СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности "Отсюда шло моё начало"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен ход занятия пот литературному краеведению с приглашением местного автора

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Отсюда шло моё начало"»

Занятие по внеурочной деятельности

«Отсюда шло мое начало»


На занятие приглашен местный поэт А.Ф.Кондрашкин.


Цели: 1. Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.

2. Показать, как местные поэты посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ними.

3. Формировать у учащихся гражданскую позицию.

Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр

На уроке используем фотографии поэтов, выставку их книг, музыку, песни (в записи) на стихотворения местных поэтов.


Эпиграф к уроку: «Чем знаменито Клявлино?

Моими земляками»

А.И.Куликов


Ход занятия


На доске появляется эпиграф.

Ученик читает стихотворение:

Чем знаменито Клявлино?


Чем знаменито Клявлино?

А тем, что здесь глубинка.

Тут воздух не отравленный,

Вода же, как слезинка.

Все настоящее идет,

Мы знаем, из глубинки.


Чем знаменито Клявлино?

Моими земляками.

Русскими, чувашами,

Татарами, мордвами,

Их славными делами.


Базарами, ларьками,

Стройными березами,

Окрестными лугами,

Цветущими садами.


Чем знаменито Клявлино?

Холодными ветрами,

Весенними морозами,

Туманами и росами,

Засухой и грозами,

Осенними грибами

И зимними дождями.


Чем знаменито Клявлино?

Провинциальной свежестью,

Уютом, женской нежностью,

Мужской отвагой, силою,

Всем тем, чем знаменита,

Добра, мила, красива

Вся сельская Россия.


Этими строками директора клявлинской типографии А.И.Куликова начинается классный час - знакомство с творчеством местных поэтов, посвященным родной стороне.

На фоне музыки звучат слова учителя:

(На доске слайд – шоу «Знаменитые клявлинцы»)

-Клявлинский район дал стране далеко не последние в литературе и искусстве имена: на клявлинской земле родились братья Кочетковы. Виктор стал талантливым поэтом. Афанасий – известным актером прославленного Малого театра.

В селе Борискино – Игар родились чувашские поэты А.Я.Каттай и Н.Ф.Евстафьев.

Село Старое Семенкино - родина писателя В.А.Тимофеева.

Популярная певица Надежда Кадышева родилась в селе Старый Маклауш.

Это всем хорошо известные имена. Они прославили наш район, и мы по праву гордимся ими.

Из урока в урок, изо дня в день мы изучаем творчество писателей и поэтов, порой не задумываясь о том, что рядом с нами жили и живут люди, посвятившие многие годы поэзии, но широко известными не стали. Сегодня мы обратимся именно к их творчеству.

Пусть не все они родились в Клявлинском районе, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой этой благодатной земли, которую воспевают в своих стихотворениях.

А сегодня у нас в гостях Кондрашкин Анатолий Федорович

Слово предоставляется гостю.

(В это время на доске появляется изображение титульного листа сборника А.Ф.Кондрашкина «Красивы в Клявлино рассветы»)

-Я родился 3 сентября 1936 года в селе Съезжее Богатовского района Куйбышевской области. После окончания средней школы служил в рядах Советской Армии. С 1961 года живу в Клявлино. Долгое время проработал в депо «Бугульма» сначала в качестве помощника машиниста, затем – машинистом тепловоза. В 1991 году ушел на заслуженный отдых. Свои первые стихи начал писать еще в школьные годы. Впервые они появились на страницах местной газеты «Знамя Родины». До сих пор продолжается это сотрудничество.

Всему, что я достиг в творчестве, я обязан своей малой Родине, где родился и рос, и родному Клявлино, где живу уже довольно долго, где женился, где родились мои дети. Я благодарен людям, которые окружают меня и которые заселили мой литературный мир. Они так же просты и неповторимы в своей красоте, как просты и неповторимы в своей красоте луговые цветы.

Вам, ребята, скоро предстоит выбор: кем стать и каким стать. Я думаю, что сегодняшняя встреча должна помочь вам в формировании вашей гражданской позиции.

Слово учителя:

-Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к родной природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем и в стихотворениях Анатолия Федоровича.

