СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Ты свидетель или жертва травли. Как поступить?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Ты свидетель или жертва травли. Как поступить?"»

Тема: «Ты свидетель или жертва травли. Как поступить?»

Цель: формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, психологическое насилие.

Задачи:

- формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;

- формирование толерантного отношения к сверстникам;

- закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных явлений

жизни.

Возраст учащихся: 8-9 класс

Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: компьютерная презентация (слайды), видеоролики; бумага, ручки, карандаши.

Ход занятия

1. Введение, формулировка темы занятия.

Ребята, прежде, чем мы определим тему нашего занятия, я хочу показать вам отрывок из старого мультфильма, который вы все хорошо знаете.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Гадкий утенок» (1 мин)

Ребята, что мы увидели в этом отрывке? Ответы детей.

Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас сегодня? Правильно, о травле.

2. Работа с понятиями.

С травлей вы все сталкивались неоднократно. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля? Ответы детей.

Демонстрация презентации, кадры 2-3, мини-лекция психолога.

Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени.

Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.

Виды психологического насилия:

• Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)

• Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)

• Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)

• Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);

• Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);

• Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений).

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

3. Активизация моральных чувств.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик. А когда вы будете его смотреть, постарайтесь представить себя на месте главной героини.

Демонстрация ролика «Детская жестокость: социальная реклама» (до 3.50 мин).

Вы посмотрели ролик и представили себя на месте героини. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?

- какие бы эмоции вы испытывали?

- чего бы вам хотелось?

Ответы детей.

4. Оценка явления.

То, что вы сейчас видели, - недопустимо. Никогда и ни в каком случае не оправдано. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе и работать вместе, жить. Даже если они очень-очень разные и кто то кому-то кажется совсем неправильным. Но никогда, никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-то от вас. Никакие «да мы просто пошутили», или

«мы так играем», или «мы его просто дразним». (Можно привести примеры, что может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то

же качество в разные времена и в разных странах оценивалось по-разному).

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть.

А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И в этом случае нам придется вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс.

Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь и кто ею болеет.

5. Мини-лекция психолога с демонстрацией презентации.

В моббинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Психологические особенности детей-последователей:

- несамостоятельность;

- подверженность влиянию;

- конформизм;

- неуверенность в себе и зависимость от «дружбы» с лидером;

- частая озлобленность и трусливость;

- часто – жесткий контроль со стороны взрослых.

Жертвой травли может стать кто угодно, независимо от внешнего вида и особенностей личности. «Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда - все подойдет. Правда, есть некоторые особенности, которые могут привести к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

И стать зачинщиком тоже может кто угодно.

Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для жертв.

Самые тяжелые последствия моббинга, конечно, для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором

профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков и последователей последствия тоже есть:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда

свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения;

- конформность.

Ребята, вспомните сказку про гадкого утенка. Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но подумайте о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?

6. Оценка собственного вклада в травлю (этот пункт можно использовать или не использовать, в зависимости от ситуации в классе и хода классного часа).

Мы узнали, что представляет из себя болезнь под названием «травля, или моббинг». Ребята, я попрошу вас оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл - это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах - сколько баллов вы поставили бы себе?

Ответы детей (чаще всего троек не будет).

Как я рад - никто из вас не считает, что травить - это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс.

1. Формулировка позитивных правил жизни в группе.

Психолог: итак, как не надо поступать, мы уже поняли. Давайте теперь подумаем, что можно и нужно сделать.

Если вы обнаружили, что кого-то травят, первое условие – неравнодушие. Чтобы самому не стать зачинщиком или последователем:

• Не поддразнивайте человека, если Вы не знаете его достаточно хорошо и не уверены в его чувстве юмора.

• Не распространяйте сплетни и слухи о других.

• Не игнорируйте человека, особенно если его травят.

• Не распространяйте в интернете информацию о человеке без его согласия.

В ситуации травли:

• Если ваши друзья, начинают сплетничать, дайте понять, что вы осуждаете это.

• Если в вашем коллективе кого-то травят, не молчите. Скажите о недопустимости таких действий.

• Если вы видите, как кого-то травят, и боитесь за этого человека, сообщите

кл.руководителю или школьному психологу.

Если вас травят в сети (кибербуллинг):

Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс сообщениями, через Вконтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.

Ребята, каким бы вы хотели видеть свой класс и отношения в нем? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились? В каком классе вам бы хотелось учиться?

Ответы детей записываются на доске. Затем формулируются общие правила жизни в классе, записываются на одном листе, лист подписывается всеми детьми.

А теперь давайте досмотрим ролик до конца (ролик «Детская жестокость» с 3.55 до конца).

2. Рефлексия

Ребята, что вы узнали нового на нашей сегодняшней встрече? Какие чувства вы испытывали?

3. Заключение.

Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и приняли, будут работать, и ваш класс излечится от болезни под названием «травля»


При подготовке использованы следующие материалы:

1. Мультфильм «Гадкий утенок» (Союзмультфильм, 1956 г)

2. Людмила Петрановская «Детки в клетке-5»

http://ludmilapsyholog.livejournal.com/81492.html

3. Социальная реклама «Детская жестокость»

https://www.youtube.com/watch?v=OlpVEThESSI


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!