СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие: "Веруй, что все было не зря..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заняте на основе фильма Леонида Быкова "Аты - баты, шли солдаты". Занятие преследует цель воспитания чувства патриотизма и уважения к событиям и участникам Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Занятие: "Веруй, что все было не зря..."»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






Урок литературы

«Веруй, что всё было не зря…»

по мотивам художественного фильма

«Аты-баты, шли солдаты»










Подготовили:

Паланичук Ирина Анатольевна – учитель русского языка и литературы Галактионова Эльвира Викторовна – учитель русского языка и литературы


Мухино

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания особенно актуальна в наши дни. Она охватывает всех людей без исключения и в первую очередь эта проблема касается молодёжи. Будущие госслужащие, рабочие, к сожалению, далеки от понятия «патриотизм» и «патриот», а ведь это не просто слова, за ними стоит история России, благополучие наших граждан.

Проходят годы. Всё дальше от нас события Великой Отечественной войны. О них говорят, изучают на уроках в школе, пишут в сочинениях. А чувствует ли молодое поколение боль и страдания, выпавшие на долю нашего народа в годы войны? Для многих сейчас эти годы просто история. К сожалению, ушло из жизни поколение ветеранов. Кто же теперь расскажет о пережитом, наболевшем и выстраданном? Подвиг народа запечатлен в книгах, фотографиях и, конечно же, в кинофильмах, снятых по мотивам этой войны замечательными талантливейшими режиссёрами. Просмотр и анализ таких фильмов даёт неоценимую возможность объяснить молодежи на примерах, что такое патриотизм и кого называют патриотом.

Данное занятие, построенное на основе художественного фильма «Аты - баты, шли солдаты» (1976) режиссёра Леонида Быкова, позволит прочувствовать атмосферу товарищества, проникнуться духом патриотизма.


Цель занятия: Воспитание чувства уважения к событиям Великой Отечественной войны, чувства гордости за героев и участников, чувства патриотизма.


Задачи мероприятия:

Образовательная: изучение истории Великой Отечественной войны

Воспитательная: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей: гордости за страну, единение людей в борьбе за мир;

раскрытие через киноискусство чувства патриотизма;

понимание других людей, времени и ценности этого времени.

Развивающая: умение работать в команде, рассуждать, критически мыслить, анализировать увиденное, давать оценку происходящему на экране.


Категория участников: обучающиеся 9 класса.


Формат мероприятия: Литературный десант «Веруй, что всё было не зря…»


Планируемые результаты:

понять задумку режиссёра; выявить идею, заложенную в этом произведении;

пробуждение интереса к образованию через взаимодействие между участниками мероприятия;

развитие ценностного отношения к Родине-России, уважения к своему и другим народам; понимание прав и ответственности человека перед обществом.


Обоснование и актуальность проблемы: проблема понижения уровня патриотического воспитания.

Возможности использования: уроки истории, литературы, занятия в библиотеке, внеклассные мероприятия.


Оборудование: интерактивная панель, стол, стулья, микрофон.


Ход урока

Фильм: Леонида Быкова 1976 г. «Аты – баты шли солдаты» просмотрен на занятии, предшествующем данному.

Этап

урока, использо-ванные методы и приемы

Слово учителя

Задание

Деятельность детей

Орг.момент (слайд 2)


- Здравствуйте, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на «Литературном десанте». Ранее вы посмотрели художественный фильм о Великой Отечественной войне, основанный на реальных событиях. На сегодняшний день мы знакомы со многими фильмами о войне и в каждом из них своя история. Как война может повлиять на всех вовлеченных в нее людей: и на солдат, и на их семьи? В этом мы попробуем разобраться сегодня на нашем литературном десанте. Талантливейший режиссер фильма Леонид Быков и замечательные актеры (слайд 2) сделали все, чтобы этот фильм был настоящим кусочком войны.

Леонид Быков – ефрейтор Святкин,

Владимир Конкин – лейтенант Игорь Суслин,

Елена Шанина – Кима Веленстович,

Иван Гаврилюк - сержант Иван Сайко и другие.



Мотивация учебной деятельности.


-Что вы уже знаете о войне?










-Каких слов не хватает? Почему?

Среди слов, написанных на карточках необходимо выбрать слова, относящиеся к тематической группе «война » и зафиксировать их на доске (Приложение 1).


Ученики прикрепляют карточки и объясняют свой выбор.







«Патриот» и «товарищ»

Формули-рование темы и цели

-Попробуем доказать на примере фильма «Аты - баты, шли солдаты» важность и нужность этих слов на войне.