Ученик читает стихотворение:

(В это время на доске появляется слайд – шоу «Наш райцентр»)

Мы – клявлинцы

Заря красит небо румянцем,

И солнце встает над землей.

В районе народ разных наций

Живет славно, дружной семьей.

Хлеба зреют летней порою.

На клявлинской мирной земле.

Хвала, честь и слава героям

За подвиг, за труд на селе.


Родные просторы мы любим,

До зернышка хлеб уберем.

Хоть жизненный путь у нас труден,

Любые преграды пройдем.


Бодрят наши силы морозы,

Сердца благородством полны.

Мы – клявлинцы делом серьезным

Крепим честь родной стороны.


Ученик читает стихотворение:

Мой снежный край

Закружилась в чистом поле

Вихрем белая пурга

И на землю накидала

Белоснежные стога.


После бури тишь святая:

Снег да синий небосклон,

Хлеборобам из района

Низкий шлют они поклон.


Взглядом нежным и печальным

Смотрит на село луна.

Любоваться русским полем

Вышла из - за туч она.


Я привык тобой гордиться,

Мой любимый снежный край.

Много снега – больше хлеба,

Будет славным урожай.


-В чем тайна поразительно простых и ясных слов автора? (Родная природа, родной

край вызывают в человеке чувство гордости, чувство осознания себя частицей огромного мира)

-Какая мысль объединяет эти два стихотворения?


А.Ф.Кондрашкин читает стихотворение «Красивы в Клявлино рассветы»:

(В это время на доске продолжение слайд – шоу «Наш райцентр»)


Красивы в Клявлино рассветы,

Приятно мне рассвет встречать.

И утро красят нежным цветом

Здесь клены милые опять.


А солнце с каждым часом выше,

От солнца высохла роса.

Воркуют голуби на крыше

Хотят измерить небеса.


И голоса родные слышу:

Расстались клявлинцы со сном.

Мы свежим воздухом здесь дышим,

Сады цветут у нас кругом.


Леса весною зеленеют,

Цветы глаз радуют ковром.

Райцентр с годами молодеет

Дома – красавцы строят в нем.


Идет трудиться люд наш славный,

Сиянью солнечному рад.

По нашей улице центральной

Березки стройные стоят.


Листвой березы тихо шепчут,

Ведут березы хоровод.

Я так хочу, чтоб жил получше

Наш замечательный народ.


Какой у нас райцентр прелестный!

Цветы в райцентре я сажал,

Весной на улице Подлесной

Свою подругу повстречал.


Мне здесь все дорого и мило,

Красив наш клявлинский рассвет!

Скажу всем прямо – справедливо

Рассвета краше в мире нет!


Слово учителя:

«В этом мире я, словно прохожий,

На земле оставляю свой след.

И про них…кто – то скажет: «Похоже,

Их оставил наш «местный поэт».

Эти строчки написаны клявлинским поэтом Никоновым В.И. И сегодня мне бы хотелось, чтобы мы все вместе «прошлись по следам» авторов, которых, к сожалению, уже нет среди нас.


(На доске слайд «Фотография В.Г.Базарнова»)

Сообщение учащегося:

Василий Григорьевич Базарнов родился в селе Петропавловка Клявлинского района 23 февраля 1922 года в семье крестьянина. Родная мать умерла рано, поэтому он рос при мачехе. Уже с раннего детства в нем проявляется огромная тяга и любовь к знаниям. Василий Григорьевич много читал, был всесторонне развитым человеком: играл на гитаре и мандолине, слагал стихи, басни. Получил неполное среднее образование, дальнейшее обучение продолжал самостоятельно, лишь потом, через двадцать с лишним лет, окончил Высшую партийную школу. Работал бухгалтером, затем служил в рядах Красной Армии. После войны работал на партийно-профсоюзной работе. Первые стихи появляются в 1942 году. До последней минуты жизни поэт любил свою малую родину, необозримые чарующие взгляд сельские просторы, людей, живущих рядом с ним. За несколько часов до смерти он пишет Клявлинский гимн. Музыку к гимну написал директор музыкальной школы Кондратьев А.М.

(прослушивание гимна в записи в исполнении хора клявлинского районного дома культуры)

Клявлинский гимн

«Мы дети Клявлинских просторов»

1) В предгорьях гордого Урала,

Где колокольный слышен звон,

Среди степей, лесистых зон

Раскинул вольно, величаво

Границы Клявлинский район

Припев:

Мы дети Клявлинского края.

