Открытое занятие в сенсорной комнате «Космическое путешествие».
Занятие проходило в феврале 2016 года в рамках муниципального семинара «Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве г. Волгореченск»
Занятие проводила педагог-психолог МБОУ «СОШ №3 города Волгореченска» Тарасова И.В.
Цель: создание оптимальных условий для укрепления психофизического и эмоционального состояния учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
создание положительного эмоционального состояния учащихся;
совершенствование навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие у детей зрительного, слухового, тактильного восприятия;
развитие памяти, речи, воображения, мышления;
обогащение словаря по теме «Космос»;
повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: учащиеся 5 класса (дети с ОВЗ- обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью; с повышенным уровнем тревожности, эмоциональной неустойчивостью).
Место проведения: кабинет педагога-психолога с оборудованием тёмной сенсорной комнаты.
Необходимые ресурсы: оборудование тёмной сенсорной комнаты, компьютеры, презентации «Паззл- космический корабль», «Снаряжение космонавта», бумажные звездочки с загадками, песочный стол, тактильная дорожка, релаксационная музыка на тему «Космос», текст медиативной сказки.
Приёмы и методы работы:
цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
песочная терапия (рисование песком)
работа с медиативной сказкой;
упражнения, активизирующие память, речь, мышление, воображение;
упражнение на развитие тактильных ощущений.
Ход занятия.
Психолог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда, попробуйте догадаться.
Предлагает детям прочитать загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут Вселенные, звёзды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Как выдумаете о чём идёт речь в этой загадке? ( О космосе.)
( Упражнение активизирует мыслительные процессы, память)
Психолог. Ребята , а как вы думаете, что нам потребуется, чтобы совершить путешествие в космос?
Космический корабль, специальная одежда и еда.
Начинаем готовиться в путешествие!
Детям выдаются индивидуальные задания:
Построить космический корабль- собрать компьютерный паззл с изображением корабля. (Презентация создана учащимися 7 коррекционного класса). Упражнение развивает пространственную ориентацию, операцию синтеза.
Подготовить космонавта к путешествию- пользуясь компьютерной презентацией с триггерами, выбрать необходимое космонавту снаряжение, исключив лишнее, и объяснить почему выбрал именно эти предметы. (Презентация создана учащимися 7 коррекционного класса). Упражнение развивает способность к классификации, обобщению, исключению лишнего, активизирует словарный запас по теме «Космос».
С помощью песка изобразить на песочном столике космическое пространство. Упражнение развивает воображение, пространственную ориентацию, память.
Психолог. Вот теперь мы с вами готовы отправиться на Загадочную планету. Загадочной она называется потому, что приготовила нам много загадок. Чтобы попасть на планету, мы с вами должны пройти по необычной тропинке ( идут по тактильной дорожке): её поверхность постоянно меняется , попробуйте объяснить, какая она? Дети объясняют: то мягкая, то твёрдая, гладкая, колючая. Упражнение активизирует тактильные ощущения.
Психолог. Теперь нам нужно подняться на космическом лифте ( используется оборудование- «Сухой дождь»).
Зайдя в лифт, мы хором произнесём волшебные слова:
Мчат нас быстрые ракеты
На далёкие планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Дети повторяют слова и произносят их все вместе. ( Упражнение направлено на развитие кратковременной памяти)
В это время гаснет свет и включается «космическая» музыка.
Психолог. Вот мы с вами и добрались до нашей планеты. Слышите, здесь звучит тихая, спокойная музыка. Посмотрите, здесь есть необычный фонтан: вода в нём светился, а из - под земли поднимаются разноцветные пузырьки. Дети собираются у световой пузырьковой колонны, по желанию сами меняют цвет пузырьков. ( Упражнение на релаксацию с помощью цвета и света)
Замечают на колонне звёздочку ( прикрепляется заранее)- а вот и первая загадка:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она – твоя, она- моя,
А называется…. ( Отгадывают)
Психолог. А теперь давайте подойдём к волшебному озеру ( подходят к сухому бассейну). Вода в нём тоже меняет цвет и светится. В озере плавают рыбки ( рыбки помещаются в бассейн заранее). Давайте попробуем их поймать! ( Упражнение на релаксацию с помощью цвета, света, тактильных ощущений).
Дети забираются в сухой бассейн, ищут и достают рыбок и читают загадки, прикрепленные к рыбкам:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его-полоска света
А зовут объект-….
Освещает ночью путь, звёздам не даёт уснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…….
Осколок от планеты
Средь звёзд несётся где-то
Он много лет летит, летит
Космический……….
Психолог. Молодцы ребята! Отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём, присядем на полянке и послушаем необычную сказку. Рядом с нашей планетой находится много звёзд , вот история об одной из них…( дети рассаживаются на коврике и слушают медиативную сказку). Упражнение на релаксацию с помощью музыки, на развитие воображения.
«Сказка про звёздочку» ( можно использовать аудиосказку).
- На небе находится огромное количество звёзд, как на земле нет одинаковых людей, так и на небе нет одинаковых звёзд. Звёзды бывают разные: большие и маленькие, грустные и весёлые, яркие и не очень.
