СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Мой жизненный ресурс"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие навыков работы с кризисными ситуациями.

Задачи:

  • выявление внутренних ресурсов участников
  • расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Мой жизненный ресурс"»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Педагог-психолог: Касаткина И.Л.


Занятие с элементами тренинга (8-9 класс)


«Мой жизненный ресурс»


Цель: развитие навыков работы с кризисными ситуациями.

Задачи:

  • выявление внутренних ресурсов участников

  • расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях

Материалы и оборудование: листы бумаги, фломастеры, стулья по количеству участников.

1. Разминка: «Лови!»

Участникам предлагается встать в круг. Ведущий озвучивает задачу.

Ведущий: «Каждому из нас приятно время от времени получать от окружающих хорошие слова и комплименты. Давайте начнем это утро с добрых слов, обращенных друг к другу. Я прошу вас найти в своем сердце самые добрые и светлые слова и отправить их к любому участнику. Слова нужно произнести в сложенные ладони и перебросить их к любому человеку в кругу с озвучиванием «Лови!». Участник, которому «бросили» слова проделывает то же действие с любым другим человеком»

Когда каждый в кругу получил приятное послание упражнение завершается.

2. Эмоциональная шкала.

Ведущий: Сегодня на нашем занятии мы устанавливаем эмоциональную шкалу и предлагаем вам встать на то, место, которое соответствует эмоциональному состоянию.

Благодарю вас, прошу занять места в круге.

Рефлексия:

Обратите внимание, что каждый из нас, несмотря на то, что мы находимся в едином времени, пространстве, в одном помещении и одинаковой ситуации, испытываем совершенно разные чувства и эмоции.

Как вы думаете, по каким признакам окружающие могут догадаться, в каком эмоциональном состоянии находится человек. (ответы обучающихся)

3. Информация на тему «Кризис»

Цели: Прояснение уровня информированности учащихся по данной теме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.

Эмоциональное состояние человека меняется в связи с его переживаниями по поводу какой-либо ситуации. Когда эмоции сильно влияют на состояние человека, он может оказаться в кризисе. Однако, не всякая сложная ситуация становится критической. От чего это зависит? От того, насколько человек способен и готов анализировать и управлять ситуацией.

Что такое кризисные ситуации? Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком. Не всякий стресс выливается в кризис, но психоэмоциональный стресс может привести к кризису.

При кризисе может наблюдаться несколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, избегание или поглощение, депрессия, гнев, чувство вины, стыд.

Способы выхода из сложных ситуаций бывают конструктивные и неконструктивные.

Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия.

4. Алгоритм разрешения проблемы (на примере):

Давайте предположим, что у нас возникла серьезная жизненная проблема. Какая это проблема?

Потерян кошелек со всем бюджетом на месяц.

- Ориентация в проблеме.

Как это произошло? Что повлияло на ситуацию?

- Точное знание того, что проблема возникла.

Действительно ли кошелек был утерян?

- Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление.

Нормально ли то, что произошло? Конечно. Это случайность.

- Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы.

Есть ли способы выхода из ситуации? Занять денег, попросить у родителей, заработать каким-либо образом.

- Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение.

- Определение и формулирование проблемы.

Проблематика: отсутствие денег на оплату питания до 20 числа.

- Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную.

- Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей.

- Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.

- Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы).

- Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий.

- Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение.

Какой из данных пунктов вы считаете самым важным? Какие пункты можно было бы пропустить? На что вы полагаетесь, когда принимаете решение в подобных ситуациях?

5. Упражнение «Притча о возможностях»

«Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:

- Почему Вы никогда не обедали у нас?

- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.

- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан». О чем эта притча?»

 Обучающиеся отвечают на вопрос.

«Каждый из вас увидел в ней свой смыл, и я хочу поделиться с вами своим мнением. В «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо. Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. И даже, если вы - лягушка, и вас проглотил аист, у вас всегда есть два выхода!»