С Россией вечно вместе жить.

Россия есть – не нужно рая,

Дайте Родине служить.

2) Дубы и липы вековые

Хранят покой в лесах моих.

Напевы слышатся родные

В селеньях малых и больших.

Припев тот же.

3) Здесь горы, долы, гладь речная.

В селеньях шумный хоровод

И песня слышится родная.

Здесь гордый клявлинский народ

Припев тот же.

4) Несет достойно он свой жребий

В лихие годы воевал.

Водил друзей он на молебен,

Фашиста смерти предавал.

Припев тот же.

5) Извечно с русскими друзьями

Живут чуваши и мордва

И радость с горем делят сами,

О дружбе вечно здесь молва.

Припев тот же

Ученица читает стихотворение:

(В это время на доске слайд – шоу «Картины родной природы»)


Все краски осени в лесу

Все краски осени в лесу:

В цветастых ковриках поляны,

Деревья дивную красу

Являют мудро и упрямо.


Березы празднично стоят

В своем наряде, как невесты.

Они с дубами говорят

На языке, лишь им известном.


Вон вишни куст горит огнем,

Опушка леса вся пылает.

А в дебрях клен, и лист на нем

Цветами золота играет.


Как пирамидка, ель стройна,

И шишки, бронзой отливая,

Висят игрушками. Она

На пир бельчат к себе сзывает.


Еще не взяты все дары,

Еще мелькает перед нами

Последний дар грибной поры –

Опята рыжие под пнями.


Все тихо, дремлет в неге лес,

Лишь прошуршит листвой осина,

Да голос вдруг падет с небес

Летящей стаи журавлиной.


Прелестен бор, он полон чар.

Войдешь в него - и дух захватит.

Нет, никогда бесценный дар

Любви народной не утратит!

-Какое настроение выражает это стихотворение? Какова его поэтическая тема?

-На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?


Ученик читает стихотворение:

Береза

Береза, милая береза!

Ты явь и видишься во сне.

Я плачу, видя твои слезы,

Они – и боль, и грусть во мне.


Кто мог свершить такое дело,

Кто руку поднял на тебя?

Зачем живое твое тело

Изранил любящий себя?


К чему минутные забавы

Творить красавице во зло?

Береза – часть российской славы,

И ей, бывало, не везло.


Убранство пышное – косицы

Секли нещадно топоры,

Чтоб их в огромных колесницах

Свезти на скотные дворы.


Березу губят химикаты,

Природа это не простит.

И видится, что как когда-то

Она безумству отомстит.


Побереги же ты березу,

Бездумно ран не наноси.

Прошу тебя очень серьезно:

Березу милую спаси!


-Какие чувства пробуждает у вас это произведение? (Боль за окружающий мир, укор в адрес людей, которые не берегут природу)

-Какую проблему поднимает автор в этом стихотворении? (Сохранение окружающей среды, отношение человека к природе):

Ученица читает стихотворение:

Дубочки

( Из истории родного края)

Как жаль, что мы часто не знаем

Ни предков своих, ни начал,

Откуда мы есть, лишь гадаем.

Каким был у предков причал?

Я с детства родные просторы

Загадкой священной считал.

Речушку, долины и горы –

Все с трепетом я познавал.

Есть в наших краях знаменитых

Селенья с нелегкой судьбой.

Давно о их прошлом забыто.

Но помнится случай такой.

По старой игарской дороге,

Примерно на третьей версте,

Стоят три дубочка убогих,

Ни кустика больше нигде.

Давно нет людей тех, кто знали,

Откуда дубочки взялись.

Лишь внукам они рассказали,

Как братцы навек обнялись.

Лет двести назад это было.

Тогда здесь шумел буйный лес.

Приехал помещик постылый

Из пензенских будто бы мест.

С таким же, как сам он, кутилой

Помещик в картишки играл.

Он за ночь (да, ночи хватило)

Кутилу того обобрал,

Продув капиталец наличный,

Кутила почуял изъян.

Тогда заложил, как обычно.

Последних душ тридцать крестьян.

Вот этих крестьян – то помещик

С собой в те места приволок.

