«Умники и умницы»
Занятие в 4 классе
Тема: Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Загадки
Г.Луганск
2019 г.
ПРИВЕТСТВУЕМ ЗИМУ
Цель: создать хорошее настроение, вспомнить приятные моменты, связанные с зимой; развивать внимание, мышление, память, воображение, речь, пространственную ориентацию, расширять словарный запас.
Оборудование: модель снежинки, магнитофон, аудиокассета с записью инструментальной мелодии.
Учитель. К нам пришло
П исьмо одно,
Было странное
Оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо
Не на листке.
А на беленьком
Снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу,
На метелях
Прилечу,
Запляшу
И закружу.
Снегом землю
Наряжу,
И деревья,
И дома...
И подписано: ... (Зима).
Учитель. Ребята, вы любите зиму? (Отклик детей.)
Ну что ж, мы рады зиме и готовы к встрече с ней. А что для вас значит зима? давайте поиграем в игру «Ассоциации».
Описание игры. Дети выходят к доске и становятся в круг либо в два ряда лицом друг к другу. Учитель вручает одному из игроков модель снежинки и просит одним - двумя словами сказать, какие ассоциации у него возникают при слове «зима». Игрок отвечает и передает снежинку следующему и т.д. Например: «Зима - это снег», «Зима - это Новый год», «Зима - это Дед Мороз», «Зима - это хоккей». (Дети играют.)
Учитель. Чтобы лучше представить себе все то, что приходит к нам со словом «зима», окунуться в зимнюю атмосферу, давайте вспомним загадки на данную тему. (Дети вспоминают загадки, задают их присутствующим.
(Учитель добавляет.)
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!)
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают.
Но даже - не тают!
(Первый снег. Авт. - Б. Заходер. )
Вцепившись и в крыши, и в трубы.
Зима показала нам зубы.
Но солнце с утра постаралось –
Следов от зубов не осталось.
(Сосульки. Авт. - Н. Стожкова.)
Красавица какая –
Стоит, светло
Сверкая.
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка. Авт. - Е. Благинина.)
С мерцанием звездочек этих сравнится
Лишь белый узор, что плетут кружевницы.
(Снежинки. Авт. — Н. Стожкова.)
Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор.)
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу.
(Иней. Авт. — А. Блинов.)
Стали дни короче.
Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик –
Лужи застеклил.
(Мороз. Авт. — о.,Цанько.)
Они летят быстрее ветра.
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет окончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб.
(Санки. Авт — Н. Стожкова.)
Учитель. Зима — это необычайная красота вокруг, белая сказка, спустившаяся на землю вместе со снегом. Давайте вспомним замечательные картины зимы, виденные нами в природе ранее. Нам помогут в этом образные предложения на данную тему. Попробуйте составить их сами, соединив начало с концом. (запись на доске.)
Снег переливается на солнце затейливые узоры
На стеклах появились разноцветными
огнями.
Дедушка-мороз иней рассыпает синеет небо.
Зима-портниха одарила деревья мороз и солнце
Любимые краски у зимы - зима порвала нечаянно
нитку жемчуга.
Сквозь обнаженные ветви деревьев белая и голубая.
Спит природа непробудным сном.
Зимой колдуют два волшебника: нарядами из
серебристого бархата.
Неожиданно посыпался снег, словно по ветвям
берез.
Зима - это, конечно же, каникулы!
Каникулы зимние - это,
Конечно, не жаркое лето,
Но все ж это время такое,
Когда у детей нет покоя.
Когда к ним спешит Новый год,
На утренник Елка зовет.
Ждут их подарки и поздравления,
Гости, сюрпризы и развлеченья.
Чудесный праздник - Новый год! Под Новый год загораются разноцветные огоньки елок, приходят к детям с подарками Дел Мороз и Снегyрочка.
А сейчас послушайте очень внимательно стихотворение-загадку В. Данько «Что это будет?» и постарайтесь запомнить все, что перечисляется в этом произведении.
Учитель читает медленно, выделяя голосом существительные:
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Песни и пляски. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?.. (Елка)
Дети записывают слова в тетрадь. Проверка.
Учитель. Наш обычай зажигать на Новый год огни пришел из далеких времен. И родился он не у нас, в России, а у древних обитателей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали возле нее костры и пели, плясали, веселились. Не у всех народов новый год начинался с 1января (у кого-то осенью, у кого-то весной...). В России только после указа Петра Первого с 1700 новый год стал начинаться с
1 января.
Какие зимние символы вы можете назвать? (Снежинка, Дед Мороз, Снегурочка, елка, снеговик, сосулька, сугроб...). Давайте изобразим один из символов по клеточкам в тетрадях.
Что за нелепый человек
Пробрался к нам в 20-й век?
Морковка - нос, в руке - метла,
Боится солнца н тепла?
(Снеговик. Авт - Н. Стожкова.)
Поставьте точку в нижнем правом уголке клетки.
Проведите линию на: 3 клетки влево, 1 клетку вверх наискосок справа налево, 2 клетки вверх, 1 клетку вверх наискосок слева направо, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх наискосок справа налево, 1 клетку вверх, 1 клетку вверх наискосок слева направо, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх наискосок справа налево, 1 клетку вверх, 1 клетку вверх наискосок слева направо. 1 клетку вправо.
Учитель. Нарисуйте справа вторую половину снеговика, симметричную данной. Дорисуйте цветными карандашами все необходимые детали. (Самостоятельная работа. Проверка. Обмен впечатлениями.)
А теперь «войдите» в картинку, т.е. представьте себя снеговиком, изображенным у вас в тетради. Расскажите историю своего происхождения, познакомьте с особенностями своего характера, своими мыслями, мечтами. (Учитель включает спокойную мелодию на 2-3 минуты. Дети входят в образе. Затем слушаются рассказы учащихся от лица снеговика.)
Учитель. В заключение обратимся к зиме с приветствием и пожеланиями. Помните, как в стихотворении И. Никитина:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям...
Учащиеся обращаются к зиме.
Учитель. Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».