Путем, мне начертанным,
Прямо иду.
Не прячусь от трудностей,
Верю в добро
И очень хочу,
Чтоб всем людям везло.
Люблю добродушных,
А подлых боюсь,
Людей «толстокожих»
Всегда сторонюсь.
Неравнодушных людей я люблю
И сердцем тянусь к их теплу и огню.
Открыта душой я земной красоте,
Все добрые люди.
Братья вы мне!
- Как вы поняли о ком и о чём это стихотворение?
III. Целеполагание, постановка проблемы.
- Да ребята, о таких людях мы и поговорим сегодня. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.
- Скажите, пожалуйста, что такое волонтерство?
Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
- Как вы думаете, кто может стать волонтером?
- Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Упражнение: «Салфетки». Возьмите в руки салфетки, закройте глаза и постарайтесь выполнять мои команды: сложите листок пополам, разгладьте места сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; снова сложите листок и повторите процедуру 3-4 раза. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листочки, учитель предлагает развернуть и открыть глаза.
- Первоначально у всех листы были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же команды, но, тем не менее, узор у всех получился разный.
- Почему так получилось?
- Каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других. Сегодня я вам предлагаю научиться быть волонтёрами.
- Как вы считаете, актуальна ли эта тема сегодня?
- Как вы думаете: волонтерство – это мода или добро?
- Что бы вы хотели узнать по этой теме, может быть кто-то желает предложить план работы для изучения этого материала?
IV. Решение проблемы.
Мозговой штурм «Что я могу сделать сегодня?»
- Мы проведем «Мозговой штурм». Возьмите пожалуйста стикеры и напишите, что вы сможете сделать сегодня став волонтером?
- Почему люди становятся волонтерами? (идея, психологическая потребность быть нужным, потребность в общении, интерес, антураж, самореализация, творческие возможности, решение своих проблем, досуг, способ поделиться своим опытом, защита своих интересов, подтверждение своей самостоятельности и взрослости)
- Волонтерское движение имеет свои принципы. Сейчас я предлагаю группам перейти к работе.
Задание рабочим группам: выберите из предложенных вам вариантов только те принципы, на которых как вы считаете, строится волонтерское движение.
- У каждого общественного движения есть своя история. Давайте обратимся к истории нашего волонтерского движения. (сообщение о истории волонтерского движения)
- А теперь перейдем к видам волонтерства. Только за последние годы волонтерское движение приобрело огромную популярность среди молодежи.
Семейное волонтерство – вовлечение в благотворительность всей семьи.
Событийное волонтерство - выезды на место катастроф, ликвидация последствия стихий.
Международное волонтерство - очень распространенная практика в нашей стране с целью обмена опытом, установления дружеских интернациональных отношений и развития толерантности.
Виртуальное волонтерство - в качестве примера онлайн-волонтерства можно назвать работу ЖЖ-сообщества pozar-ru, которое занималось координацией ликвидации пожаров, оказанием помощи пострадавшим в разных регионах России. Еще один волонтерский интернет-ресурс – «Карта помощи», где собиралась информация в пунктах сбора помощи о пострадавших во время пожаров.
Инклюзивное волонтерство – привлечение к оказанию помощи людей с ограниченными возможностями, которые через деятельность подобного рода могут почувствовать себя полноправными членами в общества. В России это направление развито еще очень слабо. Скорее ведется работа по оказанию помощи больным детям, чем привлечение их к активным благотворительным действиям.
Экологическое – помощь в очистке парков, уборке территорий, чистке снега и т.п.
Зоозащита – спасение и пристрой бездомных животных.
Социальное волонтерство – помощь больным, малоимущим и нуждающимся людям.
Спортивное волонтерство - добровольцы прокатывают трассы, помогают в организации чемпионатов, универсиад и других спортивных игр.
- Есть какое – то направление в волонтерской работе, о котором вы не знали?
Видеролик о волонтерах
- Как получить волонтерскую книжку?
«Личная книжка волонтёра» - документ, который служит для учёта волонтёрской (добровольческой) деятельности и содержит сведения о стаже волонтёрской деятельности, поощрениях и дополнительной подготовке волонтёра. Выдаётся Государственным комитетом Псковской области по молодёжной политике.
