СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"»



Занятие на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Цель:

  • Сплочение классного коллектива.

  • Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.



Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию

Участники тренинга расположены по кругу.

Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу  отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?

2 упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог  дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире  и согласии.

3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»

Беседа

– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат.
В результате ваша средняя оценка – 4  Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе. 
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу? 
Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

4 упражнение «Понятия»

Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку

На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.

Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия

Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

5 упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга

– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие  выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.






Приложение

Анкета

1. Самочуствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.

3. Психологическая атмосфера в классе

Дружелюбие

  1  2  3  4  5  6  7  8

Враждебность

Согласие

1  2  3  4  5  6  7  8

Несогласие

Удовлетворенность

1  2  3  4  5  6  7  8

Неудовлетворенность

Увлеченность

1  2  3  4  5  6  7  8

Равнодушие

Продуктивность

1  2  3  4  5  6  7  8

Непродуктивность

Теплота

1  2  3  4  5  6  7  8

Холодность

Сотрудничество

1  2  3  4  5  6  7  8

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

1  2  3  4  5  6  7  8

Недоброжелательность

Занимательность

1  2  3  4  5  6  7  8

Скука

Безразличие

1  2  3  4  5  6  7  8

Сочуствие



"Ярмарка достоинств". 

В человеке должно быть все прекрасно: 
и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 
А.П.Чехов.


Цели: 
Формировать адекватную самооценку.
Способствовать формированию позитивного образа “Я”.

Развивать навыки общения. 

Задачи: 
-Развивать позитивное самовосприятие. 

-Содействовать сплочению группы. 

-Развивать коммуникативные навыки. 
-Развивать у учащихся навыки самоанализа. 

Оборудование: мультимедийный проектор, магниты, магнитная доска, фломастеры, ручки, лента с достоинствами, карусель, звёзды. 
Ход урока. 
Психолог: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно познакомиться с вами. Меня зовут Татьяна Михайловна. Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем, друг друга, и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой. Хочется начать со слов известного человека А.П.Чехова: (слайд) «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А название нашего занятия (слайд) "Родники моей души или ярмарка достоинств". Основная цель научиться правильно оценивать себя и свои достоинства, и конечно же общаться.

Ребята, мы знакомы очень мало, и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе? А для этого нам необходимо с вами поближе познакомиться. 
(дети образовывают круг) 
Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу. 
Упражнение “Рукопожатие или поклон”. 
Психолог: Я расскажу вам о жестах приветствия, принятых у разных народов. Предупреждает участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь соседу справа.

Варианты приветствия:

(слайд: появляются фото с различными приветствиями.) 
Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай); 

Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция); 

Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); 

Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония); 
Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);

Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); 

Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия); 

Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия); 

Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция). 

(В ходе выполнения этого упражнения поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, учащимся будет интересно по-разному здороваться с одноклассниками. В конце упражнения проводится обмен впечатлениями.) 
Психолог: 
Интересно было здороваться с одноклассниками необычным способом? 

Знали ли вы о таком виде приветствия раньше? 
Вы будете применять элементы приветствия друг с другом в дальнейшем? 

Психолог: Вот мы друг с другом поздоровались, а я узнала, как вас зовут, а теперь хотела бы узнать о каждом больше, и вы мне сейчас в этом поможете. Займите свои места за партами. 
(одевают бейджики) 

Упражнение “Имя и эпитет”. 
Психолог: Каждый из вас представляется остальным и подбирает по отношению к себе какое-нибудь качество. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя. Постарайтесь добавить больше позитива в своё представление и охарактеризовать себя по возможности с положительной стороны. Например: меня зовут Татьяна – «Таинственная Татьяна, Гениальный Геннадий, буйный Борис” и т.д. 
(Так происходит и дальше по кругу.) 
(Если возникнут трудности с прилагательными – на экране появляется слайд- подсказка для ребят) 
Психолог: Ребята, я вам предлагаю обменяться впечатлениями, ответив на вопросы: 
Какие эпитеты вас впечатлили?

Какое понравилось больше? 
К кому вы теперь испытываете интерес? 

О ком из одноклассников узнали то, чего не знали раньше? 

Психолог: А теперь напишите пожайлуста свои имена и эпитеты, которыми вы себя охарактеризовали на заготовленных перед вами звёздах. 
(самостоятельная работа на местах
Психолог: Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Кто же сегодня присутствует на нашем занятии, и какие они учащиеся вашего класса. 
(вызывается 2 человека для изображения планеты класса на доске. Ватман, в центре которого написано «МЫ», магниты) 
Психолог: А в это время займёмся проверкой домашнего задания. Приглашаю ребят для мини - доклада об именах (2 – 4 чел). 
Психолог: Подводится итог работы уч-ся. Придя в школу в 1 класс, вы были каждый маленькой и неумелой звёздочкой и начали создавать свою большую планету, ту на которой вам вместе было бы очень хорошо. Это ваш класс. Она сложена из различного строительного материала – ваших имен и ваших достоинств. С особыми свойствами - доброты, юмора, взаимопомощи, мудрости и увлечений. Каждый из вас положил свои особенности и навыки в создание этой планеты. И чтобы сохранить созданное вами в чистоте я предлагаю вам следовать следующим правилам живя на планете вашего класса. 
(слайд с правилами) 
Будь трудолюбивым! 

