СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ».»

Тренинг.

«КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ».


Цель: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Задачи:

1. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.


Ход занятия:

1. Дискуссия, определение понятия.

Скажите, что вы знаете о конфликте? Что они из себя представляют? Как вы думаете, что является важным в конфликте?

Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Причины и источники конфликтов:

1) противоречия между интересами, взглядами

2) противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе

3) особенности темперамента, восприятия, убеждений

4) ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику и т.д.)

2. Просмотр мультфильма «Встреча на узком мостике».

Обсуждение мультфильма:

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с героями мультфильма? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждого героя)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте

3. Тест

Теперь попробуем определить, какую стратегию поведения в конфликте предпочитаете вы, пройдя тест (Тест Томаса)

Тестовый материал.

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, 
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны. 
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных. 
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего. 
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя, 
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы. 
б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать например напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека. 
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания 
каждого из нас. 
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. 
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. 
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. 
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
28. а) Обычно я настойчивостремлюсь добиться своего. 
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. 
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Обработка результатов. Полученные данные соотносят с "ключом" (см. табл. 20) и подсчитывают частоту проявления каждого типа поведения.

Ключ опросника

 

№№

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

1

 

 

 

а

б

2

 

б

а

 

 

3

а

 

 

 

б

4

 

 

а

 

б

5

 

а

 

б

 

6

б

 

 

а

 

7

 

 

б

а

 

8

а

б

 

 

 

9

б

 

 

а

 

10

а

 

б

 

 

11

 

а

 

 

б

12

 

 

б

а

 

13

б

 

а

 

 

14

б

а

 

 

 

15

 

 

 

б

а

16

б

 

 

 

а

17

а

 

 

б

 

18

 

 

б

 

а

19

 

а

 

б

 

20

 

а

б

 

 

21

 

б

 

 

а

22

б

 

а

 

 

23

 

а

 

б

 

24

 

 

б

 

а

25

а

 

 

 

б

26

 

б

а

 

 

27

 

 

 

а

б

28

а

б

 

 

 

29

 

 

а

б

 

30

 

б

 

 

а

 

Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.


4. Стратегии поведения в конфликте

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

5. Упражнение «конфликт»

Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

6. Практические способы решения конфликтов

Способ 1: Учимся сдерживать эмоции

Надо научиться думать, не вовлекать в свое решение   эмоции. Эмоции затуманивают рассудок, раздувают эго, заставляют думать, что вы выше и умнее своего собеседника. Это неправильно, это путь в никуда.

На эмоциях человек может наговорить лишнего, сделать поспешные поступки, а когда немного остынет, начнет жалеть обо всем сказанном и сделанном. А вернуть уже ничего нельзя. Надо научиться контролировать свои мысли и эмоции. И потом, не надо себя накручивать. Не надо за человека додумывать. Пусть он сам изложит свою ситуацию и позицию.

Часто конфликты возникают тогда, когда человек бывает не в настроении, а мы навязываем ему свои вопросы, рекомендации или советы. Лучше подождать до завтра, пусть у него все уладится, а потом уже начинать разговор. В противном случае конфликта не избежать. И потом, переговоры лучше всего проводить во второй половине дня, когда человек втянулся в рабочий процесс, успел пообедать и отдохнуть. А сытый и положительно настроенный собеседник – это минимальный риск конфликтной ситуации.

Способ 2: Учимся анализировать

Надо искать причину конфликта, а не бороться со следствием. Всегда надо смотреть шире, выходя за рамки конфликта, стараться проанализировать ситуацию и понять, как избежать подобных проблем в будущем.

Еще одна ошибка, которая приводит к серьезным конфликтам – это напоминание о промахах. Зачем упрекать человека за прошлые поступки или проступки, ведь это уже прошло. Прошлое не изменить. Живите здесь и сейчас. Помните об этом. Все остальное не важно.

Надо научиться неординарно мыслить, анализировать и решать конфликты. А главное, быстро и незамедлительно принимать решения по нестандартной ситуации. От быстроты вашего решения будет зависеть быть или не быть конфликту. Лучше его предотвратить, чем улаживать. И этому надо учиться.

Способ 3: Учимся не оскорблять и не накапливать проблемы

Если конфликт все же возник, то научитесь не оскорблять человека. Помните, что оскорбление не улучшит ситуацию, а послужит почвой для новой ссоры, раздует еще больший конфликт. Как правило, оскорблять начинает тот, кто понимает, что не прав, но его раздутое самомнение не хочет уступать, а других способов, кроме как наговорить гадостей, не находит. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на оскорбления собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения. Помните об этом и не опускайтесь так низко.

Иногда не столько слова, а тон, с которым они сказаны, могут сильно обидеть вашего собеседника. Поэтому всегда следите за тем, как произносите ту или иную фразу. Не язвите, не насмехайтесь, не высмеивайте какие-то качества, ведь не всем такое поведение нравится. Одним словом, ведите себя так, как хотите, чтоб вели себя с вами. Это очень важно. А самое главное, не устраивайте истерик. Проблема останется, а ситуация так и будет не решенная.

Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Будьте выше этого. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю. Не накапливайте проблемы, иначе они могут превратиться в одну большую проблему, которую надо будет решать с удвоенной силой. И тогда будет сложнее разрешить ситуацию, и конфликт будет неизбежен.

И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».






















(Тест Томаса) Стратегии поведения в конфликтах

Тестовый материал.

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, 
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны. 
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных. 
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего. 
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя, 
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы. 
б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать например напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне

(Тест Томаса) Стратегии поведения в конфликтах

Тестовый материал.

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, 
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны. 
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных. 
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего. 
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя, 
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы. 
б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать например напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне


навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека. 
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания 
каждого из нас. 
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. 
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. 
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. 
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. 
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.


















навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека. 
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания 
каждого из нас. 
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. 
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. 
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. 
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. 
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!