СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие предпрофильного курса "Права человека"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие позволяет не только вовлечь обучающихся в ролевую игру, но и организовать мини-диспут.

Просмотр содержимого документа
«Занятие предпрофильного курса "Права человека"»

Пояснительная записка


В современном образовании предпрофильная подготовка является одним из важных условий реализации целей образования, подготовки учащихся к жизненно важному выбору – выбору сферы деятельности, профессии.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную?

Школа не избирает профессию, а лишь предпрофиль и профиль, по которым ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Одной из составляющей предпрофильной подготовки являются курсы по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.

  В нашей школе вот уже много лет реализуется социально-правовой профиль, который включает в себя много аспектов деятельности, среди которых и предпрофильный курс «Права человека в современном мире».      

Курс проводится на достаточном методическом уровне, используются разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью, создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.

Представляем вашему вниманию разработку занятия предпрофильного курса по последнему разделу «Права, свободы и обязанности граждан России» в контексте «Право граждан России на защиту своих прав и свобод. Судебная защита прав и свобод граждан».



«Право граждан России на защиту своих прав и свобод.

Судебная защита прав и свобод граждан».

Цель: формирование у подростков основ правовой культуры, основывающейся на ценностях демократии, правового государства, прививать познавательный интерес к решению правовых вопросов.

Задачи:

- в нетрадиционной форме обобщить ранее полученную информацию и вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для их жизни и здоровья в демократическом обществе;

- воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, гражданина своей страны;

- создание условий для формирования навыков работы в группах, работы с уголовным кодексом, публичного выступления.

Оборудование: компьютерный класс или планшеты; доступ к Интернету или сборники кодексов РФ; ролевая игра «Где найти защиту Бабе Яге», разрезанная по ролям.

Прогнозируемый результат: повышения правосознания и правовой культуры у учащих­ся, формирования устойчивого чувства уваже­ния к закону, судебной власти, выраженное стремле­ние выпускников школы к изучению юриспру­денции в вузах.

Содержание занятия:

1 этап. Организация урока. Вступительное слово учителя. Постановка целей.

2 этап. Представление реального случая в виде импровизированной инсценировки по ролям и постановка проблемы.

3 этап. Творческая работа и подготовка к принятию решения (распределение по группам, «мозговой штурм», планирование и выполнение работы).

4 этап. Презентация итогов работы (Представление вниманию класса сказки собственного сочинения с правовым аспектом). Рефлексия деятельности группы.

5 этап. Подведение итогов работы групп. Оценка результатов групповой и индивидуальной деятельности.


1 этап. Приветствие. Вступительное слово учителя. Постановка целей.

2 этап. Представление реального случая в виде импровизированной инсценировки по ролям и постановка проблемы (анализ ролевой игры «Где найти защиту Бабе Яге?», в которой сказочный сюжет рассматривается с юридической точки зрения).

Учитель раздаёт роли, на подготовку которых у обучающихся есть несколько минут (1-2 минуты). После этого представляется уже готовый сюжет сказки на новый лад.

Где найти защиту Бабе Яге?
(ролевая игра)

Цели: прививать познавательный интерес к решению правовых вопросов, вести культурное общение, принимать решение и пояснять и отстаивать свою точку зрения.

Действующие лица: Иванушка, Кощей Бессмертный, Леший, Мышка, Белка, Кот, Первый присяжный, Второй присяжный, Третий присяжный, Четвертый присяжный, Адвокат, Судья, Прокурор.

Ход игры

Ведущий. Помните, в одной сказке рассказывается о том, как Баба Яга заманила в лес братца Иванушку, чтобы зажарить его и съесть. А тот решил перехитрить коварную старуху: прикинулся недотепой, раскинул руки-ноги, чтобы в печь не пройти. Баба Яга решила показать пример Иванушке и сама полезла в печь. Иванушка лишил жизни старушку. Среди сказочных героев возник спор о правомерном поступке Иванушки.

