СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Западная Европа в XIV-XV веках. Мир за пределами Европы в Средние века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности  и причины формирования централизованных государств в Западной Европе. Основные проявления кризиса 14 века.

Просмотр содержимого документа
«Западная Европа в XIV-XV веках. Мир за пределами Европы в Средние века.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 10 класс. 12.11.


Тема: «Западная Европа в XIV-XV вв. Европейская культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века»

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Сформировать представление о процессе формирования централизованных государств в Западной Европе как закономерном периоде всемирной истории.

Выявить причины формирования централизованных государств в Западной Европе.

Подвести учащегося к пониманию основных проявлений кризиса XIV в. в Европе и причин начала Столетней войны.

Выявить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формировать такие качества личности как самостоятельность, самооценка своих знаний.

Воспитывать культуру поведения, инициативность.

РАЗВИВАЮЩАЯ

Развивать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, сравнивать, делать собственные выводы.

Развивать познавательные интересы учащегося на основе исторического материала с использованием активных форм обучения.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

Учащийся должен понимать особенности формирования централизованных государств в Западной Европе.

Содействовать закреплению полученного материала для дальнейшего его использования при изучении следующих тем.

Основные понятия и термины:

Централизованное государство - государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.

Сословное представительство – принцип организации власти, где депутаты выборных учреждений представляют не все население страны, а закрытые социальные группы – сословия.


Основные даты:

1337-1453 гг. – Столетняя война между Англией и Францией.

1346 г. – сражение при Креси. 1356 г. – битва при Пуатье.

1381 г. – крестьянское восстание Уота Тайлера.

Основные персоналии:

Филипп IV, Карл IV, Эдуард III, Филипп VI Валуа, Уот Тайлер, Жанна д’Арк, Карл VII.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

II. Обобщение материала и подведение учащегося к изучению новой темы (краткие выводы по предыдущей теме, формирование новой темы)

Высказывания:

  1. «Монархия – лучший из худших видов правления». (Вольтер)

  2. Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства». (Кардинал Ришелье)

Что связывает эти два высказывания?

Тема урока: «Западная Европа в XIV-XV вв. Европейская культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века».

III. Изучение новой темы

Приёмы и средства преподавания учителя.

Основные вопросы плана и их краткое содержание.

Познавательные задания и вопросы учащимся.

Повествование.






Работа с картой.



Повествование.











1. Усиление королевской власти.

XIV-XV вв. – начало перехода от феодальной раздробленности к крупным однонациональным государствам. Происходит становление сословного строя.

Выделяются признаки централизованного государства.

Выделение 3-х первых крупных национальных государств – Франция, Англия, Испания.

Причины усиления королевской власти:

- расширение доменов – земельных владений, принадлежащих лично королю;

- династические браки;

- конфискация земель по обвинению их владельцев в ереси или нарушении вассальной присяги;

- чума – пустующие земли вошли в состав доменов.

Усиление роли городов – возникают купеческие гильдии и цеха. Вследствие этого обостряются противостояния между городами и феодалами.

Причины и предпосылки образования централизованных государств в Западной Европе:

- развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между районами страны;

- развитие внешней торговли;

- поддержка городов, отвоевавших в борьбе с феодалами самоуправление;

- заинтересованность большинства населения в сильной центральной власти;

- потребность в обороне и войнах с завоевателями.







Ученик находит на карте государства.














Повествование.



Работа с образовательной оболочкой.

2. Создание органов сословного представительства.

Центральная власть Англии, Франции и Испании в XIII-XIV вв. нуждалась в поддержке крупных землевладельцев, горожан и духовенства. Возникают органы сословного представительства – парламент, кортесы, Генеральные штаты.

Кортесы (Испания) – разделены на 3 палаты – духовенство, знать, горожане. Парламент (Англия) – 2 палаты (верхняя и нижняя); верхняя – бароны и духовенство, нижняя – жители городов. Генеральные штаты (Франция) – состояли из 3-х палат – знать, духовенство и горожане. Генеральные штаты не были постоянно действующим органом, они созывались королем, когда ему требовалось заручиться поддержкой основных сословий.







Ученик называет органы.

Назовите общие черты органов сословного представительства в странах?

Повествование.






































Работа с образовательной оболочкой.











3. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание.

Столетняя война – война между Англией и Францией (1337-1453 гг.).

Причины войны:

- борьба за французский престол;

- возвращение и захват новый территорий для Англии.

В 1328 г. умирает король Франции Карл IV Красивый, не оставив наследника мужского пола. Король Англии Эдуард III имел право на французский престол, так как являлся сыном сестры Карла IV. Но королем Франции становится двоюродный брат Карла IV – Филипп VI Валуа.

На начальном этапе война была неудачной для Франции. Английская армия была лучше подготовлена. 1346 г. – битва при Креси – поражение французов. 1356 г. – битва при Пуатье – французы потеряли рыцарей, король попал в плен. В войне начинается затишье, но она обостряет противоречия.

На севере Франции начинается Жакерия – крестьянское восстание. В 1358 г. крестьянская армия была разгромлена.

1381 г. – крестьянское восстание Уота Тайлера в Англии. Причина – повышение налогов.

Во Франции обостряются противоречия между королевской властью и местной знатью. Часть знати (герцог Бургундии) признала короля Англии своим монархом. Положение меняется на завершающем этапе войны. Английский король стал раздавать захваченные французские земли английской знати. Французский народ встал на борьбу с англичанами. Герой этого времени – Жанна д’Арк. В 1428-1430 гг. она нанесла ряд поражений Англии. Король Франции Карл VII был коронован в Реймсе. Была схвачена бургундцами и передана англичанам, а в 1431 г. была сожжена на костре.

1453 г. – конец Столетней войны. Англия потеряла большую часть своих владений во Франции.

Итоги Столетней войны:

- появление однонационального государства (Франция) – одна вера, один монарх, один язык;

- подъем национального самосознания в Англии;

- война Белой и Алой розы в Англии.

Ради чего ведутся войны?






































Ученик самостоятельно изучает и рассказывает биографию Жанны д’Арк.

Повествование.

Работа с картой.













Работа с образовательной оболочкой.

4. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Земли Германии и Италии являлись разобщенными. Борьба между папами и императорами ослабляла светскую и духовную власть. Императоры Священной Римской империи могли опираться на светских властителей – династий правящих королевствами, графствами, входившими в состав Священной Римской империи германской нации и вольные города. Самые крупные государственные образования империи – Чехия, Австрия, Саксония. Создаются союзы вольных городов – Ганзейский, Рейнский и Швабский. В XIV в. при императоре Карле IV была издана «Золотая булла».

Создается представительный орган – рейхстаг, в который входили имперская знать, духовенство и представители городов. Рейхстаг – совещательный орган, не располагавший реальной властью.

С XV в. императоры (династия Габсбургов) фактически не имели власти – зависели от германских монархов и городов. Из-за слабости империи, формально входившие в ее состав земли переходили под контроль соседних государств. В Германии не было ядра, вокруг которого могло бы сложиться сильное государственное образование.

В Италии власть поделена между папой, светскими правителями и городами-государствами.



Найдите на карте Германию и Италию.












Что такое «Золотая булла»?









Самостоятельное изучение.

5. Европейская культура, наука и техника в Средние века.





Самостоятельное изучение.

6. Мир за пределами Европы в Средние века.






IV. Первичное повторение и обобщение нового материала V. Рефлексия VI. Задание на дом Прочитать лекцию и тему в интернет ресурсах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!