СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные минутки на уроках математики. Натуральные числа.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для активизации познавательных интересов, для творческого развития я использую в своей работе учебник - собеседник для 5 класса, авторы Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О.Коряков, М.В.Волков.

Презентация составлена только из задач клоуна глава 1 параграф 1 по теме "Натуральные числа".

Нетрадиционная форма заданий, красочные слайды презентации заинтересовывают учащихся, способствуют развитию внимания, реакции,наблюдательности.

Задачи не связаны между собой, поэтому их можно решать не на одном уроке.

Предлагаемый материал можно использовать независимо от учебника, по которому ведётся преподавание и на разных этапах урока как в 4, 5 6 так и в 7 классах.

Просмотр содержимого документа
«глава 1.1»

Занимательные минутки на уроках математики в 5 классе

Глава Ι. Натуральные числа и действия над ними.

§ 1.Натуральные числа.

по учебнику – собеседнику для 5 класса авторы: Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков – М.: Просвещение

Основная задача начального курса математики - формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания, табличных навыков умножения и деления.

Основные цели: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе.

Закреплять и развивать навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи:

  • повысить интерес к изучению математики;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • формирование приемов умственной и исследовательской деятельности через игру.

Наиболее интересны задачи:

  • задачи с лишними, недостающими или противоречивыми данными;

  • задачи без явной постановки вопроса или с неявной его постановкой;

  • задачи, направленные на установление взаимосвязи;

  • задачи в форме игр;

  • задачи, данные в которых представлены в непривычных (нестандартных) единицах измерения;

  • задания на нахождение ошибок, подтверждение истинности или обнаружение смысловых противоречий.

Учащиеся должны:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

5. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

6. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения опираясь на факты.

7. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

8. Понимать точку зрения другого

9. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

10. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

11. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Задания клоуна можно предлагать как для устной, так и для письменной работы.

Форма работы: любая.



пункт

слайд

Содержание задач

тема, где можно использовать данные задачи

1.12

Клоун, чтобы посмешить публику, рассказал одну историю о том, как он ходил на рыбалку. В этой истории он нарочно перепутал все единицы измерения.

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла.

Поэтому я шёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 км в час. Отличная получилась уха!»Найти все ошибки, допущенные в рассказе. Перескажите его историю, правильно расставив единицы измерения.

*Что такое натуральные числа.

*Отрезок, длина отрезка.

2.12

Клоун придумал для выступления четыре числовых равенства. Их левые и правые части он написал на отдельных карточках. Идя к публике, он споткнулся и споткнулся и рассыпал все свои карточки.

Вот карточки с левыми и правыми частями его равенств:

19 + 13 90 – 18 6 · 9 24·3 32:2 4 · 8 96 : 6 71 – 17

Соедините линиями те, которые были левыми и правыми частями одного и того же равенства.

*Действия с натуральными числами..

*Числовые выражения и числовые равенства

3.10

Клоун предложил кому-нибудь из публики поиграть с ним в такую игру. Он называет натуральное число. Игрок из публики называет ещё большее натуральное число. Затем клоун называет ещё большее, игрок из публики ещё большее и т.д.

Выигрывает тот, кто назовёт число, больше которого никаких натуральных чисел нет.

Объяснить, может ли вообще в этой игре выиграть.

* Обозначение натуральных чисел

*Сложение натуральных чисел и его свойства

4.12

Клоун услышал о том, что для передачи секретных сообщений иногда буквы шифруют, т.е. заменяют цифрами. Он решил тоже зашифровать буквы, чтобы рассказать публике «секретную» сказку. Первую букву алфавита, т.е. А, он зашифровал цифрой 1, вторую букву, Б, - цифрой 2 и т.д. Зашифровав девятую букву, З, цифрой 9, клоун запнулся. Ведь осталась только цифра 0, а буквы с нулевым номером нет. «Ничего, обойдусь и этими буквами! – подумал клоун.- И из них немало слов получится»

буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Шифром клоуна слово БЕГ обозначается числом 264, а число 419 обозначает слово ГАЗ (проверьте!)

