СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по финансовой грамотности с использованием кейсов по литературе и исторических источников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональное поведение потребителя.

Как распоряжались финансами в XIX- начале ХХ века?

Долги и финансовая расчеты Алексея  Вронского в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Просмотр содержимого документа
«Занятие по финансовой грамотности с использованием кейсов по литературе и исторических источников»

ЗАНЯТИЕ по ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

с использованием кейсов по литературе и исторических источников

        1. Рациональное поведение потребителя.

        2. Как распоряжались финансами в XIX- начале ХХ века?

        3. Долги и финансовая расчеты Алексея Вронского в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»


Алексей Вронский является одним из центральных персонажей романа "Анна Каренина" Толстого.


Рабочий лист ученика

Характеристика по роману как личности

Характеристика внешности

Характеристика как субъекта экономических отношений










Пример заполнения

Характеристика по роману как личности

Характеристика внешности

Характеристика как субъекта экономических отношений

Алексей Вронский - граф, молодой гвардейский офицер, флигель-адьютант. Он является представителем "золотой молодежи" Петербурга:

"Вронский был невысокий, плотно сложенный брюнет, с добродушно‑красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с иголочки нового мундира, все было просто и вместе изящно" 

Вронский - очень богатый молодой человек с большими связями. Он ведет роскошную и беззаботную жизнь в Петербурге:

"Страшно богат, красив, большие связи..."

"Очень богат, умен, знатен..." 

"...этот человек, огромно богатый..." 

"...один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской" .

..случаи необходимости лжи и обмана, которые были так противны его натуре..."

"Вронский действительно преждевременно начинал плешиветь. Он весело засмеялся, показывая свои сплошные зубы, и, надвинув фуражку на лысину, вышел и сел в коляску."

«Для того чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это посчитаться, или faire la lessive».Буквально «постирать белье» (фр.).

"...вместе с тем – очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый. Как я его узнал здесь, он и образован и очень умен; это человек, который далеко пойдет." 

"...отвечал Вронский с своею спокойною добродушною улыбкой."



Главные герои романа «Анна Каренина» представляют для нас особый интерес не только с точки зрения их жизненной философии, но и финансовой стратегии. В этом ряду особое место занимает Алексей Вронский. Он живет по законам высшего света, пользуясь всеми радостями жизни и удовольствиями, доступными состоятельному человеку. Однако, тратит деньги осмысленно и обладает довольно внятной финансовой позицией.

Вронский — один из немногих героев романа, кто регулярно контролирует, анализирует и планирует свои финансы.

Автор раскрывает нам причину такого щепетильного отношения Алексея к своим финансовым делам: в молодости Вронский запутался, был вынужден просить в долг, испытал унижение отказа. Как человек гордый, он решил никогда больше не допускать подобных ситуаций и был последователен в своем решении.

      1. Как не делать долги?

Подсчет, произведенный Вронским в девятнадцатой главе третьей части романа, приводит его к неутешительному выводу: имеющихся денег и ожидаемых поступлений явно не хватит, чтобы оплатить все предстоящие расходы. В наличии у него «остается тысяча восемьсот рублей, а получения до Нового года не предвидится». При этом одних только долгов накопилось на семнадцать тысяч рублей с лишним. Но даже если бы и можно было отсрочить их возврат, жить целых полгода (дело происходит в июле) на оставшиеся тысячу восемьсот рублей он тоже не сможет.

Зарплата триста рублей позволяла прожить целый месяц семье университетского профессора или чиновника. Привычные же расходы Вронского превышали эту сумму почти в пятнадцать раз. Так о каких же суммах доходов и расходов Вронского идет речь?

Рабочий лист ученика

Сведения из исторических источников (ознакомиться с вышеуказанной справочной информацией можно на электронных ресурсах: http://romanov-yuri.livejournal.com/53407.html , http://statehistory.ru/3506/)


Сведения о жаловании гражданских и военных служащих

Стоимость вещей в Царской России конца IXX - начала XX века

  • Зарплата Депутата Государственной Думы была 350 рублей в месяц.

  • Поручик получал жалование в размере 80 рублей плюс квартирные и караульные ещё 10 рублей, итого в сумме 90 рублей,

  • Штабс-капитан получал оклад от 93 до 123 рублей, капитан – от 135 до 145 рублей, Подполковник от 185 до 200 рублей в месяц,

  • Полковник Царской армии получал от Государя жалование в размере 320 рублей в месяц,

  • Генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей,

  • Генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц. 


