СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зарубежная литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зарубежная литература»

Драматургия Теннесси Уильямса.

Занятие №1. Драматургия Теннесси
Уильямса



1. «Величие и падение» семьи Уильямсов. Атмосфера в доме. Тирания. Попытки получить образование. Бродяжничество.


Томас Ланир Уильямс III родился в Колумбусе (Миссисипи). Среди его предков — англичане, валлийцы и гугеноты. Отец Томаса, Корнелиус Коффин Уильямс, сильно пьющий разъездной торговец обувью, редко бывал дома, и часто показывал домочадцам свою силу на кулаках. Мать, Эдвина (урожд. Дэйкин), являлась образцом «южной красавицы» со склонностью к снобизму, неврозам и истерии. В детстве Уильямс переболел дифтерией, что едва не стоило ему жизни и на год фактически сделало его узником в собственном доме. Отчасти из-за болезни он был не таким крепким ребёнком, каким желал его видеть отец. Корнелиус, отпрыск крепкой семьи первопроходцев из восточного Теннесси (отсюда псевдоним Уильямса), обладал жёстким характером и склонностью пускать в ход кулаки. Он презирал своего сына за изнеженность, презирал жену, связанную несчастливым браком и почти целиком сосредоточившую внимание на слабом младшем сыне. Когда Уильямсу было 8 лет, его отец получил должность в головном офисе Международной обувной компании в Сент-Луисе (Миссури). Поскольку семья часто переезжала, мать постоянно занималась поисками подходящего жилья. Уильямс учился в школе «Солдан», на которую позже сослался в «Стеклянном зверинце», затем в Университетской школе. В 16 лет Уильямс удостоился третьей премии (пять долларов) за эссе «Может ли хорошая жена быть и приятелем?», опубликованное в журнале «The Smart Set». Год спустя в августовском номере журнала «Weird Tales» появился рассказ Уильямса «Месть Нитокрис», тогда же он в сопровождении деда впервые посетил Европу. В 1929-1931 Уильямс учился в Миссурийском университете, где посещал курсы журналистики. Занятия казались ему скучными, к тому же его выбила из колеи безответная любовь к девушке. Тогда же Уильямс начал представлять на литературный конкурс свои стихи, эссе, рассказы и пьесы. Он стал первым первокурсником, удостоившимся почётного упоминания на конкурсе (за пьесу «Верное слово – красота», 1930) После того как Уильямс провалил курс военной подготовки, отец забрал его из университета и устроил на фабрику Международной обувной компании. Хотя 21-летний Уильямс ненавидел монотонность, недовольство новой рутинной работой подвигло его писать ещё больше: он поставил себе цель писать по рассказу в неделю, работая по субботам и воскресеньям, часто до глубокой ночи. Переутомлённый, несчастливый и не имевший никакого литературного успеха, в 24 года Уильямс, пережив нервный срыв, ушёл с работы. Воспоминания об этом периоде и черты характера одного из сослуживцев на фабрике легли в основу образа Стэнли Ковальского в «Трамвае „Желание“». В середине 1930-х усугублявшийся алкоголизм и оскорбительное поведение отца Уильямса вынудили Эдвину расстаться с ним, хотя они никогда не разводились.

В 1936 Уильямс поступил в Университет Вашингтона в Сент-Луисе, в 1938 перевёлся в Айовский университет, который и закончил со степенью «Бакалавр искусств». Затем он учился в театральной мастерской при Новой школе в Нью-Йорке.

 2. Практическая сторона жизни и творчества. Профессиональная карьера. Автобиографизм творчества. Характерные для «южной школы» мотивы.

