СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с русскими народными инструментами.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»»

Занятие внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

Класс – 1.

Дата: 19.04.2019 г.

Учитель: Ясинская Т.И.

Тема – Путешествие в страну русских народных инструментов.

Цель урока: познакомить с русскими народными инструментами.

Задачи:

учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать посильный разбор произведения;

формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;

побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;

воспитывать чувство единения, интерес к русской народной музыке.

УУД:

Регулятивные:

Умение  размышлять, отвечать на вопросы.

развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные:

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

нацеливание на успешную деятельность

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания;

проявлять внимание, желание узнать больше.



Оборудование:

  1. Изображение инструментов русского народного оркестра

  2. Мультимедийное оборудование

  3. Шумовые инструменты

  4. Словарь эмоциональных терминов.

  5. Смайлики.



Ход урока

Организационный момент.

Вход учащихся в класс под музыку в исполнении русских народных инструментов.

1. Музыкальное приветствие.

Приветствие-распевка:

Добрый день,
Добрый день,
Говорим мы каждый день
Этими словами,
Здороваемся с вами.
Добрый день!

Ребята, сегодня наше занятие не совсем обычное: к нам пришли гости, поздороваемся с ними: дети поворачиваются к гостям, пропевают: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте, Здра-вствуй-те!

Садитесь. Я пришла к вам на урок с хорошим настроением, и очень хочется узнать мне, с каким настроением вы пришли ко мне урок. Ну-ка, поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению. Комментарий

2. Беседа:

Музыка – волшебная страна.

Пусть же вам откроется она!

Обо всём, что слышишь ты вокруг.

Музыка тебе расскажет, юный друг!

Ребята, сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по волшебной стране, которая называется музыка. Вы хотите отправиться в путешествие по этой стране? Тогда в путь!

Песня Ю.Энтина, М.Минкова «Дорогою добра»

Итак, остановка. Мы прибыли в один город. Интересно, кто же живёт в нем? А подскажет нам ответ необычайное чудо – дерево. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды, какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

- Точно! Это же музыкальные инструменты! Мы попали с вами в город музыкальных инструментов. Кто может сейчас мне сказать тему сегодняшнего урока, чем мы с вами будем заниматься, о чём говорить? Да, о музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим их повнимательнее. Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить? -Давайте попробуем:


В руки ты её возьмёшь;

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. 

Заиграет, только тронь,

Как зовут её? (Гармонь)


Рассмотрим похожие с виду музыкальные инструменты аккордеон, гармонь и баян. Многие их часто путают или полагают, что различие чисто внешнее. Но это не так. Первое, самое распространенное заблуждение: у аккордеона клавиши, у баяна кнопки, а гармонь это просто такая народная разновидность баяна.

А кто покажет нам, где на чудо-дереве спрятался баян?


Прикрепить на доску изображение баяна. (Аудио –запись)


Ой, звенит она, звенит!

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая отгадай-ка!

Это наша… (Балалайка)


Ребята, балалайка получила своё название от слова балакать, болтать. Ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без этого любимого инструмента. На этом инструменте играют бряцанием правой руки.

Ребята, а ещё есть инструмент домра. По форме этот инструмент напоминает разрезанную грушу. Звук извлекается не рукой, а специальной пластинкой — медиатором.

А кто покажет нам, где на чудо-дереве спряталась балалайка и домра?

-Послушаем как звучит балалайка.


Аудио -запись


Очень весело поёт,

Если дунете в неё,

Вы все в неё играете

И сразу отгадаете. (Дудочка, рожок, жалейка)


А кто покажет нам, где на чудо-дереве спряталась эта дудочка?

Аудио – запись


За обедом суп едят, 
К вечеру "заговорят" 
Деревянные девчонки, 
Музыкальные сестрёнки. 
Поиграй и ты немножко 
На красивых ярких ... (Ложках)
Аня, иди, покажи мне ложки. А теперь послушаем

Аудио – запись


- Молодцы! Хорошо справляетесь!

- А сейчас я вам загадаю ещё одну загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Балалайки, гусли, домры.

И баяны, и гармошки
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки
Все играют звонко, дружно
Слушать их не надоест
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (это оркестр).

Да.

Работа со слайдом.

Оркестр – это группа инструментов совместно исполняющих музыку на различных инструментах. Оркестры бывают разные: духовые, симфонические, эстрадные, народные.… А мы сегодня поговорим только об одном оркестре. Это оркестр русских народных инструментов. Такой оркестр обычно исполняет русские народные песни и пляски. Как вы думаете, эти исполнители сидят, кто, где хотят, или есть определённый порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом). Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно.
Ребята, а какие инструменты вы здесь увидели, назовите их названия
(дети могут назвать баян, балалайку,  т.е. то, что им знакомо).


- А теперь давайте оживим народный оркестр.


Сядьте все как слушатели. Сейчас прозвучит в исполнении этих инструментов русская народная песня «Светит месяц».

Слушайте внимательно, а потом мне расскажете о своих впечатлениях и о том, звуки каких инструментов вы услышали.


Но сначала надо сказать волшебные слова

- Раз, два, три, оркестр зазвучи!


Слушание р.н.п. «Светит месяц».


Беседа по прослушанному.

- Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (предлагаются ответы на доске с прилагательными, чтобы охарактеризовать эту музыку)



- Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

- Вам повезло, ваша мечта осуществится: вы станете участниками народного оркестра. А вот и наши инструменты. Показываем барабан и ложки.

- Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то, что мы слышим?

- Да, правильно, мы слышим стук, шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые.

К шумовым инструментам так же относятся и трещотки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

- Итак, у нас есть все необходимые инструменты, и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Ах вы, сени».


Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Ах вы, сени».


Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

- А каким стало ваше настроение? Ну-ка, поднимите смайлик. Комментарий.


Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.


- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

- Так, значит, народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

А сейчас предлагаю сыграть на ложках. Кто за? Сначала давайте прослушаем внимательно музыку, которую нам предстоит сыграть.

Прослушивание.

Беседа о характере музыки.

Получите инструменты. Смотрите на меня и повторяйте.

Игра на ложках.

- Ну как, понравилось вам?

- Да, ребята, как же хорошо нам в волшебной стране музыки, в городе музыкальных инструментов, но всё-таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. Посмотрите на наше чудо-дерево, какие музыкальные инструменты на нем остались? Нам надо эти инструменты распределить , в каком оркестре они должны играть.

- Эти инструменты входят в состав симфонического оркестра и народного. (Дети распределяют)


- Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, и мы возвращаемся домой. Сейчас мы распоемся. ПОПЕВКА


Песня Ю.Энтина, М.Минкова «Дорогою добра»


ІІІ. Итог урока.

- Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие?

- Какое у вас настроение в конце нашего путешествия?

-Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

-Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?

-А чем вам запомнилось наше путешествие?

- Домашнее задание нарисовать рисунок, на котором вы изобразите один или несколько русских народных инструментов.

- Ребята, всем спасибо за работу на уроке!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!