Обмундирование и военная форма одежды, которую российские офицеры вынуждены были приобретать на свои деньги

  • Сапоги парадные офицерские – 20 рублей,

  • Мундир парадный офицерский – 70 рублей,

  • Фуражка обер-офицерская – 3 рубля,

  • Шапка уланская – 20 рублей,

  • Шапка гусарская штабная – 12 рублей,

  • Эполеты штаб-офицерские золочёные – 13 рублей,

  • Шпоры – 14 рублей,

  • Драгунские и казачьи сабли – 15 рублей,

  • Офицерский ранец – 4 рубля.


Одежда для гражданского населения обходилась гораздо дешевле:

  • Рубаха выходная – 3 рубля,

  • Костюм деловой для приказчиков – 8 рублей,

  • Сапоги яловые– 5 рублей,

  • Ботинки летние – 2 рубля,

  • Гармонь – 7 рублей 50 копеек,

  • Патефон – 40 рублей


Основное средство передвижения в те времена, естественно, была лошадь, которая стоила:

  • Лошадь для повозки – 100 рублей,

  • Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей,

  • Старая кляча на колбасу – 20 рублей,

  • Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было – от 150 рублей,

  • Хорошая дойная корова – от 60 рублей



Причины проблем с деньгами

Рабочий лист ученика (выписать из текста)…………………………….

«…Алексей уступил старшему брату весь доход с имений отца, выговорив себе только двадцать пять тысяч в год. …Мать, имевшая свое отдельное состояние, кроме выговоренных двадцати пяти тысяч, давала ежегодно Алексею еще тысяч двадцать, и Алексей проживал их все».

Вывод (посчитать общий доход)…………..…………………………… Таким образом, всего сорок пять тысяч в год, не считая офицерского жалованья (в чине ротмистра он мог получать примерно пятьсот рублей в месяц) со всеми дополнительными выплатами. Иными словами, в месяц Алексей обычно тратил не менее трех с половиной — четырех тысяч рублей.

Расчеты А.Вронского

Вронский начинает балансировать финансы. Первым шагом Алексей ранжирует свои долги по степени важности: «Перечтя список долгам, Вронский переписал его, подразделив на три разряда». Некоторые рассуждения героя о приоритетности тех или иных долгов могут удивить современного читателя, но, зная нравы богатых дворян второй половины XIX века и заглянув в личный свод правил самого Вронского, мы сможем лучше понять финансовую стратегию героя.

Определить приоритеты

Рабочий лист ученика

Приоритеты оплаты с точки зрения современного человека

Приоритет с точки зрения А.Вронского

1

1

2

2

3

3

К самым важным долгам, которые следует вернуть по первому требованию, Алексей относит полторы тысячи рублей за лошадь и две с половиной тысячи — «поручительство за молодого товарища Веневского, который при Вронском проиграл эти деньги шулеру».

Содержать дорогих скаковых лошадей мог не каждый. Лошади — одновременно увлечение и «витрина» Вронского, образ его достатка и благополучия. Потому и идет этот долг первым пунктом.

Что же касается второй суммы, то безусловная необходимость ее возврата определялась в первую очередь внутренним сводом правил Вронского.

Далее шли менее важные долги: восемь тысяч рублей — «это были долги преимущественно по скаковой конюшне, поставщику овса и сена, англичанину, шорнику и т. д.». Скачки, как отмечалось выше, — «витрина» Вронского и его увлечение. Неоплата долгов ставила под угрозу участие в скачках. В то же время для поставщиков овса и сена, шорника и даже англичанина Вронский, вероятно, был крупным и важным клиентом, ссориться с которым им самим было крайне невыгодно. Потому с возвратом таких долгов можно не торопиться. И все же Алексей проявляет дополнительную предосторожность, решая выплатить им хотя бы часть суммы: «по этим долгам надо было тоже раздать тысячи две, для того чтобы быть совершенно спокойным». Так он мог полностью оградить себя от неприятных сюрпризов.

И наконец, долги третьей группы — более пяти тысяч рублей (гостиницы, магазины, портной и т. д.). Вронский решает их пока не платить, считая такими, «о которых нечего думать».

По данным некоторых исторических исследований, многие богатые и знатные дворяне могли вообще не платить своим портным — те легко соглашались на это, используя имя своего клиента как дополнительную рекламу.

Возможно, такая практика могла распространяться и на другие предприятия сферы услуг: гостинцы, рестораны, магазины. Вероятно, Вронский не исключал, что вернет эти долги при возможности. В то же время он понимал, что бояться ему нечего — вряд ли эти кредиторы стали бы ссориться, а тем более судиться с уважаемым и влиятельным графом.