- «Аты – баты, шли солдаты», что вы ожидали увидеть в фильме с таким названием?

- А что вы увидели на самом деле?

- Какие самые яркие эпизоды вам запомнились?

Во время просмотра фильма ученикам предлагалось записать самый яркий эпизод

Зачитывание своих записей.

Работа в группах


- Перед нами галерея героев из разных городов, с разными характерами и судьбами, оказавшиеся по воле рока в одном взводе, как они проявляют себя в это непростое время?

- Предлагаю разделиться на группы и восстановить образ героев фильма

На столах лежат карточки с фразами, произносимыми в фильме определенными персонажами. (Приложение 2)

Обучающиеся опредаляют, кто из героев фильма загадан на карточке и рассказывают о нём.

- Что же объединяет таких разных людей? При помощи каких средств режиссеру удалось создать такие образы?


Ответы с размышлением, аргументация своих мыслей

Прием «Осуди или оправдай героя»

- А теперь давайте понаблюдаем, как герои ведут себя в жизни

Просмотр эпизодов с конкретными ситуациями, ученикам нужно придумать аргументы для оправдания поступка героя и его осуждения

(Приложение 3)

Формулировка 2-3 -х аргументов в оправдание и в осуждение поступка. (Ученики приходят к выводу, что война не сделала солдат чёрствыми и безжалостными, они сохранили человечность не смотря на тяжесть собственного положения.

«Круглый стол».

(Слайд 3)

- Ребята, как вы понимаете смысл слова «товарищество»?

- Есть ли сейчас настоящие товарищи? Или это понятие уже изжило себя и заменено другим?

Вспомните самые яркие эпизоды фильма, где показано товарищество. Сопоставьте это понятие с современностью.

Приходят к выводу о том, что фильм не только о войне, он о крепкой мужской дружбе, о сплоченности людей разных национальностей для общей Победы.

- Так кто же главный на войне? Почему?

Привести в пример фразы из фильма.

«Солдату тяжелее всех на войне, он первый на смерть побежит» (генерал).

«Ассоциации»

- А сейчас предлагаю вам закрыть глаза.


- Что вы представляете, слушая эту песню?

- Какими перед вами предстали 18 бойцов?

- Почему «Сват» встал на пути танка?

Звучит финальная песня кинофильма «Бери шинель». Ученикам предлагается описать, что они представляют, слушая эту песню.




Ребята рассказывают о своих ассоциациях


- Зачем в фильме постоянно одна эпоха перекликается с другой?


Спустя 30 лет войны люди чтут подвиг, совершённый отцами.

Рефлексия

«Свободный микрофон»

- Давайте вернемся к словам, прикрепленным на доске. Допишите к ним слова: «патриот» и «товарищество».

- А теперь скажите:

- Оправдано ли место этих слов?


Кратко высказывают свои мысли.

Итог занятия.

Сегодня мы работали на уроке по экранизации фильма «Аты-баты, шли солдаты».

- Удалось ли режиссёру передать боевой дух, пропитанный патриотизмом, в фильме.


Подводят итог занятия.








Приложение 1

Героизм


Оборона


Солдат


Любовь


Сражение


Отвага


Страх


Родина



Приложение 2

1 группа

А почему у вас ушанка не завязана?

-Чтобы слышать ваши команды, товарищ старший лейтенант. Вдруг вы скажете: «Отбой!»

-А вот это уж дудки! Только три. Четыре устав не позволяет, товарищ младший лейтенант.

-Слушай, юноша бледный со взором горящим... Если ещё кто-нибудь взводного обзовёт собачьей кличкой — разберу на запчасти!

2 группа

-Три наряда!

-Объясните, Крынкин, как это мыло попало к вам в тумбочку?

-Но ведь вы же комсомольцы, а кругом война…и сотни тысяч пацанов как вы гибнут сейчас.



3 группа

-Я, это…Виноват…

-Мамане послать хотел…Маманя голодает у меня.

-Голодно…Голодно сильно им


4 группа

-Не надо. Счастлив будет тот, кто переживет эту войну.

-Теперь все можно. Потому что вас убивают, а мы остаемся.

-Должен же кто-то вас перевязывать, стирать ваши гимнастёрки.





Приложение 3

1 группа

Ситуация: сержант Мятников отдал 2 кочана девочке.

2 группа

Ситуация: разоблачение Крынкина.


3 группа

Ситуация: Глебов пахал на немцев.


4 группа

Ситуация: отмечают день рождения сына Свата








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!