3.
4.
|
Определение проблемы урок
Подведение итогов.
|
1. Учащиеся объясняют значение слова «защита» , подбирая однокоренные слова:
а) «защищать, щит, находиться «за щитом»
б) Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия.
в) Находиться за щитом - укрываться или защищаться от нанесения удара мечом, другим предметом.
2. Письмо с фронта, написать мог солдат.
3. «Войны, защитники Отечества».
Каждая пара учащихся получает по листу с определением, их читают и во время чтения находят ответы на свои вопросы. После прочтения идет рассуждают в паре над поставленными вопросами.
4. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.
5. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.
Пересвет ушел от Д.Донского и стал монахом, а князю Д.Донскому нужна помощь храбрых воинов. Пересвет не желал брать вновь оружие, но защитить Родину – долг православного человека.
Ответ на вопрос:
Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому, чтобы он благословил его на битву с Ордой. Он попросил двух монахов - бывших воинов отпустить с ним на битву с Мамаем, т.к. понимал, что укрепленные духом воины на боле боя становятся еще сильнее.
Учащиеся, обсудив и приняв решение, отвечают:
Защитник Отечества должен быть мужественным, справедливым, уважающим рядом находящихся людей, любящий свою Родину, дом, семью.
6) Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг по Любви к Родине, не думая о том, что жизнь твоя на этом может и закончится.
|
1. Что такое Родина мы с вами уже говорили – это Отчизна, Отечество.
Давайте разберем
а) смысл слова «защита»; подберем однокоренные слова:
б) Что такое «щит»?
Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата.
в) Что значит «находиться за щитом»?
2. А теперь послушайте стихотворение – письмо. А пока я читаю, подумайте, и ответьте кто мог его написать.
- «Послушай, Бог.
Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.
И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,
И Ты меня поймешь: не странно ли,
Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,
Что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.
Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?
Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.
Еще хочу сказать, что,
Как Ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, мой Боже,
Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду.
И вряд ли уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь».
- Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:
- «Так значит, как правильно будет звучать тема нашего урока?
- Объясните, что такое Отечество?
В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе, и понятнее.?
- «Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.
- Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 134)
- Какова цель оборонительной войны?
- Как можно еще назвать такую войну? (справедливой)
- Если есть справедливая война, то есть и какая?
- Какова цель у справедливой, а какая у несправедливой войны?
Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества?
- Кого можно считать первыми защитниками нашего Отечества?
- Каких богатырей вы знаете?
- Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них?
Илья Муромец.
Слайд 6 - 7
Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину.
Слайд
- Какой князь изображён на этом портрете? Что вы знаете об этом князе?
Александр Невский
Слайд 8
Дмитрий Донской.
Слайд 9
- «Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа:
“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”.
Слайд 10
Фёдоре Ушакове.
Слайд 11
- Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков.Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.
- А как вы думаете, есть ли святые воины в современной России?
Евгении Родионов
Слайд 12 – 13
Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.
Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов. Завязался бой между сорокалетними побывавшими на войне громилами и безусыми неопытными, почти ничем не защищенными мальчиками. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.
Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа были вместе.
Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия. Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос. Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины ... из-за рубежа.
Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно ...О нем знают в Америке, Японии, Германии.
В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.
Слайд 14
«Плачет земля на два голоса. Один голос ? как у старой матери. Причитает она на чужом языке над детьми своими. Другой голос ? девичий. Плачет девица, словно свирель жалобная. Это знамение сулит нам победу, но много русских воинов поляжет в бою».
6. Сейчас мы с вами вернемся к моменту нашего урока, когда говорили о защите. Давайте выберем те слова, которые помогут понять, какой защитник нужен нашему Отечеству.
Слайд 15
мужественный справедливый
злобный уважение
гордый жестокий
родина дом эгоист
любовь семья лень
Обоснуйте свои высказывания.
- Как православная церковь относится к воинам? Почему?
- Закончить наш урок я хочу такими строками:
«Защитники Отечества – поэты,
Хранители сердечного тепла.
Архангелы кладут, как эполеты,
На плечи им небесные крыла.
И воинство небесное готово
Вести извечный бесконечный бой.
И веру, и Отечество, и слово
Во мгле кромешной заслонить собой.
Всем воинам, в бою неравном павшим,
Стоять в небесном воинском строю.
А всем, стихов при жизни не читавшим,
Быть предстоит поэтами в раю.
Господь на золотые эполеты
Кладёт им негасимый горний свет…
Защитники Отечества – поэты!
Других у Бога не было и нет».
|
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической формой речи.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД:
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
|