СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Защита отечества" разработка урока по ОРК

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ по теме «Защита Отечества»

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые

УУД

1

Организационный момент.

Ученики приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам видеоролик, который поможет ее определить.

Личностные УУД – умение   соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и нормами.

2

Актуализация определение темы урока, постановка цели и задач урока.

1. Просмотр предложенного видеоролику.

2. Ответы учащихся:

а) О 23 февраля.

б) О празднике, мужском празднике.

в) Это праздник называется день защитника отечества.

 

3. «Защита Отечества»

 

1. Демонстрация видеоролика о 23 февраля;

2. Беседа по предложенному видеоролику:

а) О чем этот видеоролик?

б) О чем идет речь, о каком дне?

в) А почему говориться о 23 февраля?

 

 

 

 

3. Сформулируйте тему урока.

 

Коммуникативные УУД : ученики учатся отвечать на вопросы;   учатся вести диалог;  работать в парах

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Определение проблемы урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

1. Учащиеся объясняют значение слова «защита» , подбирая однокоренные слова:

а) «защищать, щит, находиться «за щитом»

 

б) Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия.

в) Находиться за щитом  - укрываться или защищаться от  нанесения удара мечом, другим предметом.

2.  Письмо с фронта, написать мог солдат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Войны,   защитники Отечества».  

 

 Каждая пара учащихся получает по листу с определением, их читают и во время чтения находят ответы на свои вопросы. После прочтения идет  рассуждают в паре над поставленными вопросами.

 

 

 

4. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.

 

 

 

5. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересвет ушел от Д.Донского и стал монахом, а князю Д.Донскому нужна помощь храбрых воинов. Пересвет не желал брать вновь оружие, но защитить Родину – долг православного человека.

Ответ на вопрос:

Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому, чтобы он благословил его на битву с Ордой. Он попросил двух монахов - бывших воинов отпустить с ним на битву с Мамаем, т.к. понимал, что укрепленные духом воины на боле боя становятся еще сильнее.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, обсудив и приняв решение,  отвечают:

 

Защитник Отечества должен быть мужественным, справедливым, уважающим рядом находящихся людей, любящий свою Родину, дом, семью.

6) Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг  по Любви к Родине, не думая о том, что жизнь твоя на этом может и закончится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое Родина мы с вами уже говорили – это Отчизна, Отечество.

Давайте разберем

 

а) смысл слова «защита»; подберем однокоренные слова:

 

б) Что такое «щит»? 

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия.  Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата.

 в) Что значит «находиться за щитом»?

 

 

2.  А теперь послушайте стихотворение – письмо. А пока я читаю, подумайте,  и ответьте кто мог его написать.

- «Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь».

- Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено  не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

- «Так значит, как правильно будет звучать тема нашего урока?

- Объясните, что такое Отечество?

В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе,  и понятнее.?

 

 

- «Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.

- Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 134)

- Какова цель оборонительной войны?

- Как можно еще назвать такую войну? (справедливой)

- Если есть справедливая война, то есть и какая?

- Какова цель у справедливой, а какая у  несправедливой войны?

 

 

Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества?

- Кого можно считать первыми защитниками нашего Отечества?

- Каких богатырей вы знаете?

- Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них?

Илья Муромец.

Слайд 6 - 7

Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину.

Слайд

- Какой князь изображён на этом портрете? Что вы знаете об этом князе?

Александр Невский

Слайд 8

Дмитрий Донской.

Слайд 9

- «Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа:

“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”.

 Слайд 10

 Фёдоре Ушакове.  

Слайд 11

          - Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков.Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

 - А как вы думаете, есть ли святые воины  в современной России?

Евгении Родионов

Слайд 12 – 13

Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

     Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов. Завязался бой между сорокалетними побывавшими на войне громилами и безусыми неопытными, почти ничем не защищенными мальчиками. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа ­ были  вместе.

Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.       Так было предопределено, чтобы на рубеже  тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.  Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины ... из-за рубежа.       Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно ...О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

Слайд 14

«Плачет земля на два голоса. Один голос ? как у старой матери. Причитает она на чужом языке над детьми своими. Другой голос ? девичий. Плачет девица, словно свирель жалобная. Это знамение сулит нам победу, но много русских воинов поляжет в бою».

6. Сейчас мы с вами вернемся к моменту нашего урока, когда говорили о защите. Давайте выберем те слова, которые помогут понять, какой защитник нужен нашему Отечеству.

 Слайд 15

 

мужественный            справедливый

злобный                         уважение

гордый                          жестокий

родина            дом        эгоист

любовь         семья       лень

 

Обоснуйте свои высказывания.

 

- Как православная церковь относится к воинам? Почему?

- Закончить наш урок я хочу такими строками:

«Защитники Отечества – поэты,

Хранители сердечного тепла.

Архангелы кладут, как эполеты,

На плечи им небесные крыла.

И воинство небесное готово

Вести извечный бесконечный бой.

И веру, и Отечество, и слово

Во мгле кромешной заслонить собой.

Всем воинам, в бою неравном павшим,

Стоять в небесном воинском строю.