Слепили избенки да печи

Без труб и кругляш – потолок.

Красы здесь в достатке бывало:

В лесах было много полян,

В осоке свой путь пробивала

Вершина реки Черемшан.

Так волей судьбы злой крестьяне

Себе уголок обрели.

Деревню ж, конечно, не сами,

В честь Павла с Петром нарекли,

В краю необжитом селяне

За землю они принялись.

Пахали сначала поляны,

Затем за корчевку взялись,

Всем дела в то время хватало,

Ведь жизнь не отменишь ничем.

В заботе был старый и малый –

Трудиться положено всем.

Детишки рыбешку ловили,

Шли бабы в леса по грибы,

Мужчины артелью рубили

Под пашню большие дубы.

Шло время,поля расширялись,

Посевы, луга все росли,

Леса же меж тем убавлялись

И вовсе их чуть не снесли.

Отец мне рассказывал были.

Поведал, как в эти леса

Ватагой мальчишки ходили,

Как видели там чудеса.

Всего лет за сотню, как видно,

Исчезли сплошные леса.

И было потомкам обидно:

Куда подевалась краса?

Потомкам осталось в наследство

Три пня от могучих дубов

Да голое жалкое место

С разумною пляской ветров.

И надо ж случить такому:

От пней три росточка пошли.

Ну что же, жить надо живому,

Знать, силу для жизни нашли.

Как память былого дубочки,

Стоят здесь до нынешних дней.

Шумят на ветру их листочки.

Но нет уж родителей – пней.

Оставшись в разлуке с народом,

Хиреет один человек.

Сто лет уж дубочкам от роду

Дубами ж не быть им вовек.

И нам не дано любоваться

Былой первозданной красой.

И стало с тех пор называться

То место «Дубочкин покой».

История эта печальна.

Она говорит нам о том,

Как важно беречь изначально

Природу и собственный дом.



Слово учителя:

Мы только что прослушали два стихотворения, в которых автор высказывает сожаление об утраченной красоте родной природы. Мы говорим, что нужно беречь природу. Но все знаем, что у нас в Клявлино построен нефтеперерабатывающий завод – людям нужны рабочие места. Ребята, а как вы считаете: строительство новых заводов и сохранение окружающей среды – это совместимо?


Дискуссия на тему заданного вопроса.


Слово учителя:

Ребята, среди вас есть не только клявлинцы, но и уроженцы села Старые Сосны. Поэтому вам приятно будет услышать, что следующий наш земляк, к творчеству которого мы обращаемся, Кожевников Анатолий Иванович.

(На доске слайд «Фотография А.И,Кожевникова»)


Учащийся рассказывает биографию местного поэта Кожевникова Анатолия Ивановича:

Кожевников Анатолий Иванович родился в деревне Ключевка Старососнинского сельского совета в 1937 году. В 1954 году закончил Камышлинскую среднюю школу. В 1962 году получил диплом ученого агронома, закончив Ульяновский сельскохозяйственный институт. Затем занимал различные руководящие посты в районе.

В стихотворениях Анатолия Ивановича можно найти ту щемяще-родную ноту, которая задевает наши сердца, заставляет думать и размышлять:


(На доске слайд с надписью:

«Поэту нужна биография. Ведь только жизнь, непосредственные впечатления, радость и боль дадут ему писать стихи, как говорят, «обо всем».


А.И.Куликов)


Ученица читает стихотворение:


Ручей моей жизни


У живого всегда есть начало…

У ручья же обычный исток.

Каменистое дно источая

Капля к капле слились в ручеек.


И пошел по ложку, собираясь

В ускоряющий бег, свой поток,

В ширину, в глубину разрастаясь,

Креп звенящий его голосок…


Ежегодно с тобою встречаюсь…

Много мыслей моих ты унес,

А при встрече души я не чаю

Не скрываю непрошенных слез.


Подросли, возмужали уж дети

Подарили троих мне внучат.

Для того и живу я на свете.

Не жалея, что годы летят…


Верю свято: покуда журчишь ты,

Жажду жизни всегда утолишь,

Боль, тревогу, беду и ненастье

Ты прохладой своей укротишь…


Одолеем любые преграды,

Не заилим мы к счастью путей,

Моя вечная боль и отрада

Незабвенные Сорок Ключей.