6. Преодоление кризиса. Психологические рекомендации.

Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни и вносит неопределенность в будущее. Поэтому для преодоления кризиса нужно:

1) преодолеть негативные чувства;

2) преодолеть проблемы, к которым он привел.

1. Преодоление негативных чувств. При кризисе образуются два порочных круга, каждый из которых подпитывает сам себя. Первый — это «тревога — паника», второй — «депрессия — отчаяние». Поэтому для выхода из кризиса нужно преодолеть, прежде всего, эти негативные эмоциональные состояния.

Главное в преодолении эмоционального беспокойства — не сдерживать чувства, которые возникли по поводу случившегося. Это могут быть: грусть, печаль, повторяющиеся, насильственно внедряющиеся в сознание, воспоминания о событии, вспышки воспоминаний, кошмарные сны, избегание напоминаний о событии, равнодушие, утомляемость.

Эти чувства — обязательная проработка вашим сознанием и бессознательным того, что с вами произошло, адаптация к ним. Это все естественно, но, к сожалению, не значит безболезненно. Главное в преодолении чувств — проговаривание с кем-либо, кому вы симпатизируете или доверяете, того, что с вами произошло. Если вы — интроверт (человек, обращенный внутрь себя) и рассказать кому-либо для вас представляет трудность, напишите то, что вы пережили. Особенно это касается кризиса, связанного с разрывом отношений с близкими людьми. Написанное потом можно сжечь, но можно и не сжигать.

Часто человек, испытывая чувство вины, хочет принять желаемое за действительное («если бы я сделал это и это, то не произошло бы того, что произошло»; «если бы я не ушла, он был бы жив»; «если бы я был таким-то и таким-то, то она бы меня не бросила»). Это не приведет к уменьшению негативных чувств, потому что событие уже произошло, ничего не вернешь. Это — свершившийся факт.

Иногда травматическое событие может быть настолько сильным, что человек избегает о нем говорить, вытесняет его в подсознание и забывает о нем. Однако травма дает о себе знать в самых неожиданных случаях, и никто не знает, когда она всплывет. В таких случаях требуется работа специалиста (психолога или психотерапевта).

Когда пик отрицательных переживаний начнет спадать, преодолению чувств поможет взгляд на себя со стороны. Для этого подумайте о том, как бы поступил в этой ситуации тот, кем вы восхищаетесь или кого уважаете. Либо представьте себе, что вы хотите помочь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации. Что бы вы ему посоветовали? Какими качествами ему нужно обладать, чтобы пережить и выстоять?

7. Упражнение «Внутренний ресурс»

Каждый участник обводит на листе бумаги свою ладонь и подписывает лист. В каждом обрисованном пальце он должен написать те качества, которые позволяют ему справляться с жизненными стрессовыми ситуациями. После того, как каждый участник закончил, листы передаются по кругу. Участник, получая чужой лист должен постараться оценить качества, которые были названы и чертой подчеркнуть те, которые кажутся ему наиболее сильно проявленными у владельца. Если каких-то качеств не хватает, по мнению участника, их можно дописать в центре ладони.

2. Преодоление проблем. Преодоление проблем, порожденных кризисом, возможно только с активной позиции, с изменения собственного поведения. Это трудно сделать, т.к. все время прокручивается одно и то же, т.е. проблема видится очень узко, как будто вы смотрите на нее из туннеля. Этот «туннельный эффект» надо преодолеть с помощью «расширения его границ». Для этого найдите информацию о том, как выходили из таких кризисов другие люди, имеющие подобные проблемы, вспомните о том, как вы сами раньше выходили из подобных ситуаций. Сбор информации поможет найти новые способы решения проблемы, о которых вы, возможно, даже и не подозревали. Кроме того, составьте план в письменном виде, что нужно сделать, чтобы выйти из кризиса. Сбор информации и планирование дают ощущение контроля над ситуацией и уменьшают неопределенность.

