Конспект открытого подгруппового занятия в
подготовительной группе
Провела:
Изулина А.А.
учитель-дополнительного образования
Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;
- учить образовывать уменьшительную форму существительных;
- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематические процессы;
3. Воспитательные:
- воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.
Оборудование:игрушка Чебурашка, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, мяч, предметные картинки со звуком Ч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?
Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.
- Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?
- Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…
Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа
- Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:
1. Наши глаза смотрят и всё видят.
Гимнастика для глаз (на слайде).
Не поворачивая головы, проследите за картинками.
- Поможем язычку стать сильным и послушным.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:
Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.
Повторение пройденного материала.
Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.
Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.
Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).
Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.
А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
- зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
Положите ладошку на ушки и произнесите звук Ч. Звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)
- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?
- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)
5. Развитие фонематических процессов.
Чебурашка нам принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.
Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Т, П, Ч, М, Ч
- Сколько мячиков нашли? (пять)
-Какая буква здесь лишняя? Почему? Для чего она здесь? (чтобы выучить ее на следующем занятии)
Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – ТОПАЕМ НОЖКАМИ.
6. Физминутка. (11-15 мин)
7. Знакомство с буквой Ч.
. (Буква Ч). фото
Это буква Ч.На что она похожа?
Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч). Рабата в группах
Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).
Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика). (16-17 мин)
8. Звуко-буквенный анализ.
А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).
Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).
Аналогично со слогом «ОЧ»
9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)
Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.
Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок) (до 20 мин)
10. Составление предложений
Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вам нужно со своей картинкой составить предложение.
Картинки: чайник, ручка, чеснок.
Давайте пропечатаем букву Ч на листочках ваших.
11. Итог
Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вам сегодня понравилось делать на занятии?
Что для вас было сложным?
А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.