В результате жесточайшей реструктуризации Вронскому удалось сократить сумму, требующую немедленного возврата, до шести тысяч рублей. И все же имевшиеся в распоряжении тысяча восемьсот рублей их никак не покрывали. А ведь еще на что-то надо было жить целых шесть месяцев. И Алексей принялся исследовать источники доходов.

Источники доходов

Рабочий лист ученика




Понимая, что привычные источники дохода исчерпаны, а «уменьшить» долги нельзя, Вронский принимает три принципиально важных решения, позволяющих ему окончательно сбалансировать финансы.





Рабочий лист ученика (образец заполнения)

Они резко сократились, потому что мать, «поссорившись с ним за его связь и отъезд из Москвы, перестала присылать ему деньги». Напомним, что в год эта сумма составляла 25 000 руб.

Вторым вполне реальным источником дохода для Вронского могли стать деньги, которые получал с имения покойного отца родной брат Алексея. Из годового дохода от имения каждый из них мог рассчитывать на свою половину. Однако в момент распределения наследства Алексей уступил свою долю недавно женившемуся брату, оставив за собой лишь 25 000.


Понимая, что привычные источники дохода исчерпаны, а «уменьшить» долги нельзя, Вронский принимает три принципиально важных решения, позволяющих ему окончательно сбалансировать финансы.

1

Во-первых, он решает максимально урезать свои текущие расходы.

2

Во-вторых, он собирается взять деньги в долг у ростовщика.

3

И в-третьих, Вронский решился продать скаковых лошадей.

      1. Полезные уроки

Рабочий лист ученика

Вывод……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Анализ данного эпизода позволяет сделать два вывода.

Оценивать намерения Вронского оплатить те или иные долги следует исходя прежде всего из этики и правовых норм времени, в котором он жил. Вронский руководствуется скорее не личными нравственными соображениями, а теми этическими правилами, в рамках которых он живет.

Важно и другое: готовность открыто и трезво посмотреть на свое незавидное финансовое положение, быстро принять непростые решения позволяет Вронскому эффективно сбалансировать свои финансы. Вронский может не мучить себя ненужными сомнениями, не тратить в дальнейшем силы понапрасну.

А между тем многие, попадая в непростую ситуацию, не готовы посмотреть правде в глаза, откладывают решение со словами «будем надеяться на лучшее, и все само устроится». Вспомним, например, помещика Пищика из пьесы Чехова «Вишневый сад»: будучи полным банкротом, он продолжает занимать деньги, надеясь на чудо.

      1. Набор критериев успеха

Рабочий лист ученика

Личные качества помогают Алексею Вронскому после выхода в отставку играть «роль богатого землевладельца, из каких должно состоять ядро русской аристократии». Так он был успешным землевладельцем или «играл роль»? (заполни таблицу)

Обозначим ключевые факторы финансового успеха Вронского.

Примерный ответ:

Он умеет отстаивать свои интересы, торговаться: «Там, где дело шло до доходов, продажи лесов, хлеба, шерсти, отдачи земель, Вронский был крепок, как кремень, и умел выдерживать цену».

Еще одно преимущество — использование самых простых, нерискованных приемов ведения дел.

Вронскому присущи бережливость и расчетливость (в том числе в мелочах): «Несмотря на всю хитрость и ловкость немца, втягивавшего его в покупки и выставлявшего всякий расчет так, что нужно было сначала гораздо больше, но, сообразив, можно было сделать то же и дешевле и тотчас же получить выгоду, Вронский не поддавался ему».

Ему свойственна также трезвая оценка своих желаний и финансовых возможностей: «решался на большой расход только тогда, когда были лишние деньги».

Вронский способен вникать в предмет, разбираться в нем до мелочей: «делая этот расход, доходил до всех подробностей и настаивал на том, чтоб иметь самое лучшее за свои деньги».

Он умеет успешно внедрять новые методы, машины, технологии: «Он выслушивал управляющего, расспрашивал и соглашался с ним, только когда выписываемое или устраиваемое было самое новое, в России еще неизвестное, могущее возбудить удивление».

      1. Стратегия ограниченного действия

Хладнокровный ум, расчетливость, щепетильность, проявляемые Вронским в делах, почти всегда позволяют ему добиваться успехов. А четкий свод личных правил на все случаи жизни значительно упрощает принятие любых решений. Однако жизнь слишком сложна, чтобы можно было придумать универсальный кодекс поведения, отвечающий на все вопросы. Ведь в ней помимо денег, карьеры и деловых отношений есть люди, с их желаниями, чувствами и противоречиями. Сбалансировать их намного сложнее, чем финансы, — в чем и убеждает трагедия Анны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!