В конце 1930-х Уильямс, зарабатывая на жизнь, перепробовал множество разных профессий. В 1939 благодаря своему агенту Одри Вуд он получил грант на сумму 1000 долларов от фонда Рокфеллера в знак признания его пьесы «Битва ангелов», которая была через год поставлена в Бостоне, однако успеха не имела. В 1939 на остатки гранта Уильямс переехал в Новый Орлеан, чтобы писать для Управления общественных работ (WPA), основанного президентом Рузвельтом и во время Великой депрессии давшего возможность работать многим людям искусства. Некоторое время Уильямс жил во Французском квартале, вначале — по адресу Тулуз-стрит, 722 (место действия пьесы «Французский квартал», 1977). Рокфеллеровский грант привлёк к нему внимание, и вскоре он получил полугодовой контракт от Metro-Goldwyn-Mayer с еженедельной платой $250.Уильямс на похоронах Дилана Томаса, ноябрь 1953 года Зимой 1944—1945 в Чикаго с успехом была поставлена «пьеса-воспоминание» «Стеклянный зверинец», собравшая хорошую критику. Вскоре её поставили на Бродвее, где она мгновенно стала хитом, долго не сходила со сцены и удостоилась премии Нью-йоркского кружка театральных критиков как лучшая пьеса сезона.Оглушительный успех следующей пьесы Уильямса, «Трамвай „Желание“», закрепил за ним репутацию крупного драматурга. Широко признанный и богатеющий, Уильямс оставался неуверенным в себе, боясь, что не сможет повторить достигнутый успех. С конца 1940-х он много путешествовал со своим партнёром Фрэнком Мерло, часто уезжая на лето в Европу. Для стимуляции творческого процесса Уильямс постоянно переезжал из города в город, жил в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Ки-Уэсте, Риме, Барселоне, Лондоне. 1960-е и 1970-е в жизни Уильямса отмечены смятением и чередой творческих неудач. Качество его произведений снизилось от усугублявшегося алкоголизма и наркозависимости.


3.     Ключевые темы «Стеклянного зверинца»: одиночество, взаимонепонимание, стремление укрыться от жестокости жизни в выдуманном мире, безнадёжная хрупкость красоты.

В пьесе «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса удивительно чутко ощущается конфликтность материала, который каждодневно поставляют ей будни. Пристальному анализу писателя подлежат не только ситуации, лежащие в основе драматических конфликтов, но и то состояние умов, которое служит предпосылкой различных притяжений и отталкиваний. Если драмы создаются крупными дарованиями, то они прежде всего являют собой чувственное бытие умонастроений и мировосприятий общества, вызвавшего их к жизни. Сент-Луис 30-х годов XX века, квартирка в многоклеточном доме-улье, занимаемая стареющей Амандой Уингфилд и ее детьми - Лаурой и Томом; на старомодной этажерке в гостинной Лаурины хрупкие стеклянные зверушки - это образное средоточие откровенно условной драмы, которая движется по видимости легко, даже грациозно, быстро сменяя ситуации и то подергиваясь туманной поэтической дымкой, то высвечиваясь яркими цветовыми пятнами. Один из персонажей, Том, является одновременно комментатором происходящего - пьеса, собственно, его воспоминание. Смятенные герои пьесы «Стеклянный зверинец» тоскуют об утраченных идеалах утонченной духовной красоты, погруженные в бездны своего внутреннего мира. «Жизнь - это тайна, которую нельзя понять и объяснить в категориях разума и логики, ибо категории убивают жизнь; только чуткая интуиция может уловить жизнь, и лишь из рук в руки можно, не растеряв, передать эту тайну», - эти слова Лоуренса вооружили художнические взгляды Уильямса, стремящегося отражать в драматургии «не присущее человеку чувство достоинство, а присущее ему чувство раздвоенности».
Авторская мысль отдает явное предпочтение поэтическому, внутреннему действию перед тем, что лежит снаружи, на поверхности сюжета, всегда крепко сколоченного драматургом. Произведения Уильямса сразу включают зрителя в осмысление художнического видения писателя, постоянно испытывающего духовные терзания по поводу нравственной несостоятельности мира, в котором он живет. Все люди так или иначе противостоят жестокости, насилию, кошмарам и безумию современной действительности, спасая свое достоинство и не покоряясь - даже когда становятся жертвой, даже когда безумие этого мира поражает и его самого. Порой это бывает очень непросто. И тогда люди начинают прятаться, бродить по воспоминаниям прошлого, создавать волшебные нереалистичные миры, грезить светлым будущим. Так же, как и герои пьесы. Таким образом, «Стеклянный зверинец» Уильямса представляет собой контуры универсальной ситуации жизни общества. Пьеса цепляет своей глубиной и тонкостью психологизмом. «Стеклянный зверинец» - пьеса о человеческом одиночестве, о людях-беглецах и эфемерности иллюзий. Том покидает семью, Аманда пытается вернуть прошлое, а Лора «бежит от жизни в стеклянный зверинец». Герои неотвратимо обнаруживают свою нежизнеспособность в конфликте с реальностью. Обнажая беззащитных героев Уильямс исполнен к ним искреннего сочувствия. Это пьеса о выборе. При этом Уильямс с самого начала отказывается от утверждения, что выбор в той или иной конфликтной ситуации должен быть однозначным. Нет, поступать можно по-разному, говорит автор. Но все дело в том, где и как искать обоснование принимаемого решения. «Ловушка», в которую поймала Тома жизнь, - это вставшая перед ним дилемма: или самопожертвование, или свобода. А компромисс может быть только с собственной совестью. Жестокая абсурдность дилемм Аманды и Тома в том, что они, ненавидя жестокость, отрицая ее умом и сердцем, должны быть сознательно жестоки: не приемля философии жестокости, оба следуют ее логике. Так мы открываем в пьесе «пушку в цветах». В пьесе Теннесси Уильямса название «Стеклянный зверинец» несет в себе идейное содержание. Название является «ключом интерпретации», т.е. несет в себе образность, смысловую нагрузку, символику. Такой зверинец - стеклянный - живым не может быть. В этом заложено теоретическое противоречие. Неразрешимость этой проблемы. Только приняв решение и начав действовать, человек может изменить жизнь. Не бывает правильных решений, но сделав выбор, придется за него отвечать и чем-то жертвовать. Идея литературного (драматургического) произведения: в любом случае человек имеет право выбирать свой путь. Но свобода выбора только добавляет ответственности. Ведь у каждого выбранного пути есть свои блага, но, чтобы их получить, придется чем-то жертвовать.