Алгоритм получения личной книжки волонтера.
Для получения личной книжки волонтера (далее - ЛКВ) необходимо:
1. Пройти регистрацию на едином информационном портале для волонтёров (добровольцев) —
www.технология-добра.рф и получить личный регистрационный номер.
2. Написать заявление в Государственный комитет Псковской области по молодежной политике, указав личный регистрационный номер, полученный при регистрации на сайте www.технология-добра.рф (Приложение 1). Сделать фотографию 3х4.
3. Получить ЛВК можно:
- после обращения в индивидуальном порядке в Государственном комитете Псковской области по молодежной политике с письменным заявлением и фотографией (ул. Петровская, д. 51, 6 этаж, кабинеты 611 и 614);
- обратиться в управление по молодежной политике ПсковГУ со всеми необходимыми документами (пл. Ленина, д. 2, каб. 14, Костечук Алена Юрьевна или Белкова Татьяна Алексеевна, тел. 75-23-49).
Примечание: ЛВК выдается в течении 10 рабочих дней с момента подачи заявления.
- Одной из форм волонтерского движения является акция. (сообщение об акции)
V. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
Задание рабочим группам: выберите одну их предложенных вам тем акции, разработайте и представьте мероприятия, которые вы бы смогли провести по данной акции.
(Акция «Чистый поселок», «Марафон добра», «Сделаем мир ярче!», «Протяни руку помощи», «Давайте люди землю сбережем!»)
VI. Рефлексия учебной деятельности
- Волонтерство - это большая перспектива развития своих социальных практик для человека с активной жизненной позицией. Это замечательная возможность помогать обществу и развивать собственные творческие потенциалы!
- Чтобы вы новенького взяли для себя с нашего занятия? О чем бы задумались?
- И закончить нашу встречу хочу словами Арины Забавиной:
Добро творите. Рук не опускайте.
Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!
Песня «В нашем мире огромном…»
Принятие правил работы в группе
1.Умейте слушать друг друга.
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его.
2. Говорите по существу
3. Проявляйте уважение
4. Закон «НОЛЬ- НОЛЬ»
5.Конфеденциальность
То что происходит на занятии, остается между участниками.
6.Правило «СТОП»
Если обсуждение какого – то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, тот , чей опыт обсуждается , может закрыть тему, сказав «стоп».
7.Каждый говорит за себя , от своего имени.
Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю , что ….» и т.п.
8.Правило «Понятой руки »
Бланк анкеты «Обратная связь»
Ф.И. участника __________________________________________________________
Дата занятия ____________________
1.Степень включенности:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешает быть включенным в занятие______________________________________
_________________________________________________________________________
2.Что раздражало, вызывало напряжение________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Что больше всего понравилось, какие упражнения? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4.Что нового ты узнал(термин, понятие), какой новый навык приобрел:____
________________________________________________________________
________________________________________________
5.Пожелание и замечания педагогу_________________________________
_________________________________________________________________
На сайте www.jaba.ru открыта всероссийская регистрация волонтёров
На сайте http://www.jaba.ru ведется всероссийская регистрация волонтёров.
Для включения в базу данных о волонтерской деятельности всем желающим необходимо зарегистрироваться на сайте http://www.jaba.ru в качестве волонтера и предоставить в соответствующие структуры распечатку, подтверждающую регистрацию, и личное заявление соответствующей формы. Информация для региональной базы данных о волонтерской деятельности принимается департаментом по делам молодежи, физкультуре и спорту Ярославской области от муниципальных органов по делам молодежи и молодежных и детских общественных организаций (муниципальных и областных).
Где мой идентификационный номер?
Для получения личного ID номера вам необходимо:
1. Зарегистрироваться на сайте http://www.jaba.ru
2. После регистрации на указанный e-mail придёт письмо, подтверждающее регистрацию. Для подтверждения перейдите по ссылке активация профиля в полученном письме.
3. Зайдите на сайт http://www.jaba.ru
4. Введите указанный при регистрации e-mail и пароль в правой верхней части сайта.
5. В левом углу находится ваш профайл. В профайле необходимо зайти в раздел Анкета волонтера, где Вы увидите ID волонтера