Зашифруйте слова ВАЗА, ДЕВА, ЕЗДА.

Вот какую шифрованную сказку рассказал клоун:

«Жили были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит:

«2651! Я Вижу только 681. Ты не знаешь 4568121

565 отвечает: «51, знаю. Она 33196». «Но там 86 была морская 936951! 456 она?» - Я подарил 67 внучке 196»

Расшифруйте сказку клоуна.

* Сложение натуральных чисел и его свойства

*Как натуральные числа по порядку идут

5.8

Клоун, чтобы посмешить публику, стал записывать числа просто так, как слышит, не думая. Ему называют пятьсот пять, а он пишет: 5005.

Вместо пятьсот пятьдесят он пишет: 50050.

а) Запишите правильно числа, которые называли клоуну.

б) Прочитайте числа, которые написал клоун.

Обозначение натуральных чисел

8.10.

Клоун, чтобы посмешить публику, начал высказывать такие утверждения:

а) !000 мм больше, чем 5 м. Ведь 1000 больше, чем 5.

б) 1000 с больше, чем 1 час. Ведь 1000 больше, чем 1.

в) 1млрд.г больше, чем 500т. Ведь 1млрд. больше, чем 500.

г) 1 млн. см больше, чем 10 км. Ведь 1млн. больше, чем 10.

Публика смеялась: всем было ясно, что клоун не учитывает единицы измерения величин и потому делает ошибки. Но один раз оказалось не смешно, потому что получилось верное утверждение и исправьте остальные.


*Сравнение натуральных чисел

*Меньше или больше

9.14

Клоун написал публике несколько равенств и неравенств, а затем сказал: « Вообще-то я поставил здесь знаки =, просто так, совсем не думая. Так что я не знаю, какие тут равенства и неравенства верные, а какие - неверные».

Вот записи клоуна:

а) 56 · 789 = 567 · 89;

б) 246 : 6 – 24

в) 343 · 797 637 · 427;

г) 12345 : 15 = 45678 : 46;

д) 100 000 – 135 · 246

е) 12 · 3 + 45 · 6 + 78 · 9 1 · 23 + 4 · 56 + 7 · 89.

Вычислите значения написанных выражений, найдите ошибки клоуна, исправьте их и запишите равенства и неравенства верно.


*Числовые неравенства

*Меньше или больше

*Порядок выполнения действий

10. 9

Клоун догадался, что шифровать можно не только буквы цифрами, но и цифры буквами. Он решил воспользоваться своим шифром из задачи 4.12, только наоборот: цифру 1 шифровать буквой А, цифру 2 – буквой Б и т.д. Зашифровав цифру 9 буквой З, он запнулся. Ведь для записи чисел нужна ещё цифра 0, а она не участвует в старом шифре. «Пусть цифра 0 шифруется следующей буквой – И, - решил клоун. – Ведь 0 часто перечисляют вслед за цифрой 9».


цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

шифр

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Чтобы посмешить публику, клоун предложил ей зашифрованные вопросы и задания:

а) Сначала он сказал: «Я сейчас назову пятизначное число, а ы отгадайте, что это за число. Это число ВЕЗДЕ».

«Где же это число?» - спросил кто-то из публики. «Я ведь уже сказал. Вот оно – ВЕЗДЕ».

б) Потом он сказал: «Я сейчас напишу крупными буквами девятизначное число, а вы прочитайте его». И он написал: ГДЕ ДВА ЕЖА.

в) Потом он спросил: «Скажите, что больше: ЗИГ или ЗАГ. И на сколько?»

г) Потом он предложил решить две задачи.

Задача 1. Сколько получится, если ГАЗ умножить на ДВА?

Задача 2. В только что построенный зоопарк поступили животные. Сначала ЁЖ, а потом ЖАБА. Сколько всего животных поступило в зоопарк?