Ученик читает стихотворение:


Тоска по Родине


Величаво стоишь под горою

Вдоль Сосновки – чистейшей реки

Всякий раз, как встречаюсь с тобою,

Не скрываю сыновьей тоски…

Низко кланяюсь милым просторам

Перелескам, ручьям и полям,

Светлой церкви, погосту, подворьям,

Трудолюбивым моим землякам…

Ежегодно плодишь ты детишек.

Щедроте твоей нету конца.

И растишь из девчонок, мальчишек

Гордость Родины – хлебороба-творца…


Молодеет село год за годом.

Школа, клуб здесь, дома поднялись.

Радость с газом пришла на подворья.

Муки, в поисках дров, улеглись…


Сколько зим и цветущих весен

Мне отмерено будет судьбой.

Никогда не забыть Старых Сосен.

С детских лет в моем сердце со мной.



-Какие нравственные ценности провозглашает А.И.Кожевников в своем стихотворении?

- Поэт заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты.Содержание стихов привлекает своей образностью, ярким, выразительным языком. А это, в свою очередь, зависит от способности поэта видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно ни казалось. Чувствуется мастерство поэта, умеющего не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам. Эти чувства должны помочь нам сох ранить человечность, а значит, и человечество.


Слово учителя: А сейчас мы испытаем силу воздействия поэзии местного учителя И.В.Никитина на наши души. Согласитесь: учителя самые главные люди на земле. Что может быть благороднее – воспитать человека! А учитель-поэт задевает такие струны человеческой души, на которые отзываются люди в любом возрасте.

(На доске слайд «Фотография И.В.Никитина»)

Учащийся рассказывает биографию местного поэта И.В.Никитина

Никитин Иван Васильевич родился 5 февраля 1925 года в крестьянской семье в деревне Баклуши Екатериновского района Саратовской области. Рано лишившись родителей, воспитывался в детском доме в городе Хвалынске. Детский дом заменил ему семью. Здесь он окончил школу, потом ремесленное училище. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу формировали воспитатели детского дома. От них получил первые уроки доброты, сердечности и первые нравственные уроки.

С ноября 1943 года и до конца войны служил в 1078 зенитно-артиллерийском полку в составе Третьего Прибалтийского фронта. Долгожданную победу встретил в Латвии.

После войны проходил службу на Дальнем Востоке. Демобилизовался в марте 1950 года.

Не имея нигде родственников, возвратился в ставший родным детский дом. Стал учиться в педагогическом училище и работать подменным воспитателем.

Окончив педучилище, работал учителем русского языка в Такту-Купырском районе Кара-Калпакии. Женился на учительнице начальных классов из Исаклинского района Куйбышевской области. В 1957 году с женой приехали на ее родину в село Вечканово.

Работа подвернулась в Клявлинском районе в школе села Старый Байтермиш. Работая в местной школе, Иван Васильевич окончил Ульяновский педагогический институт. И до выхода на заслуженный отдых посвятил себя служению детям.

Слово учителя: С незапамятных времен земля почтена была наивысшим «хлебным» эпитетом – называлась матерью и была возведена в степень божества. И какую бы тему не затрагивал поэт, мы видим его трепетное отношение к родному краю, к родной земле.

Война - одна из трагических тем лирики Никитина. Впечатления от военных лет нашли отражение в его стихотворениях.

Ученик читает стихотворение:

Первый день войны


Я видел. Карты нам с тобой не врут, -

Два мира разделял широкий Прут.

На берегах дома, повозки, лица,

Фарватером реки легла граница.

Никто в июне предсказать не мог,

Что ад сойдет на тихий городок,

Мы выбегали из казарм горящих,

Винтовки заряжали на ходу,

А взрывы – все на нашем берегу.

Вздымилися плотнее, ближе, чаще,

На небе мгла. В огне и громе твердь.

Свободно выбирала жертвы смерть.

И в этом реве, криках, лязге, гуде

Бросая все, во тьму бежали люди.

Гражданский на восток спешил податься,

Солдат в окоп, чтоб там навек остаться.

Горят на летном поле самолеты,

Дома в огне, где спят пилоты,

И между мертвых ходит без опаски

Чужой солдат в рогатой каске.

