СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по экологии»

Внеурочное занятие по экологии 9 класс

Тема урока: «Экскурсия»

Тип урока: экскурсия.

Цель и Задачи внеурочного занятия: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий

Предметные:

1.Дать знания об экологическом многообразии растительного мира.

2.Научить проводить наблюдения за экологическими объектами.

3.Закрепить умения применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

Коммуникативные:

1.Развивать коммуникативные навыки обучающихся.

Регулятивные:

  1. Формировать умение и навыки устной речи.

  2. Научить работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием.

Личностные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе, необходимости относится к ней как к живому существу.

2.Работать над формированием нравственных качеств личности

Оборудование: папки для гербария, линейки, метр, дневники наблюдений, атласы-определители, инструменты для сбора растений.

Формы внеурочного занятия: групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы: практический, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, рассказ, показ, демонстрация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент




2.Актуализация (повторение) знаний. Наше внеурочное занятие будет проходить на территории фитоценоза. Прежде чем приступим к экскурсии необходимо вспомнить материал

«ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».

  1. На греческий – «учение о жилище». (Экология).

  2. На латинский – «восстановление». (Регенерация).

  3. На латинский – «окраска». (Пигмент).

  4. На латинский – «помесь». (Гибрид).

  5. На латинский – «народ, население». (Популяция).

  6. На греческий – «совместная жизнь». (Симбиоз).

  7. На греческий – «учение о животных». (Зоология).

  8. На греческий – «сам питаюсь». (Автотроф).

  9. На греческий – «слово (учение) о жизни». (Биология).


  1. Изучение нового материала

(Перед тем, как вы приступите к выполнению работы в группе познакомьтесь с памятками).

Наша экскурсия будет сочетать в себе такие формы работы: практические работы, рассказ, беседу. По пути нам придётся сделать несколько остановок.




















.




























Рассказ учителя о Памятнике природы Любовь к природе, необходимость слияния с ней - составная часть генетического наследия человека, она связана с биологической пользой природы для человека, как среды обитания и источника пропитания.

На гербах многих государств есть растения, то пальмовая ветвь, то кленовый лист, то цветок хризантемы или водяной лилии. Да и слово «герб»- означает «трава».

До сих пор представители многих племен и народностей считают, что прежде, чем устроить на новой территории дом, нужно поставить хотя бы шест - символическое дерево.

«К растению надо относиться как живому организму, и мысленно просить его об исцелении»- так говорит особый календарь друидов. Друиды считают, что растения планеты, человек и его здоровье, - все это замкнуто в нечто единое целое. У каждого человека есть растение-покровитель, оно якобы может лечить, дарить благо, влияет на нашу жизнь.

Мы начинаем экскурсию по нашему поселковому парку, который является памятником природы, здесь растут березы, клены, вяз мелколиственный, каштан конский, рябина обыкновенная ива плакучая, ель обыкновенная, дуб, липа.

Вот и мы с вами попытаемся поработать в фитоценозе. Что такое фитоценоз?

Во всяком лесном “доме” есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями (экосистемами).

Каждая такая экосистема имеет свое название и — луг, лес, бор, дубрава, болото...







































Обучающиеся получили заранее задание «Подготовить занимательную информацию о деревьях.

Викторина «Зеленые помощники»

1 .Какие болезни лечит красавица-береза?

2. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

3. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых?

4.Его называют «дикая роза». Плоды его богаты витамином С? (шиповник).

5.Растение, не имеющее хлорофилла. Является одним из эффективных в лечении заболеваний печени?

6.С древних времён сок этого растения служит антисептиком. Считается, что если из этого растения сделать настойку, то она не уступит по своим целебным качествам йоду?

7. Издавна кожные болезни лечили настоем данного лекарственного растения .Молодые мамы используют его отвар при купании младенцев ?

8.Почему лесоводы иногда называют березу доброй няней ели?

9. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?

10. Почему крапива жжётся? содержащая кислоту. Кончики таких ворсинок очень острые,





11.Время сбора трав. Когда следует собирать лекарственные травы?

12.Правила сушки лекарственных растений?





.



4.Самостоятельная работа

Правила сбора растений для гербария.

Как правильно собирать растения для гербария? Инструктивная карта.

1.Вам потребуются: гербарная папка для переноса собранных растений; запас бумаги для засушивания растений, по возможности не проклеенной, пористой (фильтровальной, газетной); инструменты для выкапывания и срезания растений; этикетки; пресс.

5.Рефлексия. Что нового вы для себя узнали? Нашли ли вы растения, которые вам незнакомы. Куда вы обратитесь для решения этой проблемы. Как вы оцениваете свою работу в группе?

Подготовить гербарий согласно инструктивным картам.

Литература:

Атласы - определители.

Н.Я.Дмитриева «Естествознание», Москва, «Просвещение»,2000г.

Ю.К.Школьник «Растения» Полная энциклопедия. Москва, «Эксмо»,2010 г.

Материалы журнала «Почемучкам обо всём на свете» ,ЗАО «Газетный мир»,2011год

















Памятка для экскурсовода (выступающего)

«Как говорить, чтобы тебя было интересно слушать».

