СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Запуск речи не говорящих детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация направлена на ознакомление воспитателей детского сада с системой работы по запуску речи неговорящих детей, с приёмамми активизации речевой деятельностина н начальном этапе развития речи .

Просмотр содержимого документа
«"Запуск речи не говорящих детей"»

Мастер-класс «ЗАПУСК речи у неговорящих детей» Учитель-дефектолог Парфёнова Н.Л.  Нефтеюганск 2024 г.

Мастер-класс

«ЗАПУСК речи у неговорящих детей»

Учитель-дефектолог

Парфёнова Н.Л.

Нефтеюганск 2024 г.

ЦЕЛЬ:   Познакомить педагогов с системой работы по запуску речи у неговорящих у дошкольников ЗАДАЧИ: 1 . Познакомить педагогов в основными этапами работы по запуску речи у неговорящих детей. 2. Познакомить педагогов с системой игровых упражнений, дидактических заданий на начальном этапе развития речи .

ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с системой работы по запуску речи у неговорящих у дошкольников

ЗАДАЧИ:

1 . Познакомить педагогов в основными этапами работы по запуску речи у неговорящих детей.

2. Познакомить педагогов с системой игровых упражнений, дидактических заданий на начальном этапе развития речи .

 ФГОС Один из приоритетов ФГОС дошкольного образования сегодня - задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе. Показатель готовности ребенка к успешному обучению является - правильная, хорошо развитая речь

ФГОС

Один из приоритетов ФГОС дошкольного образования сегодня - задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе.

Показатель готовности ребенка к успешному обучению является - правильная, хорошо развитая речь

Нормативы речевого развития 1 год 9-15 5/9+ +слов  2 года 50-300 слов  3 года 50-300 слов

Нормативы речевого развития

1 год 9-15 5/9+ +слов

2 года 50-300 слов

3 года 50-300 слов

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Сложная речевая патология (алалия, дизартрия и др.); Задержка речевого развития (ЗРР) ДЦП; ЗПР; Умственная отсталость; Расстройства аутистического спектра Тугоухость

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  • Сложная речевая патология (алалия, дизартрия и др.);
  • Задержка речевого развития (ЗРР)
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • Умственная отсталость;
  • Расстройства аутистического спектра
  • Тугоухость
В основе коррекционной работы с безречевыми детьми лежит комплексный подход , предложенный Л. С. Выготским, т.е. поэтапное развитие сохранного потенциала (ресурсов) безречевого ребенка, с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсация его недостатков (дефицитов). Педагогический эффект коррекционной работы заключается в деятельностном подходе, во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.

В основе коррекционной работы с безречевыми детьми лежит комплексный подход , предложенный Л. С. Выготским, т.е. поэтапное развитие сохранного потенциала (ресурсов) безречевого ребенка, с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсация его недостатков (дефицитов). Педагогический эффект коррекционной работы заключается в деятельностном подходе, во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.

Этапность формирование у детей устной речи I. Развитие понимания обращенной к ребенку речи и активизация речевого подражания II. Обогащение словарного запаса у детей и его активизация III.   Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения  IV.  Формирование в активной речи детей распространенного предложения

Этапность формирование у детей устной речи

I.

Развитие понимания обращенной к ребенку речи и активизация речевого подражания

II.

Обогащение словарного запаса у детей и его активизация

III.

Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

IV.

Формирование в активной речи детей распространенного предложения

Совершенствование артикуляционной моторики Развитие речевого дыхания и силы голоса Развитие слухового восприятия Развитие моторной координации, мелкой моторики рук Развитие связной речи Совершенствование психических процессов Обогащение словаря и формирование грамматического строя стороны речи Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

Совершенствование артикуляционной моторики

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Развитие слухового восприятия

Развитие моторной координации,

мелкой моторики рук

Развитие связной речи

Совершенствование психических процессов

Обогащение словаря и формирование грамматического строя стороны речи

Развитие зрительнo-пространственного

анализа и синтеза.

Этап  Развитие понимания речи у детей и активизация речевого подражания. Задачи: формирование интереса к игрушкам и игре, обучение игровым действиям; обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи; развитие у детей понимания отдельных простых обращений, просьб; вызывание подражательной речевой деятельности детей (любых звуковых проявлений, «первых слов» ); обучение детей выражать желания словесно. развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия и речевого дыхания, артикуляционных навыков. Предметная деятельность Имитация за столом 1 предмет 2 3 набор предметов - без инструкций ( позвенеть маракасом, постучать, поднять вверх, помахать). Все предметы должны быть одинаковые. Деятельность вне стола.
  • Этап Развитие понимания речи у детей и активизация речевого подражания.

