СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие " Вода-растворитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие " Вода-растворитель"

Просмотр содержимого документа
«Занятие " Вода-растворитель"»

Тема: Вода -растворитель

Цель урока: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на 
совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение лабораторных экспериментов.
Задачи: 
-Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что вода - растворитель; дать возможность научиться пользоваться школьным лабораторным оборудованием. 
-Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 
Планируемые результаты:
Предметные 
Учащиеся научатся:
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель.
Личностные
У учащихся будут сформированы: 
учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные 
Регулятивные: 
Учащиеся научатся:
 принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: 
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные: 
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.


Ход занятия




I.         Организационный момент

 

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.  Садитесь.

II.  Этап мотивирования к учебной деятельности.

 О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из высказывания французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери

… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…”.

- Что это? Надпись

Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?

Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.

Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.

Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут.

Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.

Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник.

Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?

Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков - это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.

Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлом занятии. Из предложенных карточек  прошу выбрать те на которых записаны  свойства воды:

без вкуса;

бесцветная;

прозрачная;

без запаха;

не имеет формы.

В каком состоянии находится вода в природе?

VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую сказку. Послушайте:

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?

Так как вы думаете, какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идет дождь, как течет река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их. И мы тоже продолжим изучение воды, для этого в классе создадим небольшую лабораторию. Кто и чем занимается в научных лабораториях?

- нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами. Что же такое исследование? .

  • Исследование – (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

  • Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

  • Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой

У. Предлагаю вам определить,  растворяются ли в воде вещества. А вот какие это вещества,вы узнаете ,отгадав загадки.

§  Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

§  Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал (сахар)

§  Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

§  Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)


§  Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.   (песок)

- Обратите внимание, что находится у вас на столах? ( Стаканчики с водой, вещества).

- Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами).

 Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с данными веществами:

Правила работы с веществами:

1.               Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться

2.               Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

V  Физ.минутка

 Только, прежде чем приступать к исследованиям  нам нужно  отдохнуть . 

VI. Практическая работа

Опыт № 1 «Сахар, соль» 

§  Как вы думаете, что изменится, если растворить сахар и соль в воде? (ответы детей)

§  Давайте проверим

§  У вас на столах стоят стаканы с водой

§  Посмотрите и определите, какая там вода? (вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная)

§  Возьмите немного сахара и соли растворите в разных стаканах с водой, помешивая ложечкой

§  Что произошло с сахаром, солью? (соль и сахар быстро растворяются в водевода остаётся прозрачной, бесцветной)

Очищение воды от сахара и соли

§  Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка.

§  Как это сделать?

§  Можно её профильтровать

§  Для этого нужен фильтр

§  Из чего можно сделать фильтр?

§  Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска

§  В воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан (педагог делает фильтры с детьми и показывает способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, которые они растворяли)

§  Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

§  Что произошло после фильтрования данных веществ? (вода осталась прозрачной и бесцветной, а на вкус сладкой и соленой)

Опыт № 2 «Мука» 

§  Теперь возьмите немного муки и растворите её в воде

§  Что произошло с мукой?

Вывод: мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной. Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным

Очищение воды от муки

  Можно ли профильтровать воду с мукой?

§  Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

§  Что произошло после фильтрования воды с мукой?

Вывод: вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная

Опыт № 3 «Песок» 

§  Проходите к столу с табличкой «Песок»

§  Ребята, растворите песок в воде

§  Что произошло, когда вы растворили песок в воде? (вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустится на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился)

Очищение воды от песка

§  Предлагаю подойти к 3 столу

§  Можно ли профильтровать воду с песком?

§  Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

§  Что произошло после фильтрования воды с песком?

Вывод: песок удалось отфильтровать быстро, потому что он не растворилось в воде. Большая часть песка осела на фильтре, поэтому вода не совсем прозрачная

 Опыт № 4 «Растительное масло» 

§  Подойдите к столу с табличкой «Растительное масло»

§  Ребята, ваша задача растворить растительное масло в воде

§  Что произошло, когда вы налили растительное масло в воду? (масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек)

Очищение воды от растительного масла

§  Можно ли профильтровать воду с растительным маслом?

§  Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

§  Что произошло после фильтрования?

§  Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла


Вернемся к свойствам воды (они на доске).  Какие будут предложения? (Опытным путем мы  доказали, что   вода обладает свойством «растворитель».)

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.

 (Слайд  ) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.

Вывод: Вода – прекрасный растворитель. Проделывая опыты, вы увидели, что одни вещества очень быстро растворяются в воде, другие плохо. Но ученые считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно. Вода растворяет многие вещества, она принимает цвет того вещества, который в ней растворяется. При этом, чем больше в воде разных растворенных примесей, тем больше изменяются ее вкус и свойства. Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

- Ребята, а хотите узнать в какой воде быстрее растворяются вещества в теплой или холодной?

Проведите этот эксперимент вместе с детьми, и они смогут определить, что молекулы в теплой воде движутся быстрее, чем в холодной. Используйте наш отличный проект, чтобы помочь детям узнать больше о молекулах, из которых состоит все в мире.

Что вам нужно:

чашка холодной воды;

чашка горячей воды;

два пипетки;

пищевой краситель.

Инструкция:

Налейте горячую воду в стеклянную чашку почти до краев, а затем налейте холодную воду в другую стеклянную чашку. Используя две пипетки, добавьте немного красителя в каждую из чашек и наблюдайте, как вода в чашках с разной скоростью будет смешиваться с пищевым красителем.

Что происходит?

Горячая вода на самом деле ускоряет окрашивание, потому что молекулы пищевого красителя в горячей воде движутся очень быстро. Фактически, молекулы движутся так быстро, что отскакивают друг от друга и вызывают трение, а результатом этого трения является тепло.


Молекулы в холодной воде движутся очень медленно, поэтому и молекулы пищевого красителя тоже будут двигаться медленно.

VII .Итог  урока.

 

Уч:  - Какую цель мы поставили в начале урока?

       -  К какому выводу мы пришли?

       -  Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

 

Д:    Да, мы действительно достигли поставленной цели, определили, что вода  может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет. 

VIII Рефлексия.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!