Судья. К нам в лесной суд поступило заявление от лесных жителей. Обитатели просят разобраться и наказать Иванушку за его неправильное поведение и привлечь к ответственности по нашим лесным законам. Иванушка учинил жестокую расправу над Бабой Ягой. Он ее не любил с самого детства, строил ей различные козни. Давайте послушаем обвиняемого Иванушку.

Иванушка. Я – Иванушка, сын крестьянина. Обещаю рассказать вам всю правду о той истории, которая произошла со мной. Да, я всегда не любил Бабу Ягу, но лишать ее жизни не хотел, а, как мог, спасал свою жизнь. Не владея магическими средствами, я не смог бы справиться с ее колдовскими силами, поэтому мне пришлось призвать на помощь хитрость. Она и спасла меня.

У нас в деревне народ говорит так: «Лучший способ защиты – нападение». Прикинулся недотепой и попросил ее, чтобы она показала, как нужно сидеть на лопате и как правильно пролезть в печь.

Я добрый, честный человек, а так поступил только ради спасения своей жизни. Давайте вспомним, сколько маленьких детей она заманила в лес. Что с ними случилось потом? Считаю, что спас не только себя, но и всех тех, кто мог оказаться в этой страшной избе. Вы меня сейчас судите, но ведь в душе мне многие благодарны: её боялись как дети, так и взрослые.

Мышка-свидетель. Я прошу вас ответить на один вопрос: где мне теперь жить? Сгорела избушка на курьих ножках. Мне было в ней под печкой хорошо жить, уютно. Бабуля Ягуля часто туда бросала остатки еды. Уходя, она всегда оставляла мне корочку хлеба на скамейке или горсть семян на подоконнике, кота уводила с собой. Ягусенька была доброй и считала, что в доме должны быть всегда мышки, домовые или другие обитатели щелей и норок.

Кот-свидетель. Вот еще свидетель, домовая мышь! Хотя я с ней согласен: наша бабуля была доброй и заботливой. Кому я теперь нужен, старый, больной кот? Я могу теперь погибнуть – и это тоже будет на совести Иванушки. Хозяйка только один раз меня кочергой огрела, но я ее простил. Она мне мясо иногда бросала...

Леший-свидетель. В тот день я пришел к Бабе Яге в гости, хотел ее проведать, гостинцев ей принес. Заглянул в избу, а там только ее ступа и кот мурлычет. Он-то и поведал мне эту печальную историю. Я считаю, что Иванушка совершил ужасный поступок. Оставил лес без Бабы Яги и испортил все сказки. Все мы понесли тяжелую утрату. Иван мог с нами, лесными жителями, посоветоваться, помощи попросить. Напугал бы ее и домой отпустил бы. Нам очень жалко несчастную Бабу Ягу. Не все ее любили, но все признавали: без бабушки и лес – не лес, и сказка – не в радость.

Белка-свидетель. Я считаю, что Иванушка поступил правильно, честь ему и хвала. Нас, белок, бабка замучила. Не по закону жила. Наши дупла потрошила, запасы себе забирала. А наши детки без еды оставались.

Кощей Бессмертный. Нас в суде считают нечистой силой. Так оно и есть. От природы мы наделены могучей силой, и мало кто с нами может справиться. Многие с нами тягались, но победить нас можно не силой, а только обманом, хитростью. А мы доверчивые, открытые, и нас легко обмануть. Вот и Бабу Ягу обманом в печь жаркую отправили. А если бы Иванушка ей просто сказал: «Давай поборемся!» Иван – копьем, а она – метлой. Кто победил, тот и диктовал бы условия.

Адвокат Иванушки. Если посмотреть на это дело с другой стороны, то можно сказать, что Иванушка совершил подвиг – избавил людей от коварной колдуньи. Вы пытаетесь судить его по современным законам, но ведь мальчик оказался один на один с нечистой силой в дремучем лесу.

