Педагог-психолог А.И. Гришина
Конспект занятия с элементами арт-терапии
«Загадочный фрактал»
Тема: «Занимательные узоры»
Возраст детей: 7 -17 лет.
Используемые методы и техники: арт-терапия (энергетическое фрактальное рисование).
Цель: способствовать развитию познавательных процессов: мышления, внимания, воображения; способствовать развитию навыков произвольного поведения и саморегуляции. Знакомство с практическим способом снятия эмоционального напряжения, стресса.
Задачи:
- знакомство с новой техникой рисования;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать раскрытию природного потенциала, самовыражению детей через рисунок;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- формировать позитивную самооценку, чувство самодостаточности, целостности восприятия себя;
- формировать чувство уважения и восприятия индивидуальных особенностей окружающих;
Материалы: набор цветных карандашей, лист бумаги, маркер темного цвета.
Ход:
Вступительная часть. Приветствие Упражнение «Радостная встреча»
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! очень рада вас всех видеть!
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая по кругу это веселое, мягкое позитивное сердечко. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад (а) видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
Игра «Я очень…»
Ребята, все мы с вами умеем рассказать о себе словами? Я снова попрошу вас, передавая волшебное сердечко, произнести несколько слов, которые лучше всего объяснят окружающим какие вы. Пожалуй, я начну. Я очень доброжелательная, ответственная и впечатлительная, я могу расплакаться над трогательной сценой в кинофильме.
2. Основная часть.
- Молодцы, теперь мы знаем друг о друге немного больше. Чтобы познакомиться ещё лучше, я предлагаю вам рассказать о себе с помощью НЕОБЫЧНОГО МАГИЧЕСКОГО рисунка. Сначала нам надо обязательно настроиться. Предлагаю вам погрузиться в мир красоты, фантазии и мечты.
Релаксация «Плывем в облаках». (Звучит спокойная музыка)
- Садитесь удобнее. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начнете медленно подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем. Вы плывете вместе с ним. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами спускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Вам очень хорошо.
Рисование.
Инструкция.
«Теперь откройте глаза и посмотрите на лист перед собой. Лист положите по горизонтали.
Ручку устанавливаем в любой точке листа.
Закрыв глаза 40 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно больше пространства.
Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная; Скорость движения ручки средняя, без резких движений.
Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя разнообразные движения. Не изображайте знакомые фигуры (домики, деревья, цветы).
Закройте глаза и начинайте рисовать (включить красивую музыку для релаксации).
Время истекло. Закончили рисовать.
Откройте глаза. Какие у вас интересные узоры получились, сколько разных окошек у вас на рисунках: круглых, квадратных. Белый фон рисунка оставим чистым без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии подведем или закруглим к ближайшей точке. Очень маленькие окошки закрасим черным цветом фломастером или ручкой.
А теперь посмотрите, сколько у вас карандашей. Сейчас мы будем закрашивать наши окошки. Выбирать карандаши надо с закрытыми глазами.
Соседние окошки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если только ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали.
Одним цветом можно закрасить от 1 до 10 ячеек. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одно окошко закрасить необходимо. Время для раскрашивания 15 - 20 минут.
3. Обсуждение эмоционального состояния в процессе рисования.
- Посмотрите, какие необычные рисунки у вас получились, они рассказывают о том, какие вы уникальные, особенные, не похожие друг на друга. Ваши рисунки похожи на какую- то абстракцию.
АБСТРАКЦИЯ — это что-то непонятное с первого взгляда. Смотришь, например, на картину и не понимаешь, что означают эти фигуры, линии, точки... Как-то они разбросаны, где попало. Но присмотревшись повнимательней, ты начинаешь в своем воображении соединять кружочки, треугольники, мазки в отдельные области... и замечать, что одна область на человеческое лицо чем-то похожа, другая - на солнце, а третья - на корову... Это пример абстрактной картины. (ПАБЛО ПИКАССО, ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ, КАЗИМИР МАЛЕВИЧ).
А вы знаете, то, что вы изобразили не случайно.
В конце 1980-ых гг.. Благодаря изобретенной физиками трипризме из оптического стекла с зеркальным отражателем, ученые смогли наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека.
Было четко видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветов. В разном эмоциональном и физическом состоянии цветовая картина видоизменялась.
Ученые сделали вывод, что это настоящая аура, энергетическая оболочка, световая гамма которой содержит в себе глубинную информацию о человеке. Поразительно то, что цвета, доминирующие в своей ауре, человек активно выбирает закрытыми глазами.
А вы заметили, какой цвет вам выпадал больше всего, или какой цвет хотелось использовать больше других?
Вам понравился такой способ рассказать всем о себе? (Дети отвечают).
4. Рефлексия «Мои ощущения»
Какое настроение появилось
На стикере, нарисуйте свое эмоциональное состояние, отзыв или пожелание, т. е. то ощущение, которое вы испытываете на момент окончания занятия и написать только одно слово. Приклеить все стикеры на один лист «Мои ощущения».
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь мне и друг другу хорошо – улыбнулись мне, и поаплодировали себе за прекрасную работу одним пальцем, двумя пальцами...