Задачи:

  • формирование интереса к игрушкам и игре, обучение игровым действиям;
  • обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи;
  • развитие у детей понимания отдельных простых обращений, просьб;
  • вызывание подражательной речевой деятельности детей (любых звуковых проявлений, «первых слов» );
  • обучение детей выражать желания словесно.
  • развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

Предметная деятельность

  • Имитация за столом 1 предмет 2 3 набор предметов - без инструкций ( позвенеть маракасом, постучать, поднять вверх, помахать). Все предметы должны быть одинаковые.
  • Деятельность вне стола.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри Через трубочку в воду пускаем пузыри Пускаем мыльные пузыри Показываем «ветерок» — дуем друг на друга Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта. Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

Дыхательные игровые упражнения,

направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Через трубочку в воду пускаем пузыри
  • Пускаем мыльные пузыри
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
основа формирования речевых звуков и коррекции произношения любой этиологии Артикуляционная гимнастика Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

основа формирования речевых звуков и коррекции произношения любой этиологии

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Развитие слухового восприятия.  Задачи: расширение рамок слухового восприятия, развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.  Просмотр презентаций Прослушивание песенок Игры «Угадай чей голосок?»  «Что звучало? В какой руке звучит? Где звучит(справа-слева, вверху-внизу? Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши. Различение речевых звуков, слогов и слов

Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия, развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.

Просмотр презентаций

Прослушивание песенок

  • Игры «Угадай чей голосок?»
  • «Что звучало?
  • В какой руке звучит?
  • Где звучит(справа-слева, вверху-внизу?
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши.
  • Различение речевых звуков, слогов и слов

Фонетическая зарядка Фонетическая зарядка направлена на формирование и поддержание слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Задачи: формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами Слоги Предложения Звук Слова Гласные, М, Н, П, Т, Б, Ф, В, Д, К, Г

Фонетическая зарядка

Фонетическая зарядка направлена на формирование и поддержание слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи.

Задачи:

  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами

Слоги

Предложения

Звук

Слова

Гласные, М, Н, П, Т, Б, Ф, В, Д, К, Г

Речь на кончиках пальцев «Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант  Цель :  развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук; активизация интеллектуальной деятельности ребёнка;  развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи; активизация работы речевых зон в коре головного мозга. Игры с массажными мячиками, приёмы СУ-Джок терапии Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Речь на кончиках пальцев

«Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант

Цель :

  • развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук;
  • активизация интеллектуальной деятельности ребёнка;
  • развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи;
  • активизация работы речевых зон в коре головного мозга.

Игры с массажными мячиками, приёмы СУ-Джок терапии

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

 Сенсорные игры на развитие мелкой моторики    Сортировка предметов.  Игры с водой.  Просеивание крупы через ситечко.  Игры с крупами и макаронами.  Сенсорные тематические коробочки.  Игры с пирамидкой, сортерами и рамками-вкладышими.  Игры с матрешкой. Игры с крышками и баночками.  Игры с лото, кубиками, простым пазлами, конструктором

Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

  • Сортировка предметов.
  • Игры с водой.
  • Просеивание крупы через ситечко.
  • Игры с крупами и макаронами.
  • Сенсорные тематические коробочки.
  • Игры с пирамидкой, сортерами и рамками-вкладышими.
  • Игры с матрешкой.
  • Игры с крышками и баночками.
  • Игры с лото, кубиками, простым пазлами, конструктором
Использование фонетической, музыкальной ритмики и пропевания Фонетическая ритмика- система двигательных упражнений сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) Когда дети пропевают , звуки, слоги, слова им легче заговорить. Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи: Игры с музыкальными инструментами, где звуки дублируются словом:  - Тук-тук- тук! ( ложки, барабан);  - Ля-ля-ля… (металлофон)  -Динь- динь (колокольчик)  -Кап-кап –кап (треугольник)  - Бум-бум-бум (бубен) Песенки звукоподражания: «Гуси-гуси», «Ква-ква» Простукивание на бубне простых слов, имён Игры с последовательной передачей музыкального инструментов «На!», «Дай»; Танцы с простейшими словами, дублирующими движения: Топ-топ, хлоп-хлоп, прыг-скок, бип - бип, верх-вниз

Использование фонетической, музыкальной ритмики и пропевания

  • Фонетическая ритмика- система двигательных упражнений сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз)
  • Когда дети пропевают , звуки, слоги, слова им легче заговорить.