Мы должны таким смелым, отважным человеком восхищаться. Да, я согласен, Иванушка победил зло злом, и оно единственное во всех его поступках. Но ведь выиграли все. Я уверен, что Иванушка совершит еще немало подвигов и прославится добротой, так как он очень добрый и открытый человек.

1-й присяжный. Я считаю, что Иванушка действовал так, чтобы защитить себя. Если бы не его хитрость, я уверен, Баба Яга его съела бы. Тогда мы судили бы ее, а оплакивали Иванушку.

2-й присяжный. Нам предстоит решить сложную задачу: положительный герой лишает жизни отрицательного. Баба Яга совершала преступления, воровала детей! Но мы должны быть справедливыми и не заниматься самосудом. Я считаю, что Иванушку следует наказать.

3-й присяжный. Нам нельзя поддаваться чувствам, закон есть закон. А перед ним все равны: и те, кто делает добро, и те, кто делает зло. Я буду защищать закон.

4-й присяжный. Я думаю, что Иван защищал себя. Иванушка не виновен!

Прокурор. Все любят Иванушку. Жалеют. Хвалят. Можно учесть прошлые заслуги и смягчить наказание. Но нарушать закон не позволено никому. Нарушил закон – получи по заслугам. Прошу наказать за самосуд Ивана – Крестьянского сына.

Судья. Выслушав все стороны обвинения и защиты, суд решил: признать виновным. Послать Ивана – Крестьянского сына в тридевятое царство с заданием: освободить всех, кто томится в подвалах у Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, только при этом не заниматься самосудом, потому что Всемирная декларация прав человека гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению».

Решение суда вступает в силу. Наш приговор можно обжаловать. Кто не согласен, подавайте прошение.


Регламентированная дискуссия.

После представления ролевой игры, обучающимся предлагается проголосовать и определиться со своей позицией о правильности судебного решения по наказанию Иванушки, после чего обосновать свою позицию (это могут сделать, как все по – очереди, так и только желающие).

Как правило, далеко не всегда позиция учеников однозначная, это и есть проблема темы.

Бывают случаи, когда учителю по результатам опроса, необходимо провести разъяснительную беседу, привести примеры на тему «Закон есть закон. Закон для всех один», то есть подвести обучающихся к пониманию, что перед законом все равны.


3 этап. Творческая работа и подготовка к принятию решения (распределение по группам, «мозговой штурм», планирование и выполнение работы).

Работа в группах.

Учитель для дальнейшей работы делит учащихся на 5 групп по 5 или 6 человек в каждой и предлагает методом «мозгового штурма» составить свою сказку с правовым смыслом (желательно это сделать сначала на весь класс, а потом организовать работу группы по оформлению своей работы). «Мозговой штурм».

Учитель напоминает правила «мозгового штурма»:

  1. Чем больше мнений, тем лучше.

  2. Словосочетания или предложения должны быть емкие, четкие, короткие.

В это время определяется сказка, структура, сюжетная линия и действующие лица сказки.

Все, что говорят учащиеся и записывается одним из участников группы.

После «мозгового штурма» группа составляет сказку.

На эту работу группе дается 20 минут. Через 20 минут группы презентуют свою работу.


4 этап. Презентация итогов работы (Представление вниманию класса сказки собственного сочинения с правовым аспектом). Рефлексия деятельности группы.


Представляем вашему вниманию результат одной из групп, которая оформлено в виде деловой игры, по теме «Колобок на новый лад» и позволяет ученикам реально примерить на себя такие роли: адвоката, судьи, прокурора, Зайца, Медведя, Серого Волка, Лисы. Заслушать сказку можно в ролях.

Судья: Рассматривается дело в отношении Лисы, обвиняемой по статье 105 Уголовного кодекса Сказочной Федерации « Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку».