д) А в конце клоун предложил вычислить значение следующих выражений:

(БЕГ + ДА) · ДА;

ВИД · (БЕДА – ЕДА );

(ГДЕ + БАГАЖ) : А;

(ВАЗА – БАЗА) : БДИ.

Публика смеялась. Никто ведь не знал шифра, и было очень смешно искать число, которое ВЕЗДЕ, умножать ГАЗ на ДВА и находить ГДЕ + БАГАЖ.

Расшифруйте все числа, ответьте на вопросы клоуна и выполните его задания.

*Меньше или больше

* Сложение натуральных чисел и его свойства

*Вычитание

*Числовые и буквенные выражения

*Умножение натуральных чисел и его свойства

*Деление

*Порядок выполнения действий

8.

Клоун рассказал публике, что он проехал на поезде по самому длинному беспересадочному маршруту – от Москвы до Владивостока. И что длина этого маршрута 9 297 000 000 мм. А за время пути он прочитал книгу толщиной 0,000026 км. Публика смеялась: всем было ясно, что клоун пользовался неподходящими единицами длины. Запишите длину маршрута в км, а а толщину книги в мм.

*Отрезок. Длина отрезка.

*Единицы измерения длины


Просмотр содержимого презентации
«Занимательные минутки на уроках математики, Г.1, п.1»

Занимательные минутки на уроках математики Глава Ι §1 По учебнику – собеседнику«Математика 5 класс»  составила учитель математики  МАОУ СОШ №38 г.Томска  Ерошева Татьяна Владимировна

Занимательные минутки

на уроках математики

Глава Ι §1

По учебнику – собеседнику«Математика 5 класс»

составила учитель математики

МАОУ СОШ №38 г.Томска

Ерошева Татьяна Владимировна

Задача 1.12 Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. часа стакан км  градусов  Найдите все ошибки, допущенные клоуном,  перескажите историю, правильно расставив единицы измерения

Задача 1.12

Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла.

часа

стакан

км

градусов

Найдите все ошибки, допущенные клоуном,

перескажите историю,

правильно расставив единицы измерения

Задача 1.12 Поэтому я шёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 км в час. Отличная получилась уха! км в час мин см кг Найдите все ошибки, допущенные клоуном,  перескажите историю,  правильно расставив единицы измерения

Задача 1.12

Поэтому я шёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 км в час. Отличная получилась уха!

км в час

мин

см

кг

Найдите все ошибки, допущенные клоуном,

перескажите историю,

правильно расставив единицы измерения

6 · 9 19 + 13 32 : 2 71 – 17 Задача 2.12 Клоун споткнулся и рассыпал все свои карточки. Соедините линиями левые и правые части одного и того же равенства. 90 – 18 4 · 8 24 · 3 96 : 6

6 · 9

19 + 13

32 : 2

71 – 17

Задача 2.12

Клоун споткнулся и рассыпал все свои карточки.

Соедините линиями левые и правые части одного и того же равенства.

90 – 18

4 · 8

24 · 3

96 : 6

7 601 3201 18 Задача 3.10 Поиграем: Я называю натуральное число. Кто-то из вас называет ещё большее натуральное число. Затем я называю ещё большее, вы ещё большее и т.д. Выигрывает тот, кто назовёт число, больше которого никаких натуральных чисел нет. 32 1 234 567 890 Объясните,  может ли вообще в этой игре  кто-нибудь выиграть .

7

601

3201

18

Задача 3.10

Поиграем:

Я называю натуральное число. Кто-то из вас называет ещё большее натуральное число. Затем я называю ещё большее, вы ещё большее и т.д.

Выигрывает тот, кто назовёт число, больше которого никаких натуральных чисел нет.

32

1 234 567 890

Объясните,

может ли вообще в этой игре

кто-нибудь выиграть .

Задача 4.12 Секретные сообщения.  Шифр: буквы А шифр 1 Б В 2 3 Г Д 4 5 Е Ё 6 7 Ж 8 З 9 264 6951 БЕГ ЕЗДА 419 91264 ГАЗ ЗАБЕГ 3191 5631 ВАЗА ДЕВА

Задача 4.12

Секретные сообщения.