А высоко над дымом и над нами

Гудят армады с черными крестами.

Отмечены у них на картах цели,

И стаями они бомбить летели.

Жалел тогда, что наши взгляды

Разить не могут, как снаряды.

А где – то там, над голубым востоком,

На нас восход смотрел багровым оком.

Поля, леса огнем опалены

Так начинался первый день войны.


- Поэт не в силах забыть отступления нашей армии. Какие ужасающие картины предстают перед нами?

- Какие чувства вызывают они у вас?


Ученица читает стихотворение:

Взвод прикрытия


-Подтянись! – голос звучный и хлесткий.

Под ногами грохочет мосток.

Идут люди, машины, повозки –

Все за речку спешат, на Восток.

Самолеты с чужими крестами

Днем с дороги сметают всех прочь.

Темнота им спасением станет.

Коротка только летняя ночь.

Мы разбиты по вражьим приметам,

И теперь, жизнь спасая, бежим.

Ночь для сна. Вот и ждет враг рассвета,

На войне соблюдая режим.

Мы обозы ушедших прикроем,

Немца сдержим на заданный срок.

Потому здесь окопы и роем,

Что один не округу мосток.

Вдоль речушки болота и топи,

Лишь по взгоркам петляет стезя.

- Подтянись! – чей – то голос торопит, -

Отдыхать нам, братишки, нельзя!

Вот и боя недавнего эхо: -

Без оружья, без строя, не в лад –

Брел пешком, пароконными ехал.

Оплетенный бинтами санбат.

И дохнуло с дороги больницей

От бинтов, потревоженных ран,

Что несла тех людей вереница,

Уползая в заречный туман.

Командир, прискакавший наметом,

Чтобы сделать заслон посильней,

Оставляет пушчонку с расчетом

И десятком снарядов при ней.

Влез я в землю. В том слабость иль сила?

Враг узнает, коль двинется в лоб.

Ты спасенье, а может, могила,

Этой ночью открытый окоп.

Исследовательская работа по группам

первая группа выписывает ключевые слова, выстраивает ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания;

вторая группа находит выразительные средства и обосновывает их использование автором;

третья группа определяет размер стихотворения и рифму.


В результате исследования ребята ребята пришли к следующим выводам:

1.Мы считаем, что ключевыми являются слова: звучный, хлёсткий, грохочет, спешат, сметают, разбиты, бежим, прикроем, сдержим, роем, подтянись… Эти слова вызывают ассоциации с чем-то страшным, вселяющим ужас, зловещим, грозным. «Сметают» – уничтожают, не оставляют и следа. «Разбиты» – побеждены. «Бежим» – уходят от наступающей на пятки смерти.

Ярко представляется картина, изображённая в стихотворении. Мы видим людей, которые потерпев поражение в бою, в спешке стремятся уйти на Восток, чтобы остаться в живых.

Но кто-то невидимый руководит процессом отступления. Автором используется повторяющееся слово «подтянись», помогающее людям собраться с последними силами. Оно не даёт расслабляться, пасть духом. Голос, произносящий это слово, звучный, хлёсткий. По словарю Ожегова определяем:

- Хлёсткий (в перен. значении). Выразительный и резкий.

- Звучный – издающий громкие чистые звуки.

Именно эти звуки помогали не впасть в отчаяние и упорядочивали движение.

Также в стихотворении рассказывается о людях, задачей которых было прикрывать отступление нашего войска и сдерживать натиск немцем порою ценой собственной жизни. Они-то и были взводом прикрытия. В «Толковом» словаре сказано: «Взвод – подразделение роты, эскадрона или батареи». Наверное, у безымянных солдат этого взвода было чувство ответственности, понимание того, что от них зависит судьба страны и народа. Ведь они понимали, что смерть рядом, но выполняли боевое задание.

Таким образом, в основе стихотворения – бесхитростный рассказ, горькая правда о поражении советских войск в начале войны. В то же время повествование нашего местного поэта, участника войны, И.В.Никитина, - о патриотизме, мужестве, героизме, проявленном безымянными героями в ходе Великой Отечественной войны.

2.Картина отступления советской армии предстаёт в угнетающих подробностях:

Вот и боя недавнего эхо: -

Без оружья, без строя, не в лад –

Брел пешком, пароконными ехал.