Будь вежливым! 

Люби животных и растения! 

Уважай взрослых! 

Не обижай людей! 

Будь честным!

Слушай старших! 

Будь бережливым! 

Будь любознательным и наблюдательным! 

Помогай маленьким и слабым! 

Будь смелым! 

Будь щедрым! 

Психолог: Мне бы хотелось на память о нашей встречи подарить чистое небо с правилами жизни на вашей «планете класса». 
(слайд: «Кто запомнит эти правила, тот будет умным, а кто запомнит, и будет выполнять, тот будет мудрым») 
Психолог: релаксация под музыку. 
(Дети закрывают глаза.)

"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."

(Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.) 
Психолог: Вы немножко отдохнули,

Тихо, глубоко вздохнули,

За природой наблюдали.

И немного помечтали

Вверх на солнце посмотрели

И вас лучики согрели.

2. Работа по теме. 
Психолог: А кто может напомнить тему нашего занятия. 
(слайд) (Сообщение уч-ся о достоинствах человека.) 
Под русскую народную мелодию входят два скомороха-зазывалы 
1 -й скоморох. 
Внимание! Внимание! Внимание! 
Открывается веселое гуляние! 
Торопись, честной народ, 
Вас всех ярмарка зовет! 
2-й скоморох. 
На ярмарку! На ярмарку! 
Спешите все сюда! 
Здесь новые достоинства 
Давно вас ждут, друзья! 
1-й скоморох. 
Что душа твоя желает - 
Всё на ярмарке найдешь! 
Всяк подарки выбирает, 
Без покупки не уйдешь! 
 2-й скоморох. 
Не сидите вы друзья, 
Заходите к нам сюда! 
Народ собирается - 
Наша ярмарка открывается! 
1-й скоморох: 
- Не ходите никуда, подходите все сюда! 
- Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! 
- Гляди не моргай, рот не разевай! 
- Ворон не считай, товар приобретай! 
- Вот товары хороши! Что угодно для души! 

Психолог: Ребята, к нам пожаловали гости. Давайте их не будем обижать, посмотрим, что у них на ярмарке интересного. Правила игры……… 
(Скоморохи держат веревочку с достоинствами, ножницы) 

Физминутка: «Весёлая карусель» 
1-й скоморох:

- карусель, карусель - это радость и смех

- карусель, карусель – это радость для всех

- приглашаем вас прокатиться на нашей карусели

(дети берутся за ленточки изготовленной карусели и начинают ходить по кругу) 
2-й скоморох:

- еле, еле, еле, еле, закрутились карусели

- а потом бегом, бегом, закрутилось кувырком

(Ребята останавливаются и занимают свои места)

Психолог: «Делу время, а потехе час». Давайте проводим скоморохов. И спасибо им за то, что они пригласили нас на ярмарку достоинств. 
Рефлексия: 
Что удалось купить? 

Какие качества хотелось бы приобрести? Почему? 

Остались некоторые достоинства, почему их никто не приобрел? 

Психолог: Вот мы с Вами и узнали – что же такое достоинство человека. Нам даже удалось приобрести некоторые из них, которые на ваш взгляд являются хорошими качествами человека. Ребята, не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее. 
Психолог: Ребята, в жизни много противоположностей. Так и у достоинств есть антидостоинства т.е. недостатки человека. Какие они бывают? (обсуждение) 
Игра-упражнение «Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои недостатки, неприятные истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (прощаясь с этим навсегда).

3. Итог урока. 
слайд: Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. (В.О.Ключевский). 
Психолог: Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорили о достоинствах и недостатках людей. Смогли приобрести нужные для вас лично качества и избавились от ненужных. И в заключении мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас оказал знак внимания своему однокласснику и пожелал ему что-то хорошее, чего хотел чтобы пожелали ему, выразил слова благодарности, в виде обыкновенной почтовой телеграммы. 

Упражнение «Телеграмма»(ребятам раздаются бланки с телеграммами, на которых они пишут свои пожелания любому из одноклассников, после чего опускают их в почтовый ящик)

4. Анализ урока.Обсуждение с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Психолог: Давайте оценим наше занятие: покажите на счёт “три” (фигура из пальцев), которое соответствует оценке нашего занятия (по мнению учащихся). 
Самоанализ занятия. 
Взаимоотношения учащихся - вопрос актуальный. Особенно актуальным он становится при переходе учащихся в среднее звено. Знание сильных и слабых сторон своего характера позволит избежать многих проблем у школьников как в общении между собой, так и со взрослыми

Форма занятия - групповая (психологическая игра). Такая форма проведения позволяет учащимся раскрыть свои способности общения, как в группе, так и индивидуально, формирует адекватную самооценку, учит умению высказываться и слушать мнение других.

Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по нравственному воспитанию.

Разминка позволила включиться в процесс занятия, почувствовать себя увереннее, свободнее. 
Игра "Ярмарка достоинств" помогает рефлексировать качества своего характера, формирует позитивный образ "Я", что является залогом успешного общения в дальнейшем.





Игры на командную работу и выявление лидеров “Веревочка”

Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.

«Выкинуть на пальцах»

Всей группе на "раз-два-три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.

«Прыжок»

Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.

«Синхронное действие»

Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.

«Ковер»

Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.

«Орехи»

Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант - то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!