Звёздочка, о которой пойдёт речь в нашей истории, была добрая, весёлая и любознательная. Она очень мечтала с кем-нибудь подружиться.
Однажды, пролетавшая рядом комета с очень красивым хвостом рассказала Звёздочке-малышке о планете Земля:
- Это самая прекрасная планета из всех, какие я когда-либо видела. Издалека она кажется голубой, но если подлететь к ней ближе, то можно разглядеть изумрудные океаны, зелёные леса, синие озёра и белоснежные вершины гор.
- А кто живёт на этой прекрасной планете?
- О, на ней проживает множество существ! - воскликнула длиннохвостая красавица. – Животные, птицы, обитатели подводных миров, насекомые, растения. И ещё там живут люди. Полетели со мной , и ты сама сможешь всё увидеть! И они отправились в космическое путешествие вместе. По дороге они видели много интересного: загадочные планеты, сверкающие созвездия, и даже таинственные чёрные дыры. И вот Звёздочка увидела красавицу Землю. Она казалась такой спокойной и мирной. Синие, зеленые, и белые цвета придавали ей ни с чем несравнимое очарование. Бесспорно, в космическом пространстве планета Земля — самая красивая.
А на Земле дул холодный ветер, сыпал снег. Звёздочка подлетела совсем близко к одному из ярко освещённых домом. Неожиданно резкий порыв ветра подхватил её и вместе со снежинками занёс в открытую форточку. Путешественница оказалась на чём-то колючем.
- Простите, - обратилась она к снежинкам, - где мы находимся?
Но те начали стремительно таять, и лишь одна успела шепнуть:
- На ёлке…
«Куда меня занесло? Что это за колючая ёлка?
Вдруг в комнате вспыхнули разноцветные огни, стало светло, заиграла музыка. Двери распахнулись и вбежали нарядные дети. Они кричали, смеялись, бегали вокруг ёлки. Звёздочка, мгновенно забыв о грустных мыслях, с восторгом разглядывала веселящихся малышей.
«Наверное, это и есть люди, - подумала она. - Какие они милые и весёлые. Я бы очень хотела с ними подружиться».
Дети водили хороводы, пели песенки, читали стихи и танцевали. Пришло время выбирать подарки. Они висели на ёлке и стояли под ней в красивых коробках. Каждый ребёнок брал понравившийся ему подарок. Девочки разбирали кукол, мальчики – конструкторы и машинки, детишки помладше - мягкие игрушки; и только на Звёздочку никто не обращал внимания. Она уже была готова расплакаться, как вдруг заметила маленькую девочку, с удивлением и восторгом смотревшую прямо на неё.
Подойдя совсем близко, девочка прошептала:
- Ты настоящая звёздочка? С неба?
От радости, что её узнали, малышка засияла ярко-ярко и воскликнула:
- Да! Я самая настоящая звезда!
- Сбылась моя мечта! - радостно всплеснула руками девочка. – Ведь я даже Деду Морозу написала, что в подарок на Рождество хочу получить настоящую звёздочку. А мама сказала, что это невозможно. Но я всё равно надеялась. Можно я возьму тебя к себе?
- Конечно! Конечно, можно! - теперь путешественница чуть не заплакала от счастья.
«И моя мечта сбылась. Я, наконец, нашла друга», - подумала она.
Девочка аккуратно сняла Звёздочку с еловой ветки и отнесла в свою комнату. Положив в коробочку розовую ватку, она устроила тёплое, уютное гнёздышко для новой подруги.
- Я буду любить и беречь тебя всегда, - девочка нежно посмотрела на Звёздочку, - но, если ты захочешь улететь обратно на небо, я сразу тебя отпущу.
- Не думай о расставании, мы же только встретились,- сказала ей звёздочка. Как же это здорово, что мечты сбываются!
Психолог. Вот такая интересная история приключилась с маленькой звёздочкой, а нам , ребята пора идти дальше. Посмотрите, на нашей планете есть необыкновенный водопад.( Дети подходят к фиброоптическому водопаду «Звёздный дождь»).
Струйки воды в нём светятся. А вот в воде спряталась ещё одна звёздочка, это наша последняя загадка ( дети читают и отгадывают загадку про Землю). Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на нашу планету. Спускаемся на космическом лифте, проходим по волшебной дорожке, вот мы и дома. Надеюсь , что наше путешествие вам понравилось.
Рефлексия. Ребята, если сегодня на занятии вы узнали что-то новое, вам было интересно, весело- выберите красную ракету и прикрепите её на магнитную доску, если вам было скучно и ничего нового вы не узнали, выберите жёлтую ракету, если на занятии вас что-то огорчило- выберите синюю ракету.
Спасибо, ребята! До новых встреч и путешествий.
Литература:
«Темная сенсорная комната — мир здоровья». Учебно-методическое пособие /под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина - «Космос» из серии «Грамматика в играх и картинках» – СПб.: «Паритет», 2004.
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе» - М.: «Лист», 1999.
Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007.
Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб., 2009