Оплетенный бинтами санбат.

Ощущение беды передаётся с помощью инверсии, аллитерации. Глаголы «разбиты», «бежим» усиливают тревожное впечатление. Метонимия «оплетённый бинтами санбат» позволяет ярко представить ужасающую картину.

Солдаты отступают в условиях смертельной опасности. Спасает только ночь, но она коротка.

При помощи однородных членов предложения «без оружья, без строя, не в лад» передаётся горечь поражения, душевная растерянность, страх за свою жизнь. Это не победный марш, а отступление. Поэтому идут не в лад.

В этом стихотворении автор очень строго и лаконично показал суровое и безжалостное дыхание войны, которая губит всё живое. Помогает в этом развёрнутая метафора «самолеты сметают всё прочь».

Враг беспощаден, грозен, силён. На его фоне нелепо выглядит слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «пушчонка», которое подчёркивает несоответствие, неравенство воюющих сторон. Наша страна не готова к войне, вооружения не хватает.

У солдат есть цель приложить все силы, чтобы остановить врага. Рассказывая об этом, автор использует метафоры «обозы ушедших прикроем», «немца сдержим». Хотя сами они находятся в условиях борьбы жизни и смерти. Свидетельствует об этом антитеза «ты спасенье, а может, могила».

3.Рассмотрев ритмику стихотворения, мы установили, что оно написано трёхстопным анапестом с лишним слогом в нечётных строках. Первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвёртая заканчиваются ударным слогом. Это придаёт каждой строфе большую законченность. Благодаря такому ритму стихотворение носит доверительный характер, помогает прочувствовать внутренний мир автора, его желание победить, выжить в тяжёлых условиях.

Перекрёстная рифмовка усиливает наше восприятие…



- Какие качества проявили солдаты взвода прикрытия, защищая родную землю?



Ученик читает стихотворение:

Орудий смолкли раскаты


Орудий смолкли раскаты,

Осела взметенная пыль.

Вернулись герои – солдаты,

Мечту воплотившие в быль.

Мы ждали. Исчезло томленье,

И вот он, свидания час.

Ликуют родные селенья,

Торжественный праздник у нас.

Они из Берлина вернулись,

Цветы в закаленных руках.

Счастливые слезы сверкали

В веселых глазах старика.

Награды и знаки ранений –

Свидетели дел боевых,

И будут в сердцах поколений

Жить славные подвиги их.

Орудий смолкли раскаты,

Домой из далекой земли

Вернулись герои – солдаты

И радость семье привезли.

- Как можно назвать героев-солдат, совершивших славные подвиги? (патриоты).

- Какое значение вы вкладываете в слово «патриотизм»?(«Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» - из словаря С.И.Ожегова)

- Ребята, не забывайте, что в вашей жизни тоже может наступить момент, когда от вас потребуется гражданское мужество, стойкость, готовность к напряжению всех физических и духовных сил.

-В нашем классе учатся ребята из Старого Байтермиша. Думаю, вам интересно будет прослушать стихотворение И.В.Никитина «Байтермишские парни»

Ученица читает стихотворение:

Байтермишские парни


Шло детство у них без тревог и печали

Их в школе знакомые лица встречали,

Готовили сено, копали картошку,

Ума набирались, росли понемножку.

На службу поехали наши ребятки –

Селом отбивали на проводах пятки.

И где – то в тайге, службы трудном начале,

В ушах все прощальные песни звучали.

Теперь тех парней вы в селе не найдете.

Живут в Мелекессе, Дубовом Умете,

Покажут в Тюмени, Самаре обновы

Антоновы, Янкины и Жи ряковы.

Другие – поближе к родной стороне

На Пронино, в Клявлино и в Бугульме.

Исправно все парни справляют работу,

Ищу в райгазете знакомых на фото,

Там же читаю хвалебные строки

Друзьям моим близким – теперь уж далеким.

Раз хвалят в газете – мастак в своем деле,

И взгляды отцов от известий теплели.

Хоть разным бывают характер и лица,

Но все они с детства умели трудиться.

В мороз и жарищу они не заплачут,

Была бы работа – квартира в придачу.