4.     Влияние литературной традиции при создании образов «беглецов»: Аманда, Лаура, Том.

В образах «беглецов» отчетливо заметное влияние литературной традиции американского Юга (В. Фолкнер, Г. П. Уоррен и др.), которому характерен мотив «утраченного рая» Рай в мире драматурга всегда потерян и недостижим. Он существует только в воображении или воспоминаниях героев. Чаще всего это место или человек, с которым связаны ощущения счастья, внутренней гармонии.

5.     Тема греха и искупления в пьесе «Трамвай “Желание”».

Тему греха и епитимьи Уильямс развил в пьесе «Трамвай «Желание» («A Streetcar Named «Desire»). В 1947 г. режиссер Э. Котел осуществил на Бродвее знаменитую постановку этой пьесы с М. Брандо и Дж. Тенди в главных ролях. За «Трамвай «Желание» Уильямс получил Пулитцеривскую премию, имя драматурга стало известным во всем мире. Главная героиня пьесы Бланш Дюбуа, жертва собственной трагической вины и грубости мира, воплощенной в ее антагонисте Стенли Кузнечном, отчаянно хватается за прошлое, напрасно стараясь остановить время. В южной традиции время — разрушительная сила, которая «лишает жизнь ценности и смысла», как пишет Уильямс. Герои Уильямса обращены в прошлое, рассматривают его как единственную реальность. Бланш Дюбуа закрывает яркую лампочку бумажным фонариком и таким образом наполняет неумолимое настоящее призрачным прошлым. Рассеянный свет на миг возвращает ее утраченную красу. В «Трамвае «Желание» совершеннее всего воплощена концепция «пластического театра», о которой Уильямс впервые сказал в предисловии к изданию «Стеклянного зверинца». Пластический образ спектакля, по мнению драматурга, должен представлять своеобразный авторский комментарий, уточнять то, что происходит, влияя на подсознание зрителей. «Все мы сохраняем в нашем сознании и подсознании огромное количество образов, — писал он, — и я думаю, что все человеческое общение основывается на образах... Символ в пьесе имеет лишь одну цель — высказать все откровеннее, доходчивее и лучше, чем это можно передать словами». Пластические образы-символы предоставляют спектаклю определенную эмоциональную тональность, превращают произведения Уильямса в пьесы-«расположения духа». В Новом Орлеане несть трамвай, который так и называется «трамвай желание». Как уже отмечалось выше, события разворачиваются именно в этом городе. Бланш, одна из главных героинь произведения, приехала к сестре на таком трамвае. Если точнее, по её словам, ей нужно было сесть в трамвай, доехать до остановки «желание», а потом пересесть на другой, и доехать до кладбища.У героини Бланш так и получилось. Она многого хотела, жила легкомысленно, о многом мечтала. В результате очутилась за гранью, за которой ждала её гибель. читается, что автор воплотил в героине Бланш свои переживания, свои страхи, надежды. Конфликт в пьесе не просто состоит из столкновения интересов и характеров, а из столкновения миров. А именно мира грубого, полного обмана, пошлости, примитивных желаний и поступков. И мира духовного, когда мечтаешь о чём-то большем, нежели есть на самом деле. Когда надеешься на то, что будет лучше, чем есть. Духовный мир, несмотря на пороки, олицетворяла Бланш. Совершая порочные поступки, Бланш искала утешение. Искала доброту в людях. Мечтала о счастье.Грубую реальность воплощали в себе Стенли и Стелла. Им ничего ненужно было в жизни кроме простого быта и пошлых развлечений со стороны Стенли, и кино, со стороны Стеллы. Таким образом, погоня за идеалами приводит к гибели или болезни. Но, не смотря на это, люди, умеющие бороться за мечту, будут существовать. И героиня пьесы «трамвай желаний» тому подтверждение.