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи:

  • Игры с музыкальными инструментами, где звуки дублируются словом:

- Тук-тук- тук! ( ложки, барабан);

- Ля-ля-ля… (металлофон)

-Динь- динь (колокольчик)

-Кап-кап –кап (треугольник)

- Бум-бум-бум (бубен)

  • Песенки звукоподражания: «Гуси-гуси», «Ква-ква»
  • Простукивание на бубне простых слов, имён
  • Игры с последовательной передачей музыкального инструментов «На!», «Дай»;
  • Танцы с простейшими словами, дублирующими движения: Топ-топ, хлоп-хлоп, прыг-скок, бип - бип, верх-вниз

Развитие психических процессов комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга Использование нейрогимнастики  -двигательной психо-нейрокоррекции Актуально для детей с проблемами в развитии. восстановление нормального функционирования мозга. ЦЕЛЬ: Задачи :  Развитие межполушарной специализации.  Развитие межполушарного взаимодействия.  Развитие комиссур (межполушарных связей).  Синхронизация работы полушарий.  Развитие мелкой моторики.  Развитие способностей.  Развитие памяти, внимания.  Развитие речи.  Развитие мышления.

Развитие психических процессов

комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга

Использование нейрогимнастики

-двигательной психо-нейрокоррекции

Актуально для детей с проблемами в развитии.

восстановление нормального функционирования мозга.

ЦЕЛЬ:

Задачи :

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие комиссур (межполушарных связей).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.
Игры на развитие внимания, памяти, межполушарного взаимодействия

Игры на развитие внимания, памяти, межполушарного взаимодействия

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность  непривычных  действий.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

- Регулярность занятий

- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы

- Выполнение по инструкции заданий.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

У большинства детей с нарушением речи есть дефицит моторного планирования, процесс звукопроизношения требует сложного моторного планирования, ребёнок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата, до тех пор пока произнесение не станет нормой.

Развитие моторного планирования

Развитие моторного планирования

Эффективные игры, увеличивающий пассивный словарь прятки игрушек под платочком;  нахождение игрушек в пространстве комнаты; «Покажи!» соотнесение игрушки, картинки с её изображением на сюжетной картинке; воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке (бабочка летит, девочка кушает, кошка лакает молоко) поиск игрушек, картинок в сенсорном ящичке выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;  запоминание изображений предметов и определение различий в предметах и картинках; фиксация изменений в расположении предметов; сравнение сходных по зрительному образу предметов; знакомство с цветом, размером и формой и сортировка по цвету, форме и размеру (Мишке собираем красные шарики, а Кукле – жёлтые); соотнесение предметов и геометрических фигур.

Эффективные игры, увеличивающий пассивный словарь

  • прятки игрушек под платочком;
  • нахождение игрушек в пространстве комнаты;
  • «Покажи!» соотнесение игрушки, картинки с её изображением на сюжетной картинке;
  • воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке (бабочка летит, девочка кушает, кошка лакает молоко)
  • поиск игрушек, картинок в сенсорном ящичке
  • выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
  • определение недостающих частей у предметов по картинкам;
  • узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;
  • запоминание изображений предметов и определение различий в предметах и картинках;
  • фиксация изменений в расположении предметов;
  • сравнение сходных по зрительному образу предметов;
  • знакомство с цветом, размером и формой и сортировка по цвету, форме и размеру (Мишке собираем красные шарики, а Кукле – жёлтые);
  • соотнесение предметов и геометрических фигур.

Вызывание гласных звуков и звукоподражаний

  • Обыгрывание игрушек ( самолёт летит – У___, мишка идёт – Э, Э, Э____, кукла песенку поёт А, А, А______, у куклы болит зубик – ООО).
  • Картинный материал
  • Нажимание на кнопки мозаики (А, О. У, И, Э).
  • Рисование на манке, на бумаге.
  • Бросание камешков в коробку.
  • Использование прищепок, резиночек, микрофона.
  • Создание игровых ситуаций ( Девочка заблудилась – АУ!) и т. д.
  • Просмотр презентаций

Игра для активизации в речи ребенка гласных звуков «Игрушки».