А всем, стихов при жизни не читавшим,

Быть предстоит поэтами в раю.

Господь на золотые эполеты

Кладёт им негасимый горний свет…

Защитники Отечества – поэты!

Других у Бога не было и нет».

 

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

владение монологической  формой речи.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное  УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

 

5.

Рефлексия.

Учащиеся определяют свое понимание темы, выбирают лист определенного цвета.

В конце урока предлагаю учащимся высказать свое понимание темы урока, мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиям справился самостоятельно»

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»

Красный цвет – «Помогите! Мне требуется помощь!»

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

6.

Домашнее задание.

 

 

Я предлагаю вам выполнить дома:

Найти в литературе, газете, журнале,

в Интернете сообщение о человеке,

который спасал человека или людей, не

думая в данный момент о себе.

 

Просмотр содержимого документа
«"Защита отечества" разработка урока по ОРК»

Муниципальная бюджетная образовательное учреждение средняя образовательная школа имени Героя Советского Союза Е. А. Дикопольцева   Выполнила учитель  начальных классов  ПУЛЬНЕВА Т.В.

Муниципальная бюджетная образовательное учреждение средняя образовательная школа имени Героя Советского Союза Е. А. Дикопольцева

Выполнила учитель

начальных классов ПУЛЬНЕВА Т.В.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА Сила Отечества в памяти о героях-защитниках.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

Сила Отечества в памяти о

героях-защитниках.

За щит а За щит ник-  тот, кто защищает, охраняет, оберегает За щит ить - охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Щит - «то, что защищает, загораживает; заслон, навес».

За щит а

За щит ник-

тот, кто защищает, охраняет, оберегает

За щит ить -

охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности.

Щит -

«то, что защищает, загораживает; заслон, навес».

Письмо с фронта - «Послушай, Бог. Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я, Но сегодня мне хочется приветствовать тебя. Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, На небо звездное, что было надо мной. Я понял вдруг, любуясь мирозданием, Каким жестоким может быть обман. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, И Ты меня поймешь: не странно ли, Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя? А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, Что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно. Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же? Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, что, Как Ты знаешь, битва будет злая, И, может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот до сих пор Тебе я не был другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но, кажется, я плачу, мой Боже, Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел. Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уже вернусь. Как странно, но теперь я смерти не боюсь».

Письмо с фронта

- «Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо

мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь».

Илья Муромец

Илья Муромец

 Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.   Памятник в г. Калуге Илье Муромцу. Скульптор Вяч. Клыков

Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

Памятник в г. Калуге

Илье Муромцу.

Скульптор

Вяч. Клыков

Александр Невский

Александр Невский

Святые защитники Родины Памятник Александру Невскому в г. Курске. Скульптор Вяч. Клыков

Святые защитники Родины

Памятник Александру Невскому в г. Курске.

Скульптор Вяч. Клыков

Дмитрий Донской

Дмитрий Донской

Святые защитники Родины Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского.

Святые защитники Родины

Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского.

Святые защитники Родины Святые Пересвет и Ослябя. Святой Благоверный князь Дмитрий Донской .

Святые защитники Родины

Святые Пересвет и Ослябя. Святой Благоверный князь Дмитрий Донской .

        “ Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”.

Федор Ушаков

Федор Ушаков

Награждаются офицеры Военно-Морского Флота за боевые заслуги Награждаются офицеры Военно-Морского Флота за боевые заслуги

Награждаются офицеры Военно-Морского Флота за боевые заслуги Награждаются офицеры Военно-Морского Флота за боевые заслуги

«Плачет Земля на два голоса...»   Спросил великий князь: «Что услышал ты, воевода?» Ответил Боброк-Волынец: - «Плачет земля на два голоса. Один голос ‑ как у старой матери. Причитает она на чужом языке над детьми своими. Другой голос ‑ девичий. Плачет девица, словно свирель жалобная. Это знамение сулит нам победу, но много русских воинов поляжет в бою».

«Плачет Земля на два голоса...»

Спросил великий князь:

  • «Что услышал ты, воевода?»

Ответил Боброк-Волынец:

- «Плачет земля на два голоса. Один голос ‑ как у старой матери. Причитает она на чужом языке над детьми своими. Другой голос ‑ девичий. Плачет девица, словно свирель жалобная. Это знамение сулит нам победу, но много русских воинов поляжет в бою».

     Евгений Родионов

Евгений Родионов

      Выберете те слова, которые помогут понять, какой защитник нужен нашему Отечеству.   мужественный справедливый дом злобный уважение эгоист гордый жестокий любовь родина  семья  лень

Выберете те слова, которые помогут понять, какой защитник нужен нашему Отечеству.

мужественный справедливый

дом

злобный уважение

эгоист

гордый жестокий

любовь

родина

семья

лень

Домашнее задание Урок 28  Творческое задание Найти в литературе, газете, журнале, в Интернете сообщение о человеке, который спасал человека или людей, не думая в данный момент о себе.

Домашнее задание

  • Урок 28
  • Творческое задание

Найти в литературе, газете, журнале,

в Интернете сообщение о человеке,

который спасал человека или людей, не

думая в данный момент о себе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!