Обвиняемая – Лиса

Потерпевшие: Старик, Старуха

Свидетели обвинения: Заяц, Медведь, Серый Волк

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Гражданка Лиса обвиняется в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку – гражданину Колобку. В ходе проведения следственных мероприятий было установлено, что 31 июня 2016 гола в 15 часов 00 минут, на опушке леса произошла встреча гражданки Лисы и гражданина Колобка. В результате ссоры, сложившейся из личных неприязненных отношений со стороны Колобка возник конфликт, в ходе которого Лиса совершила преступление, съев Колобка, после чего скрылась с места преступления.

Судья: Слово предоставляется потерпевшим.

Старик: Мы с моей Старухой, в общем - то живём небогато, поэтому нечасто можем позволить себе такое удовольствие как выпечка Колобка.

Старуха: Я по сусекам скребла, по амбарам мела, а она! Подлая воровка!

Старик! Не серчайте люди добрые, мы с ней после случившегося уже год на валерьянке, да на корвалоле сидим.

Старуха: И рожа, какая наглая! Мы требуем высшей меры наказания!

Судья: Всё понятно. Выслушаем свидетелей.

Заяц: Иду себе, значит, никого не трогаю… Вдруг вижу Колобок навстречу катится. Я ему «Куда, мол, идёшь?» А он мне; «Я от бабушки ушёл! Я от дедушки ушёл!», хвастаться начал… Но, господин Судья, сразу хочу заявить, что я к этому делу не имею никакого отношения. У меня алиби, я вообще у Зайчихи был!

Судья: Спасибо, гражданин Волк, что можете сказать по данному делу?

Волк: А я чё? Они вон чё! И им ничё!

Судья: достаточно! Гражданин Медведь, ну а вы?

Медведь: Да як яж почувствовал! Спозаранок встал, гляжу мёда немае! Ну, пидшов за мёдом… Вдруг бачу, хлопец катится. Я ж ему говорю: «Ты кудый то? Не за мёдом ли???» А он мне про маменьку, да про папеньку, ну я слушать не стал. За медком торопился.

Судья: Слово предоставляется обвиняемой.

Лиса: Предатели! Ну, ладно, Заяц! Но ты то, Волк! После всего, что между нами было! Ведь ни один пуд соли вместе съели! А ты, Медведь? Что, сила есть, ума не надо? Нет, вы подумайте! Во всем надо обвинить самую слабую, самую беззащитную! Тоже мне джентльмены!!!

Адвокат: Уважаемый Суд. Я утверждаю, что моя подзащитная действовала в состоянии аффекта! А как будет вести себя любой из нас, если его будут сравнивать с животными и пожилыми людьми, как это сделал Колобок в своей песенке. Также прошу заметить, что такие сравнения были не в её пользу. Естественно, моя подзащитная не смогла сдержать эмоций, в чём очень раскаивается!

Судья: Выслушав стороны защиты и обвинения Суд постановил: признать Лису, обвиняемую по статье 105 Уголовного кодекса Сказочной Федерации «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку» виновной. И назначить наказание в виде лишения права участвовать в сказках сроком на 6 лет.

Приговор окончателен и обжалованию не подлежит. Заседание объявляется закрытым.


5 этап. Подведение итогов работы групп. Оценка результатов групповой и индивидуальной деятельности. Обучающиеся оценивают сказки с точки зрения правового аспекта (защита прав граждан), творческого подхода, выделяют особо отличившихся учеников.

Представленная сказка получила положительные оценки, и в отличие от первой сказки не вызывала сомнений кто виновен, и должно ли виновное лицо нести наказание.

Домашнее задание.

Составить синквейн на тему «Судебная защита прав и свобод граждан».



Литература

1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007.

2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007.

3. Типовые методические указания. Организация активных, интерактивных и традиционных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС

4. Ролевая игра «Где найти защиту Бабе Яге?» http://refdb.ru/look/2311206-p5.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!