Говорим ребенку, что к нам в гости пришла девочка Таня, она хотела показать нам, какие у нее есть игрушки, и поиграть с нами, но игрушки от Тани спрятались.

Когда Таня не увидела свои игрушки она сначала удивилась: «О-о-о!» .

Затем Таня позвала игрушки: «Э-э-э!».

Игрушки не отзывались, и Таня обиделась на них: «У-у-у!».

Потом Таня разозлилась: «Ы-ы-ы!».

Потом Таня заплакала: «А-а-а!».

Таня еще позвала игрушки: «Ау-ау-ау!».

Игрушки молчат, Таня заплакала еще сильнее: «Уа-уа-уа!».

Предлагаем ребенку показать как Таня удивилась, звала игрушки, обижалась, злилась, плакала. После этого предлагаем ребенку помочь найти Танины игрушки.

Звукоподражание начинаем с «первых слов» Как машина гудит? Би-би-би!  Как коровка мычит? Му-му-му!  Как барабанчик стучит? Та-та-та!  Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!  Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!  Как дудочка дудит? Ду-ду-ду! Игры со стаканчиками

Звукоподражание начинаем с «первых слов»

Как машина гудит? Би-би-би! Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та! Как мама песенку поет? Ля-ля-ля! Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Игры со стаканчиками

Игры на вызывание звуков и первых слов Лото Обыгрывание игрушек Дидактические игры Волшебный мешочек Игра «Угадай животное» ( карточки с изображениями животных) Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Игры на вызывание звуков и первых слов

Лото

Обыгрывание игрушек

Дидактические игры

Волшебный мешочек

Игра «Угадай животное» ( карточки с изображениями животных)

Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Использование речевых игр ИГРА «Когда солнышко встает…»  Для этой игры понадобятся фигурки или картинки с изображением животных. Ещё один вариант – использование жестов в соответствии с текстом. Педагог читает текст, а ребенок повторяет звукоподражания: Когда солнышко встает,  Просыпается лесной народ.  Мишка топает топ-топ,  Зайка скачет скок-поскок.  Ежик фыркает: фу-фу,  Волк, проснувшись, воет: у-у-у  Филин ухает: ух-ух,  Рыбка плещется: плюх-плюх.  Дятел по сосне стучит: тук-тук.  Выбегай скорее жук.  Мышка вышла из норы  И пищит: пи-пи, пи-пи. А кукушка на суку  Громко всем кричит: ку-ку.  Булькает в ручье водица:  Буль-буль-буль,  Всем дам напиться.  Чистит перышки синица,  Желтогрудая певица.  Песенку поет: тень-тень,  Наступает новый день. Мы на дудочке играли: ду-ду-ду-ду-ду-ду,  На гармошке мы играли: ля-ля-ля-ля-ля-ля. А теперь на барабане: бам-бам-бам- бам-бам-бам .

Использование речевых игр

ИГРА «Когда солнышко встает…»

Для этой игры понадобятся фигурки или картинки с изображением животных. Ещё один вариант – использование жестов в соответствии с текстом. Педагог читает текст, а ребенок повторяет звукоподражания:

Когда солнышко встает, Просыпается лесной народ. Мишка топает топ-топ, Зайка скачет скок-поскок. Ежик фыркает: фу-фу, Волк, проснувшись, воет: у-у-у Филин ухает: ух-ух, Рыбка плещется: плюх-плюх. Дятел по сосне стучит: тук-тук. Выбегай скорее жук. Мышка вышла из норы И пищит: пи-пи, пи-пи.

А кукушка на суку Громко всем кричит: ку-ку. Булькает в ручье водица: Буль-буль-буль, Всем дам напиться. Чистит перышки синица, Желтогрудая певица. Песенку поет: тень-тень, Наступает новый день.

Мы на дудочке играли:

ду-ду-ду-ду-ду-ду,

На гармошке мы играли:

ля-ля-ля-ля-ля-ля.

А теперь на барабане:

бам-бам-бам- бам-бам-бам .

Знакомство с буквами Игры с буквами «Шарики», «Лото», «Буква потерялась», «Буквы рассыпались» и др. Вкладыши с буквами Чтение азбуки Просмотр презентаций Раскрашивание и написание букв Соотнесение буквы и артикуляцией звука

Знакомство с буквами

  • Игры с буквами «Шарики», «Лото», «Буква потерялась», «Буквы рассыпались» и др.
  • Вкладыши с буквами
  • Чтение азбуки
  • Просмотр презентаций
  • Раскрашивание и написание букв

Соотнесение буквы и артикуляцией звука

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года  «Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.  «Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.   «Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года

«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.