В деревне живут теперь люди такие –

Им тоже удобства нужны городские,

Чтоб было заняться чем вечером длинным,

Живет человек ведь не хлебом единым.

Жить в городе легче, но ближе, милей

Им запахи леса, просторы полей.

Везет их автобус в село по весне,

И грусть в глазах парня увидится мне.

Заноет сердечко в тревожной истоме,

Что стали гостями в родительском доме.

…………………………………………….

Так ждем, надежды своей не тая,

Сынов своих снова в родные края.


- Какая проблема волнует автора этих строк?( Проблема распада деревень. Молодежь покидает родные края.)

- Во что верит поэт? (Поэт верит, что село возродится.)

- Что дает нам основание утверждать это? (Рассказ И.В.Никитина о своих бывших учениках настолько трогателен и наполнен гордостью за них, что у нас не возникает сомнения в том, что надежды автора оправдаются.)

- Как характеризует деревенских ребят И.В.Никитин? ( Трудолюбивые, сердцем чувствующие связь с родными истоками)


Работа по группам:


1. - Как вы считаете: нужно ли возвращаться в село после учебы?

2. - Что для вас важнее: город или село?

-Вам тоже, ребята, скоро предстоит уехать из родного дома. Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что человек силен «своими корнями».

- Только предполагая неотвратимый жизненный итог, чувствуя скоротечность времени, человек стремится запечатлеть движения своей души, оставить память о себе. Показательно в этом отношении стихотворение «Что оставлю я сыну…».


Учитель читает стихотворение:

Что после смерти оставлю я сыну?

Не денег чулок, не ковры, не машину.

Я сыну и внукам оставлю в наследство

Весь мир моего босоногого детства.


Оставлю я душу ему без изъяна,

Лес за селом и с цветами поляны.

Не раз туда с ним, несмышленышем малым,

Мы за грибами ходили, бывало.


Вот этот пруд, где поили скотину,

Где мы, утомившись, ложились на спину,

На бег облаков молчаливо смотрели –

Искали там птичку, дарившую трели.


А выше ее величаво и строго

Облака поспешали своею дорогой.

Речушку отдам. Мы на дне ее, в иле,

Руками вьюнов для сестренки ловили.


В оврагах кусты, в детский рост травостой,

Что в легкие льют ароматный настой,

И чаши внизу с родниковой водой.

Пусть слушает внук, как родник торопливый

Легенды слагает под старою ивой.


Что после смерти оставлю я сыну?

Не мертвый ручей, не пеньки, не пустыню –

Хочу сохранить и оставить в наследство

Весь мир своего босоногого детства.

- Это лирическое завещание.

-Что важно для поэта прежде всего? (Для поэта важны, прежде всего, нравственные ценности и мир родной природы, способствующий их формированию).

-Жизнь И.В.Никитина была трудной – из трудов состоящей, научающей, оставляющей полновесный след человека на земле. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя на земле подобный след, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.

-Что же дала вам эта встреча с поэзией местных поэтов, какой след оставила в вашем сердце?(Дети говорят, что жизнь этих людей оставила полновесный след на земле, творчество местных поэтов вдохновлено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, для чего он живет и какие нравственные ценности оставит после себя.. Стихотворения заставляют размышлять о «своих корнях», бережнее относиться к окружающим и к родной природе, по-новому взглянуть на себя со стороны.)

В завершение урока звучит песня (в записи) на слова Базарнова В.Г., музыку Кондратьева А.М.


«Родина моя – Клявлино»


Я встану утром ясным ранним.

Пройдусь по Клявлино с зарей…

Здесь воздух чист. Пьянит и манит

Меня он раннею порой.

Припев:


Ой, ты Клявлино, родное Клявлино, -

Моя отрада, дивный уголок.

Здесь отчий дом мой, здесь люди славные,

Я жить вдали б от Родины не смог.

Прохожих радостные лица,

Шумят листвою тополя,

Березы белые в косицах,

Ковром украшена земля.

Припев:


Гремят на станции составы,

Спешат рабочие к станкам.

Гордятся клявлинцы по праву

Лесами строек тут и там.

Припев:

Дома один другого краше,

Живут в них верой и мечтой

Татары, русские, чуваши.

Мордва – все дружною семьей.

Припев:




17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!