Говори:

  • громко (чтобы тебя все слышали)

  • чётко (хорошо проговаривай слова)

  • эмоционально (выразительно); интонацией показывай своё отношение к тому, о чём говоришь, используй мимику (выражение лица), жесты (движение рук)

  • последовательно (по порядку, для этого составь план выступления)


Памятка для экскурсанта (слушателя):

«Как слушать, чтобы тебе было интересно».

  • внимательно слушай, не перебивай говорящего;

  • старайся запомнить, о чём говорят (для этого можно записывать даты, имена, отдельные выражения, слова, возникающие вопросы…);

  • приготовь вопросы на уточнение, на понимание;

  • поблагодари за полученный ответ.


Памятка

«Как оценить работу своей группы?».

Каждая группа готовит отчёт:

  1. Как называлась группа?

  2. Кто был членом группы?

  3. Как были распределены роли (кто, чем занимался; какую работу выполнял)?

  4. Что помогло выполнить работу лучше? Что этому помешало?

  5. Что можно было сделать по-другому, чтобы работа была выполнена быстрее, лучше (качественнее);

  6. Чему каждый из вас научился во время работы в группе?




















Вспоминают термин фитоценоз и расположение растений в нем.

Выполнение практической работы

Задание: обучающиеся получают инструктивную карточку:

1.Определить, сколько ярусов есть в этом растительном сообществе

(ярус деревьев, ярус кустарников, ярус трав и кустарников).

2.Составить список доминирующих видов по каждому ярусу изученного растительного сообщества. 3.Сделать необходимые замеры и занести в таблицу:

Описание ярусов фитоценоза на пробной площадке

Разделы таблицы:

Ярус

Вид

Фенофаза

Высота

Максимальное число видов

Господствующие породы

Информация обучающихся





Викторина (обучающиеся получают листы с вопросами). В ней указаны растения, растущие на территории пар

(болезни почек и мочевого и пузыря; экземы, гастрит).

(отхаркивающее, противомикробное действие).

(подорожник).




(Петров крест).




(чистотел).


(череда).


(всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца).

(в дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых).

(Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками, в которых имеется жидкость, они могут проникать под кожу людей).

(в сухую погоду, в утренние часы) .

(в тени, хорошо проветриваемом помещении, например, на чердаке под крышей)

Практическая работа. Сбор растений для гербария. (работа в группах) - всего 4 группы. Работают с использованием инструктивных карт).








Атлас-определитель


Самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация (Л)


Определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой









аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

умение определять цель работы, планировать этапы ее вы­полнения и оценивать по­лученные результаты. Смысловое чтение (Р)















































































































Самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт (Л)


Целеполагагие (Р)

Подведение под понятие (П)

























и точностью (К);














умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией (К)



построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


(Р) Целеполагание



























































выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

доказательство (П);

(Р)умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференциальной оценки собственной деятельности











рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);


Приложение. (Инструктивная карта)

Каких правил надо придерживаться при сборе растений?

1.Растения для гербария собирают в сухую погоду: после дождя или росы растения плохо сохнут и могут почернеть;

2.Отбирают здоровые, неповрежденные экземпляры со всеми надземными и подземными органами (это связано с особенностями определений растений по морфологическим признакам);

3.От очень крупных растений берут: верхнюю часть с цветками и листьями, среднюю с листьями, нижнюю с прикорневыми, листьями. С деревьев и кустарников срезают побег с листьями, цветками и плодами: (если они есть); берут 1—2 крупных растения, мелких — до 10 и более (чтобы лист заполнить);

4.Растения выкапывают, освобождают от почвы, толстые стебли, корневища и корни разрезают пополам вдоль;

5.Для размещения растения в папку ее следует положить на ровную поверхность;

6.При закладке в папку растение надо расправить и придать ему форму. Нельзя ничего отрывать, особенно нижние листья. Если на растении много листьев, которые налегают друг на друга, то часть листьев можно удалить, сохраняя при этом черешки для истинного представления о расположении листьев. Так поступают и с частью цветков (соцветий);

7.С растением вкладывайте черновую этикетку, на которой надо указать: название растения (если растение неизвестно, то ему можно присвоить номер или дать условное имя), место, где растение собрано (область, район, ближайший населенный пункт), место обитания растения (луг, лес, степь), дату сбора, кем растение собрано и определено, в каких сообществах и как часто данный вид встречается.

8.Необходимо знать, какие виды принадлежат к числу охраняемых и без особой необходимости их не выкапывать. С такими растениями вы можете познакомиться на месте их произрастания.

Как правильно высушить растения?

1.Собранные растения необходимо заложить для сушки в гербарный пресс.

2.Вместе с тем (например, орхидей), их обваривают кипятком, не погружая в воду цветки. У луковичных растений разрезают вдоль луковицу, которую также обваривают.

3.Пресс сушат на солнце, обязательно занося его на ночь в помещение. Влажные прокладки заменяют сухими ежедневно (для водных растений — 2 раза в день).

4.Правильно высушенное растение становится хрупким, его листья и цветки не провисают. Приложенное к губам, оно не вызывает ощущения холода.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!