«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.

«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!

II. Этап Обогащение словарного запаса у детей  и его активизация  Задачи: активизирование подражательной речевой деятельности ребёнка без исправления со стороны взрослых; расширение пассивного словаря обиходного уровня и переведение его в активный; перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный; учить строить обиходные словосочетания, простые предложения (из двух слов).

II. Этап Обогащение словарного запаса у детей

и его активизация

Задачи:

  • активизирование подражательной речевой деятельности ребёнка без исправления со стороны взрослых;
  • расширение пассивного словаря обиходного уровня и переведение его в активный;
  • перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;
  • учить строить обиходные словосочетания, простые предложения (из двух слов).
14 типов слоговой структуры слова 1 тип Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе 2 тип Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, 3 тип Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук 4 тип Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан 5 тип Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка 6 тип Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: кантик, 7 тип Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор 8  тип Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, колбаса, 9 тип Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка 10 тип Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка, 11, 12 типы Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант 13 тип Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, 14 тип Четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино ).

14 типов слоговой структуры слова

1 тип Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе

2 тип Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, 3 тип Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук

4 тип Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан

5 тип Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка

6 тип Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: кантик, 7 тип Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор

8 тип Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, колбаса,

9 тип Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка

10 тип Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка,

11, 12 типы Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант

13 тип Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо,

14 тип Четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино ).

I тип слоговой структуры слов

I тип слоговой структуры слов

II тип слоговой структуры слов

II тип слоговой структуры слов

III тип слоговой структуры слов

III тип слоговой структуры слов

Цепочка слов 3 типа слоговой структуры на переключаемость.  Нажимать пальчиком или закрывать камешком и произносить слова (дом, кот, мак, пух)

Цепочка слов 3 типа слоговой структуры на переключаемость. Нажимать пальчиком или закрывать камешком и произносить слова (дом, кот, мак, пух)

Знакомство с глаголами

Знакомство с глаголами

Фразовые конструкторы Фразовые конструкторы .

Фразовые конструкторы

Фразовые конструкторы

.

Игры на запуск простейших фраз через ситуации «Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)». «Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя» «Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».

Игры на запуск простейших фраз через ситуации

  • «Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».
  • «Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»
  • «Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».
 Стихи, сопровождаемые движениями   Есть у киски глазки, Есть у киски ушки, Есть у киски лапки Мягкие подушки. Киска, киска, не сердись.  Не царапай деток – брысь

Стихи, сопровождаемые движениями

Есть у киски глазки,

Есть у киски ушки,

Есть у киски лапки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись. Не царапай деток – брысь

Речевые игры «Доскажи словечко» Мы купили кошке к празднику... (сапожки) Я рубашку сшила мишке, И сошью ему… (штанишки) Побывали мы в лесу, Увидали там … (лису ) У моей сестрички длинные… (косички) Я пеку-пеку-пеку, Детям дам по… (пирогу) Маме … (дам), Папе… (дам), Бабе … (дам), Деде … (дам)

Речевые игры «Доскажи словечко»

Мы купили кошке к празднику... (сапожки)

Я рубашку сшила мишке,

И сошью ему… (штанишки)

Побывали мы в лесу,

Увидали там (лису )

У моей сестрички длинные…

(косички)

Я пеку-пеку-пеку,

Детям дам по… (пирогу)

Маме … (дам),

Папе… (дам),

Бабе … (дам),

Деде … (дам)

Дидактические материалы

Дидактические материалы

Общие для всех методик развития речи правила :

  • Разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности, таких как одевание-раздевание, игра, прогулка, свободная деятельность
  • Говорите с ребенком медленно и внятно , достаточно короткими фразами. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. Во время общения приучайте ребенка смотреть на говорящего (так он перенимает правильную артикуляцию звуков).
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы . Это будет стимулировать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  • Давайте простые поручения : позови Сашу, дай Варе мишку .
  • Игра - основная деятельность ребенка, поэтому все занятия раннего возраста возможно проводить только в игровой форме;
  • Исправляйте речевые ошибки , допущенные ребёнком
  • Называйте  всё, что видит или делает ребёнок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!