Внеурочное занятие хоровым пением в первом классе
Занятия хоровым пением как дополнительный час музыки был введен в 2008 году в части внеурочной деятельности школьников в рамках апробации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Для реализации данных занятий была разработана программа в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа в целом направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности. Она обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Актуальность эстетического развития детей посредством хорового пения имеет ряд очевидных преимуществ среди других видов деятельности по следующим причинам:
хоровое пение общедоступно (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что является достаточным условием певческого воспитания);
хоровое пение адекватно возрастным особенностям младших школьников в части активных форм освоения искусства;
хоровое искусство доступно для восприятия в силу синтеза слова и музыки;
ребёнок легче раскрывается в коллективной деятельности;
участие в общем деле формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия;
в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества, музыкальная деятельность переключает внимание ребёнка на полезное дело, значимое и для него, и для остальных участников коллектива;
согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ребёнка, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.
хоровое пение позволяет развивать музыкальность, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, память;
в процессе пения осуществляется умственное и эмоциональное развитие ребенка;
хоровое пение способствует воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке и формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству.
Каждое занятие включает в себя:
организационный момент: элементы дыхательной гимнастики, музыкальное приветствие;
подготовительные упражнения для распевания (короткие попевки, ритмослоги, звукоряд и т.п.);
разучивание и исполнение песен, игру на шумовых инструментах, движение под музыку, театрализацию песен.
Репертуар подобран с учетом возрастных особенностей и голосовых возможностей учащихся младшего школьного возраста и поделен на разделы по принципу формирования тех или иных навыков. На одном занятии допустимо формирование разных приемов исполнения музыки. Занятия хоровым пением позволяют выявить музыкально одаренных детей и привлечь их к участию в хоре младших классов лицея.
Далее представлено одно из занятий курса.
Ход занятия
Организационный момент: музыкальное приветствие (с голоса учителя) – тональная настройка. Учитель исполняет приветственные слова-обращения ко всему классу, к отдельным группам учащихся (девочки, мальчики, по рядам, если занятие проходит в учебном кабинете). Приветствие проводится в удобном для детей диапазоне (тональности С-dur, D-dur) короткими фразами.
Постановка цели занятия: одно из необходимых условий успешного занятия – понимание учащимися того, зачем они приходят на хоровое пение, что это им дает. Важный элемент урока – наличие зрителей. Это могут быть родители учащихся, классный руководитель, одноклассники и т.п.
- зачем вы ходите на занятие пением? (научиться петь)
- занятие необычное, много людей в зале – кто они? (зрители, слушатели). Если в зале много зрителей, слушателей, то мы кто? (исполнители). А что делают исполнители для слушателей? (исполняют песню, выступают). Значит, мы сегодня …? (исполнители, выступающие перед зрителями с концертом).
3. Поиск путей достижения цели:
- можем ли мы сразу, едва войдя в зал, достойно исполнить песню? (нет)
- что необходимо сделать перед выступлением? (подготовиться к пению)
- как мы можем подготовиться? (сделать упражнения на дыхание, распеться, повторить текст и мелодию песни, определить ее настроение, только потом исполнить)
4. Подготовка к исполнению: дыхательная гимнастика (контроль правильного дыхания учащимися, выполнение упражнений по руке дирижера), распевка (исполнение музыкальной скороговорки в разных вариантах – песни, марша, польки, колыбельной), повторение текста и мелодии, предварительное исполнение песни, оценка исполнения, поиск недочетов и способов их устранения.
5. Концертное исполнение песни: пение под фонограмму минус или фортепианное сопровождение.