6.     Время как сила, лишающая жизнь достоинства и смысла. Реальность прошлого.

7.     Стиль Теннесси Уильямса: сплав импрессионистической и экспрессионистической манеры письма, натуралистическая откровенность, сдвиг в сторону гротеска.

Натуралистическая откровенность Уильямса, сцены насилия в его драматургии и прозе шокировали критику в течение многих лет. По словам его друга, писателя Гора Ведала, «с 1945 по 1961 гг. журнал «Таймс» невероятно люто атаковал все, что публиковал Уильямс. Для характеристики его творчества охотнее всего пользовались выражением «вонючее болото». Тем не менее, именно в эти годы Уильямс много писал. На Бродвее и вне бродвейских сцен были поставлены «Лето и дым» («Summer and Smoke», 1948), «Татуированная роза» («The Rose Tattoo», 1951), «Камине Реаль» («Camino Real», 1953), «Киска на накаленной крыше» («Cat on a Hot Tin Roof, 1955 — Пулитцеривская премия), «Орфей сходит в ад» («Orpheus Descending», 1957), «Вдруг прошлым летом» («Suddenly Last Summer», 1958), «Сладкоголосая птица юности» («Sweet Bird of Youth», 1959), «Ночь Игуаны» («The Night of the Iguana», 1961) — все наиболее приметные пьесы Уильямса.

Он принимал участие в постановке спектаклей, съемке фильмов, работал с такими выдающимися актерами, как Лоретт Тейлор, Анна Маньяни, Кетрин Хепберн, Элизабет Тейлор, Вивьен Ли, Поль Ньюмен.В пьесах 50-х гг. усилилась концентрация пасмурных аспектов реальности. Уильямс уводил сцены, связанные с каннибализмом, сексуальными отклонениями, изнасилованиями, кастрацией, поскольку считал необходимым включать разрушительное действие времени в контекст произведения, достигая эффекта с помощью «сдвига в направлении гротеска». Театр Уильямса, как и послевоенный театр абсурда, основан на интуитивном проникновении в иррациональное. Его пьесы не претендуют на похожесть с жизнью, автор направляется дальше, в глубину реальности. В 1975 г. увидела мир одна из популярнейших книг Уильямса — «Мемуары» («Memoirs»), что вызвала новый взрыв интереса к творчеству писателя. Успех «Мемуаров» в значительной мере объясняется откровенностью, с которой автор изобразил свою интимную жизнь гомосексуалиста. Тем не менее, Уильямс совсем не стремился к скандальной славе. В «Мемуарах», как и в других его произведениях, сексуальность — это главная метафора притяжения людей друг к другу, олицетворение тепла, которое один человек дарит другому. Называя Уильямса «выдающимся мастером», И. Хассан так охарактеризовал его драматургию: «Его диалог поет, его персонажи, всегда преисполнены эмоциями, заставляют нас войти в их жизнь и разделить их судьбу; в его пьесах переходы от горечи до юмора или до абсолютного ужаса осуществляются так тонко, что лишь на протяжении одного вечера публика обогащается опытом целой жизни». В конце концов, именно это и обеспечивает пьесам Уильямса продолжительную сценическую жизнь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!