Находясь в проблемной ситуации, человек испытывает стресс. Даже если негативные эмоции выплеснулись, все равно он может чувствовать себя не вполне комфортно. Не до конца удовлетворена потребность в безопасности, сложно достичь успокоения и гармонии. В таком случае можно использовать определенные техники, открывающие каждому человеку его внутренний ресурс устойчивости к стрессу и напряженной ситуации, позволяющий найти силы для решения проблемы.

Но кроме внутренних ресурсов существуют также и внешние: друзья, родители, любимые люди, специализированные организации, телефоны помощи и т.д.

8. Упражнение «Я доверяю миру»

Каждый участник вытягивает одну из стопки карточек и зачитывает проблему. Он должен предложить два варианта решения – как он сам может с ней справиться и как можно эту проблему разрешить, опираясь на внешний ресурс

  1. Потерял ключи от квартиры

  2. Телефон разрядился в момент, когда ты пытался вызвать такси, находясь в незнакомой части города

  3. Опаздываешь на экзамен из-за аварии на мосту.

  4. Сломался замок, когда ты пытался зайти в квартиру и дверь не открывается.

  5. В транспорте сильно закружилась голова.

  6. У подъезда рыдающий потерявшийся ребенок и кроме тебя некому оказать ему помощь.

  7. Договорились встретиться с другом перед кинотеатром, но он опаздывает и не отвечает на звонки.

  8. Сломался смартфон и нет денег, чтобы купить новый, даже самый дешевый.

  9. Внезапно выселяют из съемной квартиры

  10. У вас домашний питомец, но нужно срочно уехать в другой город. Вы проживаете один и его не с кем оставить.

  11. Ночью прорвало кран на кухне, а в квартире на этот момент ты находишься в одиночестве.

  12. К завтрашнему утру нужно распечатать курсовую, а принтер сломался. На часах 20.00.

  13. Родители оставили тебя присматривать за младшим пятилетним братом в торговом центре, а ты отвлекся и обнаружил, что ребенка рядом с тобой нет.

  14. Ты забыл сумку с ключами и паспортом в общественном транспорте.

  15. Ты разбил чужой дорогой смартфон.

Ведущий: Теперь я прошу Вас вернуться к ладошке с вашими ресурсами. Переверните лист и обрисуйте ладонь с этой стороны. На ней вы должны написать ресурсы внешнего характера, которые есть в вашей жизни и которыми вы можете воспользоваться. Что это означает для вас? Семья, друзья и т.д. После этого мы вновь запустим лист по кругу и предлагаем каждому дополнить рисунки участников.

9. Эмоциональная шкала

Я прошу вас снова занять положение в комнате относительно вашего состояния на данный момент. Напоминаю, что зеленый означает, что вы в хорошем расположении духа, красный означает, что вы чувствуете себя дискомфортно.

10. Подарки.

Каждый из нас является ресурсам для окружающих. Это влияние не всегда является заметным и осознанным. Но является важным. Иногда это приветствие, слово, объятие, поддерживающее прикосновение. Я предлагаю вам сейчас проявить этот ресурс по отношению к друг другу. Мы завершим наше занятие обменом подарками. Но важно, чтобы эти подарки были личными и направленными на конкретного человека. Поэтому дарить мы их будем, сопровождая подарок душевным и теплым сообщением получателю, это не менее важно, чем сам подарок. Главное условие – дарить тому, у кого подарка еще нет.

11. Рефлексия:

Обучающимся необходимо закончить предложения:

- Я сегодня узнал, что…

- Оказывается, что можно…

- Это занятие помогло мне…

- Самым важным для меня стало…

- На занятии мне понравилось, что…

- Сейчас я испытываю такие эмоции, как…

- Что принес вам сегодняшний день? 

- Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? 

- Какие открытия вы сделали для себя? 

- Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!