Занимательный русский язык. 2- А класс
Цель занятия: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
1.Личностные : формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; эмоционально – целостное отношение к окружающему миру; интерес к изучению русского языка.
2. Познавательные : формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, обобщать).
3. Коммуникативные: формировать умение работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя); умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
4. Регулятивные : учиться работать по предложенному педагогом плану.
Форма проведения: игра – соревнование.
Ход мероприятия.
Организация класса.
У: Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть, чему мы научились на занятиях кружка «Занимательная грамматика». Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. А теперь улыбнитесь друг другу в своей команде и одноклассникам другой команды.
У: Друзья мои, а для чего мы сегодня собрались в нашем классе?( для того, чтобы получить новые знания). Совершенно верно! Ребята, а вы согласны с этим мнением?
Цыплёнкова Полина прочитает всем нам своё стихотворение:
-В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь-
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать
Ум свой надо развивать.
Приглашаем вас сейчас
Поиграть в весёлый час!
У: Ребята, а вы готовы идти в путь за новыми знаниями ? А поделиться своими приобретёнными знаниями с друзьями?
У: Ну, что ж, тогда в путь!
У: Чтобы справиться со всеми трудностями и невзгодами пути, надо взять с собой особый важный груз. Выберите то, что нам сегодня будет необходимо:( на доске слова: дружба, сплочённость, поддержка, взаимопомощь, внимание, аккуратность, собранность, тишина, рабочий шум, умение слушать, активность).
У: Молодцы, ребята! Я думаю, что всё это нам очень пригодиться.
У: Сегодня в нашей игре участвуют две команды. Предоставляю слово нашим игрокам.
Представление команд, жюри.
Попцова А.: Наша команда-(хором дети говорят: «Умники»).
Наш девиз: «Мы умники, а это значит-
Нас ждёт успех и ждёт удача!
Вперёд к победе- наш девиз.
А кто слабее – берегись!»
Приветствие соперникам: (хором дети говорят: Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней и наша дружба вместе с ней!)
Енгалычев И.: Наша команда: ( хором дети говорят: «Знатоки»)
Наш девиз: «Думай, пробуй и ищи.
Трудно будет нас спроси!»
Приветствие соперникам: (хором дети говорят: Желаем вам место занять призовое, нам – первое, соперникам – второе!)
У: Так как сегодня у нас игра – соревнование, вашу работу и участие в игре будет оценивать компетентное жюри: Берлякова Анастасия, Каменщиков Антон и Гельванова Диана. Оценивание будет проходить по 5- тибальной системе. Количество полученных баллов каждой командой, будет называться после каждого конкурса.
Приветствие жюри от обеих команд: «Вам и слава и почёт! Все мы любим точный счёт!»
У: Итак, начинаем игру с небольшой разминки.
Разминка.
У : Каждой команде нужно заполнить квадрат, чтобы получились слова.
(после заполнения карточки отдаю жюри)
У: Пока жюри оценивает вашу работу, проведём блиц- опрос:
Я буду задавать вопросы, а участники команды по очереди будут давать ответы. А другая команда молчит. И только, если не справилась команда соперников, вы отвечаете.
Команды готовы? Начали!
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)( ауоыиэ)
Сколько гласных букв в русском языке? (10) (ауоыиэяюёе)
Как обозначается звук на письме? (буквой)
Как называется место, где продают хлеб? (булочная)
Выдают на время книги? (библиотека)
Шьют одежду?(ателье)
Дома готовят еду?(кухня)
У: Молодцы, ребята! Слово предоставляется жюри.
Начало игры – соревнования. У: Для того, чтобы выполнить с лёгкостью следующее задание давайте вместе вспомним, что вы узнали на прошлых занятиях.
1 команде: Какие слова называются синонимами?
2 команде: Какие слова называются антонимами?
У: Следующим испытанием для команд будет задание: Составить из частей пословицы. Найти и подчеркнуть антонимы. ( раздаю карточки с заданием).
Д: озвучивают свои пословицы. ( загадки)
Предоставляем слово жюри.
У: Друзья мои, я думаю, что настало время немного подвигаться. Вы со мной согласны?
У: Я предлагаю вам игру. Она называется «Кто больше знает слов?» Все игроки команды выстраиваются в 2 колонны, друг за другом. Вам необходимо, пока звучит быстрая музыка, записать на доске слова, которые можно отнести к данным словам на доске:
ВОКЗАЛ ШКОЛА
Условие: слова должны быть написаны правильно, грамотно,без повторов.
У: После остановки музыки все игроки команды рассаживаются на свои места. (Словесно поощрить команду, которая больше написала слов)
У: Пока даём время жюри, чтобы ребята оценили вашу работу.
А мы сейчас проведём литературный конкурс «Он – это кто?»
1 команде: «Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
“Это он, это он…(«Почта» С. Я. Маршак-ленинградский почтальон)»
Назовите автора этого произведения.
2 команде: «И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!»
(Доктор Айболит - К. Чуковский)
У: Слово предоставляется жюри.
У: Следующим испытанием будет задание «Собери слово»: Из каждого слова взять вторые слоги и составить новое слово.(раздаю карточки с заданием)
У: Команды, вам слово. Расскажите, что у вас получилось?( дети читают слова).
Жюри оценивает работы игроков.
У: Пока жюри подводит итог конкурса «Собери слово», послушаем стихотворение Н. Матвеевой «Одеть и надеть».
Гирман Мария: Одеть, надеть
Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть…
Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
У: Слово- жюри.
У: Ребята, как вы понимаете слова пословицы: «Хорошая речь слаще мёда»?
( ответы детей) ( приятно говорить с человеком, который правильно говорит и не повторяет одни и те же слова)
У: На занятиях кружка «Занимательная грамматика» мы с вами учимся красиво говорить, правильно излагать свои мысли, грамотно составлять предложения.
У: Я предоставляю слово жюри. Жюри огласит общий результат за все конкурсы по каждой команде.
Заключение.
У: Ребята, сегодня всё же не главное – победа. Я надеюсь, что наша игра доставила вам удовольствие и принесла пользу. В заключении я бы хотела сказать, что русский язык является одним из самых богатых языков мира. Он является культурным наследием мировой цивилизации. Многие поэты и писатели прославляли русский язык в своих произведениях. Сейчас я предлагаю вам послушать стих. К. Бальмонта о русском языке.
Григорьева Ольга: Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
У: Я благодарю всех за участие, поздравляю всех вас с победой и желаю всем новых побед в изучении русского языка, чтобы каждый из вас мог сказать о себе словами поэта Данилова:
«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
Рефлексия.
У: А сейчас отметьте своё настроение смайликами в своём календарике настроения.