СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности в 5 классе Тема: "Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка занятия внеурочной деятельности по православной культуре предназначена для обучающихся 5 класса по программе Л.Л. Шевченко "Православная культура". Цель данного занятия: обогащение внутреннего духовного мира детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний об иконе как неиссякаемом источнике душевных и физических сил человека.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности в 5 классе Тема: "Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?"»

9


Занятие внеурочной деятельности в 5 классе

Тема: Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?

Учитель православной культуры

МОУ «Илек-Пеньковская СОШ»

Краснояружского района

Нежибецкая Инна Викторовна


Цель:

знакомство с особенностями древнерусской иконописи.

Задачи:

формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью.

развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению об ее особенностях.


Оборудование:

изображения икон, иконы;

карточки с церковнославянскими буквами;

карточки-названия добродетелей и страстей;

рисунки с буквой “иже”;

заготовки для «рушника»;

цветные карандаши, фломастеры;

презентация, видеоролик Песнь Богородице, клип «Как прекрасен этот мир».


Доска: заготовка «Дерево добродетелей», для цветов (рефлексия), для «Солнышко добра»


Ход занятия:


1.Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Проходите в класс.

Посмотрите, сколько бабочек слетелось этим холодным осенним деньком на нашу полянку! Возьмите себе по одной. Прочтите пожелание вам на сегодня.

-Мира

- Добра

- Хорошего настроения

- Удачи

- Новых открытий

- Везения

- Понимания

- Трудолюбия

- Любви


А теперь, займите места согласно цвету ваших бабочек. Проверьте готовность к занятию.



2.Повторение


В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним, с какими буквами мы знакомы. (слайд 1)


(Дети называют буквы).


А как называется эта буква? (ответы “Иже”)(слайд 2)


3. Определение темы и целей занятия:


Есть у меня одна буква, эта буква –“Иже”


Есть икона дома –

В доме мирно и светло.

Дарит каждому икона

Благодатное тепло.


Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (ответы)


Тема нашего сегодняшнего занятия “Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?” (слайд 3)

Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. (слайд 4)

Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли на урок, иконы заговорят.


4. Изучение новой темы.

А что такое икона? (ответы: образ)


Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ. (слайд 5)

(слайд 6)

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать “портрет” не смог “по причине сияющего блеска лица Его”. На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.


Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

(слайд 7)

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. (Учитель зажигает свечу, которая находится в красном углу класса). Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.

А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. (Слайд, Песнь Богородице) (слайд 8,9.10,11)



СЛОВАРИК: Риза, хитон, омофор (слайд 12)

Самое красивое место в храме, где в определенном порядке выстроены иконы называется – иконостас. (слайд 13)

А какие иконы есть у вас дома? На одном из прошлых уроков вы получили задание: узнать названия икон, которые есть у вас дома. И узнать информацию об изображенном на иконе святом.


(Выступления детей. Дети показывают иконы, принесенные из дома. Проектор выключен)

Икона Божией Матери «Семистрельная»

В нашем доме есть Икона Богородицы «Семистрельная». Это одна из самых чудотворных икон на Руси. На протяжении многих веков христиане обращались к Царице Небесной через эту икону, если в стране начинались войны или мятежи.

На иконе изображена Пресвятая Богородица без младенца Иисуса с пронзающими Её сердце семи стрелами или мечами. В данном случае, семь стрел, пронзающих Тело Богородицы, означают полноту того горя, печали , которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее земной жизни при распятии Христа.

Существует и другое толкование образа: семь стрел, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы, обозначают семь главных человеческих грехов, которые Богородица способна видеть в каждом человеческом сердце.

По преданию, первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери был написан в глубокой древности, более 500 лет назад.

Казанская Чудотворная икона

Казанская Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. В нашем доме есть такая икона.

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить начальникам города, чтобы они нашли в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.

В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.

Праздник этой иконы 4 ноября в день народного единства.

Святой преподобный Серафим Саровский

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский за свои подвижнические подвиги был награжден Господом даром исцеления. Для него открыты были человеческие сердца, равно как были открыты прошлое и будущее. Советы, которые давал преподобный старец, иногда вызывали недоумение и казались странными, но каждый, кто исполнил наставления в точности, мог убедиться, что совет этот был единственно верным и спасительным. По молитвам преподобного Серафима Саровского свершаются многочисленные исцеления на его могиле. Перед его иконой к святому угоднику обращаются за помощью в душевном и физическом исцелении.

Дома у нас эта икона потому, что в крещении мне дали имя Серафима.

Святая великомученица Варвара

17 декабря отмечается день памяти великомученицы Варвары. Это престольный праздник в нашем селе.

Святая великомученица Варвара родилась в нынешней Сирии при в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, очень любил свою дочь.

Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца, созерцая с высоты башни красоту Божиего мира.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Боге, Варвара пригласила священника к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения.

Отец, узнав об этом, пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

Святую Варвару казнил сам отец Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Икона святой Матроны Московской

Святая блаженная матушка Матрона – самая почитаемая московская святая. Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до смерти своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания, в то время как годы ее скитальческой жизни пришлись на военное время и самый пик репрессий. Она и сегодня помогает всем, кто приходит к ней, к её иконам и мощам за помощью и советом.

Молитва перед иконой святой праведной блаженной Матроны Московской помогает во всем, о чем Вы ее ни попросите, – в сердечных делах, в исцелении от болезней, при финансовых расстройствах или в избежание готовящегося обмана, при ущербе от стихии, в сохранении семьи, при заботе о детях и их благополучии – всего не перечислить.


Спасибо за подготовку.


Критериев, по которым классифицируют иконы, великое множество. Это происходит на основании стилистики, количества персонажей, техники рисования, и даже размера. Впрочем, основополагающим все же является назначение икон.

Аналойные иконы (слайд 14)

Аналой - это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.


Именные иконы. Это иконы с изображением святого, имя которого вы носите (такое имя дается при крещении).



Семейные иконы. (слайд 15) ( к ним еще можно отнести венчальные) – это святыни, объединяющие всю семью в любви, терпении, доверии и взаимопонимании. Благодаря такой иконе можно преодолеть семейные споры, неурядицы К примеру, это может быть икона Петра и Февронии, Александра Невского, Николая Угодника, преподобного Луки и т.п


Нательные иконы. (слайд 16)

Еще со времен князей Владимира и Ярослава православные славяне носили на груди кроме нательного крестика еще и нательные иконы с образами Богородицы, Спасителя, святых. Православные иконки на шею изготавливались из дерева из драгоценных металлов — золота, серебра. Сейчас традиции нательных православных иконок возрождаются.


Складные иконы. (слайд 17)

С давних времен на территории России существуют складни– складные многостворчатые переносные алтари. Такие старинные предметы могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла. Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали.

Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке.


Издавна иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами, которые в народе называются рушники. (слайд 18)



5. Минутка отдыха

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

(Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»). В каждом православном храме есть иконы. Давайте вспомним внешнее устройство православного храма. Попробуйте найти в классе детали и из них собрать храм. Какая команда сделает это быстрее? ( Учащиеся находят детали из бумаги, прикрепленные в разных частях кабинета. Складывают из них храм.)

6. Добродетели.

Люди, которые пишут иконы, называются иконописцами. Конечно, написать икону может не каждый человек, а только человек, который обладает добродетелями.

Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах есть карточки, на которых записаны добродетели и страсти (недобрые качества, грехи).

У первой команды это яблочки добра, а у второй – лучики добра. Яблочки крепим на древо добродетелей, а лучики на солнышко добра.

Выберите из них только добродетели и прикрепите их на доску. (слайд 19)

(Карточки: трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука, гордыня.

Кто справился быстрее? Давайте прочтем, что вы выбрали.


7. Закрепление.

Кроссворд

Каждая команда получает кроссворд. Разгадав слова по горизонтали,

вы узнаете, как называется описание и систематизация иконных изображений.

Какая команда справится быстрее?


8. Творческая работа:


Сегодня мы говорили об иконах. Но оказывается, что все цвета, которые используются при написании икон, имеют своё значение. (слайд 20)


Золотой цвет – символ Бога.

Белый – нравственность, чистота, символ Божественного света.

Черный – тьма, зло.

Красный – огонь, жизнь.

Зеленый – символ жизни на Земле.

Багровый – знак величия.

Голубой – цвет небесной истины.


Цвет, который никогда не использовался в иконописи — серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становится цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.


Зная и применяя символику цвета, раскрасьте выданную вам букву “ИЖЕ” или «распишите рушники». (Раздаются заготовки на выбор учащихся)

Выполняют задание. Звучит музыка. (слайд 21,22)


9. Итог занятия.

Учитель на фоне музыки:

– Русская икона…

В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, ощущение гармонии.

Юлия Жадовская (1824-1883) «Молитва к Божьей Матери»

Мира заступница, Матерь воспетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой!
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи:
В царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи!

10. Домашнее задание

Попробуйте найти сведения и рассказать о святом или святой, имя которых вы получили в крещении.


11. Рефлексия:


Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось?


Я попрошу вас продолжить предложения: (слайд 23)


Сегодня на уроке я узнал, что...

Сегодня на уроке я понял, что...

Сегодня на уроке я почувствовал, что...

Мне очень хочется, чтобы...


(прикрепляют на доску)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!