Шифр:

буквы

А

шифр

1

Б

В

2

3

Г

Д

4

5

Е

Ё

6

7

Ж

8

З

9

264

6951

БЕГ

ЕЗДА

419

91264

ГАЗ

ЗАБЕГ

3191

5631

ВАЗА

ДЕВА

Задача 4.12 Сказка.  Шифр: буквы шифр А 1 Б В 2 3 Г 4 Д 5 Е 6 Ё 7 Ж 8 З 9 Жили были 565 и 2121 . Во дворе у них жили 78 и 8121 . Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: « 2651 ! Я Вижу только 681 . Ты не знаешь 456 8121 ?» 565 отвечает: « 51 , знаю. Она 3 3196 ». «Но там 86 была морская 936951 ! 456 она?» - «Я подарил 67 внучке 196».  беда где в да же где её Азе

Задача 4.12

Сказка.

Шифр:

буквы

шифр

А

1

Б

В

2

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9

Жили были 565 и 2121 . Во дворе у них жили 78 и 8121 . Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит:

« 2651 ! Я Вижу только 681 . Ты не знаешь 456 8121

565 отвечает: « 51 , знаю. Она 3 3196 ». «Но там 86 была морская 936951 ! 456 она?» - «Я подарил 67 внучке 196».

беда

где

в

да

же

где

её

Азе

5005 50050 Задача 5.8 505 пятьсот пять 5005 550 пятьсот пятьдесят 50050 5050 пять тысяч пятьдесят 500050 а) Запишите правильно числа, которые называли клоуну. б) Прочитайте числа, которые написал клоун.  пять тысяч пять пятьдесят тысяч пятьдесят 500050 пятьсот тысяч пятьдесят

5005

50050

Задача 5.8

505

пятьсот пять

5005

550

пятьсот пятьдесят

50050

5050

пять тысяч пятьдесят

500050

а) Запишите правильно числа, которые называли клоуну.

б) Прочитайте числа, которые написал клоун.

пять тысяч пять

пятьдесят тысяч пятьдесят

500050

пятьсот тысяч пятьдесят

5 м ведь 1000 5 , 1м 5 м ведь 1000 1 1000 сек 1 час 1 час = 3600 сек т.к. 1000 сек 1 ч 1 млрд.г 500 т ведь 1млрд. 500 верно 1000 т 500 т ведь 1млн. 10 1млн. см 10 км, 10 км = 10 км" width="640"

Задача 8.10

Шутки клоуна

Исправьте неверные утверждения:

1000 мм 5 м

ведь 1000 5

,

1м 5 м

ведь 1000 1

1000 сек 1 час

1 час = 3600 сек

т.к.

1000 сек 1 ч

1 млрд.г 500 т

ведь 1млрд. 500

верно

1000 т 500 т

ведь 1млн. 10

1млн. см 10 км,

10 км = 10 км

637 · 427 г) 12345 : 15 = 45678 : 46 д) 100 000 – 135 · 246 е) 12 · 3 + 45 · 6 + 78 · 9 1 · 23 + 4 · 56 + 7 · 89" width="640"

Задача 9.14

Найдите ошибки клоуна, исправьте их и запишите равенства и неравенства верно.

а) 56 · 789 = 567 · 89

б) 246 : 6 – 24

в) 343 · 797 637 · 427

г) 12345 : 15 = 45678 : 46

д) 100 000 – 135 · 246

е) 12 · 3 + 45 · 6 + 78 · 9 1 · 23 + 4 · 56 + 7 · 89

904 на 10" width="640"

Я сейчас назову пятизначное число,

а вы отгадайте, что это за число.

Это число

ВЕЗДЕ

Скажите, что больше:

36956

ЗИГ или ЗАГ .

904

И на сколько?

914

Задача 10.9

Секретные сообщения .

