МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок литературы
«Веруй, что всё было не зря…»
по мотивам художественного фильма
«Аты-баты, шли солдаты»
Подготовили:
Паланичук Ирина Анатольевна – учитель русского языка и литературы Галактионова Эльвира Викторовна – учитель русского языка и литературы
Мухино
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания особенно актуальна в наши дни. Она охватывает всех людей без исключения и в первую очередь эта проблема касается молодёжи. Будущие госслужащие, рабочие, к сожалению, далеки от понятия «патриотизм» и «патриот», а ведь это не просто слова, за ними стоит история России, благополучие наших граждан.
Проходят годы. Всё дальше от нас события Великой Отечественной войны. О них говорят, изучают на уроках в школе, пишут в сочинениях. А чувствует ли молодое поколение боль и страдания, выпавшие на долю нашего народа в годы войны? Для многих сейчас эти годы просто история. К сожалению, ушло из жизни поколение ветеранов. Кто же теперь расскажет о пережитом, наболевшем и выстраданном? Подвиг народа запечатлен в книгах, фотографиях и, конечно же, в кинофильмах, снятых по мотивам этой войны замечательными талантливейшими режиссёрами. Просмотр и анализ таких фильмов даёт неоценимую возможность объяснить молодежи на примерах, что такое патриотизм и кого называют патриотом.
Данное занятие, построенное на основе художественного фильма «Аты - баты, шли солдаты» (1976) режиссёра Леонида Быкова, позволит прочувствовать атмосферу товарищества, проникнуться духом патриотизма.
Цель занятия: Воспитание чувства уважения к событиям Великой Отечественной войны, чувства гордости за героев и участников, чувства патриотизма.
Задачи мероприятия:
Образовательная: изучение истории Великой Отечественной войны
Воспитательная: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей: гордости за страну, единение людей в борьбе за мир;
раскрытие через киноискусство чувства патриотизма;
понимание других людей, времени и ценности этого времени.
Развивающая: умение работать в команде, рассуждать, критически мыслить, анализировать увиденное, давать оценку происходящему на экране.
Категория участников: обучающиеся 9 класса.
Формат мероприятия: Литературный десант «Веруй, что всё было не зря…»
Планируемые результаты:
понять задумку режиссёра; выявить идею, заложенную в этом произведении;
пробуждение интереса к образованию через взаимодействие между участниками мероприятия;
развитие ценностного отношения к Родине-России, уважения к своему и другим народам; понимание прав и ответственности человека перед обществом.
Обоснование и актуальность проблемы: проблема понижения уровня патриотического воспитания.
Возможности использования: уроки истории, литературы, занятия в библиотеке, внеклассные мероприятия.
Оборудование: интерактивная панель, стол, стулья, микрофон.
Ход урока
Фильм: Леонида Быкова 1976 г. «Аты – баты шли солдаты» просмотрен на занятии, предшествующем данному.
Этап урока, использо-ванные методы и приемы | Слово учителя | Задание | Деятельность детей |
Орг.момент (слайд 2) | - Здравствуйте, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на «Литературном десанте». Ранее вы посмотрели художественный фильм о Великой Отечественной войне, основанный на реальных событиях. На сегодняшний день мы знакомы со многими фильмами о войне и в каждом из них своя история. Как война может повлиять на всех вовлеченных в нее людей: и на солдат, и на их семьи? В этом мы попробуем разобраться сегодня на нашем литературном десанте. Талантливейший режиссер фильма Леонид Быков и замечательные актеры (слайд 2) сделали все, чтобы этот фильм был настоящим кусочком войны. Леонид Быков – ефрейтор Святкин, Владимир Конкин – лейтенант Игорь Суслин, Елена Шанина – Кима Веленстович, Иван Гаврилюк - сержант Иван Сайко и другие. | | |
Мотивация учебной деятельности. | -Что вы уже знаете о войне? -Каких слов не хватает? Почему? | Среди слов, написанных на карточках необходимо выбрать слова, относящиеся к тематической группе «война » и зафиксировать их на доске (Приложение 1). | Ученики прикрепляют карточки и объясняют свой выбор. «Патриот» и «товарищ» |
