Вводная часть:
МБОУ «Ильинская СОШ»
Сецко Лариса Константиновна
Учитель начальных классов
Тема занятия: «Считаем деньги. Расходы и экономия. Решение задач с денежными расчётами».
Тип занятия: изучение нового материала
Целевая группа: обучающиеся 1 класса
Этапы занятия: целеполагание; постановка учебных задач; мотивация к учебной деятельности; формирование новых понятий, способов действий; самостоятельная работа с проверкой по эталону; применение понятий и способов действий; рефлексия учебной деятельности.
Цель: создание условий для выявления детьми способов разумной траты и экономии денег.
Задачи:
1.Учить определять пути лишних расходов.
2. Выявлять способы разумной траты денег.
3. Формировать осознанное отношение к ценности вещей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
- понимать различие между расходами на товары первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- понимать финансовое положение семьи.
Предметные:
- иметь представление о роли денег;
- уметь находить способы разумной траты денег;
- уметь определять пути лишних расходов;
- определять проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения.
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать цели своих действий;
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения участников процесса.
познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- выделять и формулировать познавательные цели и задачи;
- строить речевые высказывания в устной форме.
коммуникативные:
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Педагогические технологии: игровые технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, информационные технологии, здоровьесберегающие.
Средства обучения: технические средства обучения, наглядно – демонстративные, интерактивные, практические.
Методы обучения:
-словесные - фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в группах;
-наглядные – демонстрация мультимедийной презентации, иллюстративно - наглядный материал;
-практические – решение задач.
Инструмент оценивания деятельности обучающихся: оценка – печать, оценка – наклейка, смайлики настроения.
Технологическая карта занятия по финансовой грамотности
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | -Добрый день, ребята. Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок, Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. -Ребята, в руке у меня предмет. Загадка поможет вам отгадать этот предмет и определить тему занятия. Маленькая, круглая, из кармана в карман скачет, весь мир обскачет. Ни к чему сама не годна, а всем нужна. | Приветствуют учителя и друг друга. Пытаются угадать предмет в руке по его описанию в загадке и определить тему урока. |
Целеполагание. Постановка учебных задач. Мотивация к учебной деятельности. | -Предположите, о чем сегодня пойдет речь? - Ребята, у нас на занятии сегодня гостья. Внимание на слайд (Слайд №1). Она поможет нам определить учебные задачи. Муха, муха – цокотуха Позолоченное брюхо Муха по полю пошла Муха денежку нашла - Ребята, сколько монет нашла муха? - Сколько рублей? - У мухи возникла проблема – как разумно потратить деньги на именины и потратить ли все деньги? (Слайд №2- №3). Какие учебные задачи встают перед нами? - Ребята, вы можете помочь мухе справиться с проблемой? - Для этого вам предстоит сходить в магазин и помочь мухе выбрать нужные продукты для праздника, помня при этом, что у вас всего 10 рублей. | Предполагают, о чём пойдёт речь. Формулируют учебные задачи с помощью учителя. Озвучивают свои предположения. |
Формирование новых понятий, способов действий. | - Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. - У каждой группы на столе лежат карточки, на которых расположены картинки с разными предметами и их стоимостью. Ваша задача – выбрать только те предметы, которые нужны для праздника, потратив не более 10 рублей. При возможности деньги сэкономить. (Слайд №4 -№ 5). - Какой вывод мы можем сделать, после похода в магазин? (Слайд №6) | Каждая группа работает со своей карточкой. Дети изучают перечень предметов, выбирают из предложенного списка нужные продукты для чаепития. Один человек из группы представляет полученные результаты. Ребята оценивают работу групп с помощью отметки – наклейки. |
Физкультминутка | А сейчас прошу вас встать Будем денежки считать Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два - оплатим дом Третья монета – одежду купить На четвёртую монету - купим есть и пить Ну, а пятую пока спрячем на донышке кошелька. | Встают возле парт и выполняют движения за учителем |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Финансовая задача. | - Ребята, мухе мы помогли справиться с проблемой. Предлагаю, помочь ещё одной гостье. (Слайд №7) - Помогите зайчихе справиться с проблемой. Хватит ли денег маме Зайчихе, если она потратила: 4 рубля на покупку продуктов для ужина; 1 рубль на то, чтобы починить сломанные часы; 2 рубля на оплату телефона за месяц. У Зайчихи всего 10 рублей. - Покажите ответ цифрой. | Обучающиеся слушают финансовую задачу, решают её устно, предполагают, хватит ли денег Зайчихе, доказывают своё предположение, ответ показывают цифрой. Проверяют работу по эталону. (Слайд №8) |
Применение понятий и способов действий. | Ребята, к вам за помощью обратилась одна дружная семья. (Слайд № 9) Чтобы помочь семье предлагаю поработать индивидуально. На столах листочки с картинками. Найдите расходы, которые являются наименее важными для семьи. Перечеркните красным карандашом расходы, от которых можно отказаться, если денег не хватает. - Проверьте работу по слайду.(Слайд № 10 - 11) - Оцените свою работу с помощью оценки – печати. | Работают индивидуально на листочках, зачёркивают красным карандашом расходы, от которых можно отказаться, выполняют проверку по слайду, оценивают себя с помощью оценки – печати. |
Рефлексия учебной деятельности. | Ребята, закончите предложения, которые вы видите на слайде. (Слайд №12) Я сегодня узнал … Меня заинтересовало … Мне понравилось, потому что… Я понял, что теперь смогу … - Наши герои благодарят вас за помощь и прощаются с вами. (Слайд №13) -Понравилось ли вам занятие? Оцените его, выбрав смайлик - настроения. | Заканчивают предложения, прощаются с героями, оценивают занятие с помощью смайликов настроения. |
Самоанализ внеурочного занятия по финансовой грамотности
Занятие по финансовой грамотности на тему «Считаем деньги. Расходы и экономия. Решение задач с денежными расчётами», соответствует требованиям современного урока и было проведено с целью создания условий для выявления детьми способов разумной траты и экономии денег. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведённом занятии. При планировании занятия учитывался средний уровень готовности детей и их психологические особенности (50% детей с ОВЗ). Форма проведения занятия – сюжетная игра (практикум). Приёмы и методы воспитания и обучения, используемые на занятии: методы получения новых знаний (беседа, игра), метод контроля и самоконтроля, методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм), метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием), метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческие задания), метод выработки учебных умений и накопления опыта (решение задач с денежными расчетами).
Занятие было спланировано так, что позволило работать над формированием у детей УУД:
- развитие коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); регулятивных УУД (целеполагание, как постановка учебной задачи; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности); познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей и задач; осознанное построение речевых высказываний в устной форме.
Отобранное содержание занятия, оборудование, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности школьников, применение различных методов и технологий способствовали достижению образовательных целей и задач занятия, стимулировали познавательные интересы детей. Психологическая атмосфера на занятии была комфортная, спокойная. Общение учащихся и учителя было доброжелательное. В течение всего занятия дети и учитель работали в сотрудничестве: «ученик-ученик», «учитель-ученик».
Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, доступной возрасту информации. Игры «Закончи предложение», «Оцени занятие», проведенные на этапе рефлексии, способствовали формированию внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формированию инициативности и самостоятельности; формированию социальной мотивации.
Вывод: Занятие было проведено на хорошем методическом уровне, с использование различных технологий, методов, приёмов и средств обучения, построено в соответствии с требованиями ФГОС и достигло запланированных целей и задач. Занятие прошло в среднем темпе, задания соответствовали уровню знаний младших школьников. Стиль общения - демократический, эмоциональный. Ребята ушли с урока с положительными эмоциями.