Шифр:

цифры

1

шифр

2

А

3

Б

В

4

5

Г

Д

6

7

Е

Ё

8

9

Ж

З

0

И

Я сейчас напишу девятизначное число, а вы прочитайте его. И он написал:

ГДЕ ДВА ЕЖА

456 531 681

914 904 на 10

Сколько получится, если  ГАЗ умножить на ДВА ? 419 Задача 1. Шифр: цифры 1 шифр А 2 Б 3 4 В 5 Г Д 6 Е 7 Ё 8 Ж 9 З 0 И 419 х 531 531 419 + 1257 2095 222489

Сколько получится, если

ГАЗ умножить на ДВА ?

419

Задача 1.

Шифр:

цифры

1

шифр

А

2

Б

3

4

В

5

Г

Д

6

Е

7

Ё

8

Ж

9

З

0

И

419

х

531

531

419

+

1257

2095

222489

В только что построенный зоопарк поступили животные. Сначала ЁЖ , а потом ЖАБА. Сколько всего  животных поступило в зоопарк? 78 8121 Задача 2. Шифр: цифры 1 шифр А 2 Б 3 4 В 5 Г 6 Д 7 Е Ё 8 Ж 9 З 0 И 8121 + 78 8129

В только что построенный зоопарк поступили животные. Сначала ЁЖ , а потом ЖАБА. Сколько всего

животных поступило в зоопарк?

78

8121

Задача 2.

Шифр:

цифры

1

шифр

А

2

Б

3

4

В

5

Г

6

Д

7

Е

Ё

8

Ж

9

З

0

И

8121

+

78

8129

Вычислить. Шифр: цифры 1 шифр 2 А 3 Б В 4 Г 5 Д 6 Е 7 8 Ё 9 Ж З 0 И 610000  305 · (2651 – 651) ВИД · (БЕДА – ЕДА) (264 + 51) · 51 (БЕГ + ДА) · ДА 16065 (ГДЕ + БАГАЖ) : А (456 + 21418) : 1 21874 (3191 – 2191) : 250 (ВАЗА – БАЗА) : БДИ 4

Вычислить.

Шифр:

цифры

1

шифр

2

А

3

Б

В

4

Г

5

Д

6

Е

7

8

Ё

9

Ж

З

0

И

610000

305 · (2651 – 651)

ВИД · (БЕДА ЕДА)

(264 + 51) · 51

(БЕГ + ДА) · ДА

16065

(ГДЕ + БАГАЖ) : А

(456 + 21418) : 1

21874

(3191 – 2191) : 250

(ВАЗА БАЗА) : БДИ

4

Задача 8 Длина маршрута 9 297 000 000 мм Запишите длину маршрута в км = 9 297 000 м 9 297 000 000 мм = 9 297 км Прочитал книгу толщиной 0,000026 км Запишите толщину книги в мм 0,000026 км = 0, 026 м =  = 26 мм =2,6 см

Задача 8

Длина маршрута 9 297 000 000 мм

Запишите длину маршрута в км

= 9 297 000 м

9 297 000 000 мм

= 9 297 км

Прочитал книгу толщиной 0,000026 км

Запишите толщину книги в мм

0,000026 км

= 0, 026 м

=

= 26 мм

=2,6 см

Используемые источники: Шары http://alldaydesing.net/uploads/posts/2013-03/thumbs/1363686164_34775.jpg  Клоун http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/181/95181566_large_1.png  Автор шаблона учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Фокина Лидия Петровна      Сайт http://linda6035.ucoz.ru/   Учебник Математика: Учебник – собеседник для 5 класса средней школы/ Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков.  М.: Просвещение, 1994 СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК

Используемые источники:

Шары

http://alldaydesing.net/uploads/posts/2013-03/thumbs/1363686164_34775.jpg

Клоун

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/181/95181566_large_1.png

Автор шаблона

учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района

Новосибирской области Фокина Лидия Петровна

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Учебник

Математика: Учебник – собеседник для 5 класса средней школы/

Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков.

М.: Просвещение, 1994

СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!