Формули-рование темы и цели | -Попробуем доказать на примере фильма «Аты - баты, шли солдаты» важность и нужность этих слов на войне. - «Аты – баты, шли солдаты», что вы ожидали увидеть в фильме с таким названием? - А что вы увидели на самом деле? - Какие самые яркие эпизоды вам запомнились? | Во время просмотра фильма ученикам предлагалось записать самый яркий эпизод | Зачитывание своих записей. |
Работа в группах | - Перед нами галерея героев из разных городов, с разными характерами и судьбами, оказавшиеся по воле рока в одном взводе, как они проявляют себя в это непростое время? - Предлагаю разделиться на группы и восстановить образ героев фильма | На столах лежат карточки с фразами, произносимыми в фильме определенными персонажами. (Приложение 2) | Обучающиеся опредаляют, кто из героев фильма загадан на карточке и рассказывают о нём. |
- Что же объединяет таких разных людей? При помощи каких средств режиссеру удалось создать такие образы? | | Ответы с размышлением, аргументация своих мыслей |
Прием «Осуди или оправдай героя» | - А теперь давайте понаблюдаем, как герои ведут себя в жизни | Просмотр эпизодов с конкретными ситуациями, ученикам нужно придумать аргументы для оправдания поступка героя и его осуждения (Приложение 3) | Формулировка 2-3 -х аргументов в оправдание и в осуждение поступка. (Ученики приходят к выводу, что война не сделала солдат чёрствыми и безжалостными, они сохранили человечность не смотря на тяжесть собственного положения. |
«Круглый стол». (Слайд 3) | - Ребята, как вы понимаете смысл слова «товарищество»? - Есть ли сейчас настоящие товарищи? Или это понятие уже изжило себя и заменено другим? | Вспомните самые яркие эпизоды фильма, где показано товарищество. Сопоставьте это понятие с современностью. | Приходят к выводу о том, что фильм не только о войне, он о крепкой мужской дружбе, о сплоченности людей разных национальностей для общей Победы. |
- Так кто же главный на войне? Почему? | Привести в пример фразы из фильма. | «Солдату тяжелее всех на войне, он первый на смерть побежит» (генерал). |
«Ассоциации» | - А сейчас предлагаю вам закрыть глаза. - Что вы представляете, слушая эту песню? - Какими перед вами предстали 18 бойцов? - Почему «Сват» встал на пути танка? | Звучит финальная песня кинофильма «Бери шинель». Ученикам предлагается описать, что они представляют, слушая эту песню. | Ребята рассказывают о своих ассоциациях |
| - Зачем в фильме постоянно одна эпоха перекликается с другой? | | Спустя 30 лет войны люди чтут подвиг, совершённый отцами. |
Рефлексия «Свободный микрофон» | - Давайте вернемся к словам, прикрепленным на доске. Допишите к ним слова: «патриот» и «товарищество». - А теперь скажите: - Оправдано ли место этих слов? | | Кратко высказывают свои мысли. |
Итог занятия. | Сегодня мы работали на уроке по экранизации фильма «Аты-баты, шли солдаты». - Удалось ли режиссёру передать боевой дух, пропитанный патриотизмом, в фильме. | | Подводят итог занятия. |
Приложение 1
Героизм | Оборона | Солдат | Любовь |
Сражение | Отвага | Страх | Родина |
Приложение 2
1 группа А почему у вас ушанка не завязана? -Чтобы слышать ваши команды, товарищ старший лейтенант. Вдруг вы скажете: «Отбой!» -А вот это уж дудки! Только три. Четыре устав не позволяет, товарищ младший лейтенант. -Слушай, юноша бледный со взором горящим... Если ещё кто-нибудь взводного обзовёт собачьей кличкой — разберу на запчасти! | 2 группа -Три наряда! -Объясните, Крынкин, как это мыло попало к вам в тумбочку? -Но ведь вы же комсомольцы, а кругом война…и сотни тысяч пацанов как вы гибнут сейчас. |
3 группа -Я, это…Виноват… -Мамане послать хотел…Маманя голодает у меня. -Голодно…Голодно сильно им | 4 группа -Не надо. Счастлив будет тот, кто переживет эту войну. -Теперь все можно. Потому что вас убивают, а мы остаемся. -Должен же кто-то вас перевязывать, стирать ваши гимнастёрки. |
Приложение 3
1 группа Ситуация: сержант Мятников отдал 2 кочана девочке. | 2 группа Ситуация: разоблачение Крынкина. |
3 группа Ситуация: Глебов пахал на немцев. | 4 группа Ситуация: отмечают день рождения сына Свата |