СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка " Занимательная математика" для 4 класса.Актуальность программы определена тем,что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кружка «Занимательная математика» для 4 класса разработана:

- в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- с рекомендациями Примерной программы по внеурочной деятельности, начальная школа, Москва, просвещение, 2010 г.

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Программа носит адаптированный характер, реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС .


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 4 класса в возрасте 10 – 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание настойчивости, инициативы.


Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:

  • связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

  • использование занимательности;

  • использование исторического материала;

  • решение нестандартных, олимпиадных задач;

  • учет желаний учащихся;

  • наличие необходимой литературы у учителя.


Методы работы:

- упражнения,

- беседа

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • экскурсия

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Основные формы проверки знаний:

- тестирование;

- личная олимпиада;

- математические соревнования

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.


  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Наименование тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Геометрический калейдоскоп.

1

+


2

Спешим на помощь Кузе Нестандартное мышление конструкторские способности .

1

+


3

Магазин головоломок. Упражнения, игры, задачи на развитие внимания, памяти , нестандартного мышления.

1

+


4

Гинесс - шоу. Упражнения, игры, задачи на развитие наблюдательности , фантазии .

1

+


5

Банка глупостей .Развитие воображения ,фантазии

1

+


6

Решение логических задач

1


+

7

Задачи с изменением вопроса.

1


+

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1


+

9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1


+

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

1


+

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1


+

12

Киндер – шоу . Упражнения, игры, задачи на наглядно – образное и словесно-логическое мышление .

1


+

13

Задачи с недостающими данными , преобразование задач .

1


+

14

Как люди научились считать

1

+


15

Новогодние забавы.

1


+

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1


+

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

+


18

Игра «Веришь или нет».

1


+

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1


+

20

Интересные приемы устного счёта.

1

+


21

Таблицы и диаграммы . Упражнения, игры, задачи.

1


+

22

Математические фокусы.

1


+

23

Конкурс знатоков.

1


+

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1


+

25

Задачи с многовариантными решениями.

1


+

26

Величины. Загадки-смекалки.

1


+

27

Решение задач повышенной трудности.

1


+

28

Игра «Цифры в буквах».

1


+

29

КВМ «Царица наук».

1


+

30

Задачи с многовариантными решениями.

1


+

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1


+

32

Игра «Поле чудес».

1


+

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1


+

34

Интеллектуальный марафон.

1


+





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».


Занятия в кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

- проведение и успешное участие в математических соревнованиях





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!