Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла», р.п. Чунский
Технологическая карта занятия
Тема «Игрушка – сувенир «Дракоша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская художника»
Предмет художественная обработка материала
Разработчик: Споялэ Оксана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
2023 год
Технологическая карта занятия
Педагог ДО: Споялэ Оксана Сергеевна.
Предмет: художественная обработка материала (ХОМ)
Возраст обучающихся: 12-13 лет, четвертый год обучения ДОП «Мастерская художника»
Тема: Игрушка-сувенир «Дракоша».
Цель:
- обеспечить закрепление нового материала;
- применить разнообразный художественный материал (шерсть, ткань, фетр, бумага) в практической работе;
- создать условия для развития творческого воображения, восприятия и интереса к предмету ХОМ; развивать стремление к передаче эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру.
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений
Планируемый результат: оформить игрушку-сувенир «Дракоша».
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: понимать и принимать значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе с разнообразными материалами и предмету ХОМ.
Познавательные: анализировать, обобщать имеющуюся информацию в контексте изучаемого предмета и повседневной жизни; применять знания в практической деятельности; уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.
Регулятивные: сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, оценивать совместно с педагогом или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: участвовать в работе класса, уметь поддерживать позитивный учебный диалог, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами.
Основные понятия: шерсть, фильцевание, метод «вытягивания» шерсти, коллаж.
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, коллективная.
Применяемые методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование:
для педагога: мультимедийный проектор, образец работы, презентация к занятию;
для обучающихся: объемная форма, выполненная из шерсти, фетр, цветная бумага, дерматин, бархатная бумага, вязанные изделия (шапки, шарфы), шаблоны, простой карандаш, ножницы, клей, фурнитура, шерсть.
Учебно – методический комплекс:
https://tkaner.com/tkan/sherst/valyanie-iz-shersti-igrushki-dlya-nachinayushhih/-Валяние из шерсти: игрушки для начинающих;
https://dzen.ru/a/YalMmYBfrmlW_KeD - 12 важных правил валяния игрушек
Ход занятия
№ | Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный Мотивация к учебной деятельности | Приветствие, проверка готовности к занятию. Благоприятный эмоциональный настрой. - Здравствуйте. Я очень рада вас видеть на занятии. - Улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение. - Скажите, что мы делали на прошлом занятии? (ответы детей) - Я знаю, вы почти настоящие мастера. Предлагаю вам закрыть глаза, пофантазировать и представить красивую зимнюю поляну, заснеженные горы и обитателей этого прекрасного места – Драконов… А какие они разнообразные! Выберете себе одного, который понравился больше всего. Подойдите поближе и хорошо рассмотрите его… (Слайд 2) - Ребята, а теперь открываем глаза. У каждого из вас возник свой образ сказочного дракона (ласково назовем его Дракоша). - Сегодня мы будем оформлять нашего дракошу. - Предлагаю провести мозговой штурм. | Приветствуют педагога. Настраиваются на занятие. Фантазируют, представляют, тренируют творческое воображение и восприятие | Р: организуют рабочее место, оценивают готовность к занятию Л: выработка учебной мотивации |
2 | Актуализация знаний | Коллективная работа – разгадывание кроссворда. Опрос обучающихся по прошлой теме. Предвижу возможные точки зрения, ход их рассуждений. Поощряю познавательную активность. По итогам беседы конкретизирую материал. (Слайд 3) - Перед вами кроссворд по изученной теме. 1. Как называется поролоновая поверхность для валяния? (губка); 2.Что является основой для создания игрушки из шерсти? (синтепон); 3.Процесс изготовления шерстяных изделий? (валяние); 4.Как называется инструмент, с помощью которого выполняют изделия способом сухого валяния? (игла); 5.Как по-другому называется валяние шерсти? (фильцевание); 6. Как называется шерстяная нить? (пряжа). 1 | г | у | б | к | а | | | 2 5 | | с | и | н | т | е | п | о | н | | 3 | в | а | л | я | н | и | е | 4 | и | г | л | а | | ф | и | л | ь | ц | е | в | а | н | и | е | | | | | | 6 | п | р | я | ж | а | | | | - Молодцы! Все справились с вопросами. А что за слово получилось по вертикали? (ответ детей) - Правильно, это коллаж. А что это такое? (ответ детей) | Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлых занятиях. Вспоминают все понятия по «сухому» валянию. Разгадывают кроссворд, рассуждают (повторение правил работы в коллективе) | Л: понимают значение творчества, имеют положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности П: обобщают знания |
3 | Обобщение и систематизация знаний | Объяснение нового материала. (Слайд 4) - Коллаж - прием в искусстве, который соединяет в одной композиции несколько разных материалов и позволяет создавать настоящие произведения искусства, ставшие стильным украшением дома. Изначально коллаж заключался в наклеивании на холст или бумагу элементов, составление объемных композиций, различных по стилю и цветовому оформлению. Сегодня создание коллажа - это целое направление, которое не ограничивается одной декоративной техникой. - А какие материалы можно использовать в коллаже? (ответ детей) - Вот и пришло время оживить Дракошу, выполненного из шерсти. Так как искусство окрыляет, а значит, может дать нам волю фантазии | Вступают в диалог с педагогом. Демонстрируют познавательную активность | К:поддерживают позитивный учебный диалог |
4 | Постановка темы и цели урока | Предлагаю самостоятельно сформулировать тему занятия. - Давайте попробуем сформулировать тему занятия. (Слайд 5) Тема занятия – Игрушка-сувенир «Дракоша». - Какую цель поставим перед собой? (ответ детей) Подвожу к самостоятельному озвучиванию цели урока. - Наша цель – оформить игрушку-сувенир из шерсти в технике коллаж. (Слайд 6) | Вступают в учебный диалог, формулируют тему и цель занятия | П: формулируют тему и цель занятия |
5 | Применение знаний в новой ситуации | - Предлагаю поработать в парах и выполнить упражнение. Вспомним правила работы в паре. - Вам нужно собрать на бумаге образ будущего дракона, используя подходящие детали из конверта. На работу отводится 3 минуты. (Приложение 1) (Слайд 7) - С работой справились. Представьте своего героя (настроение, характер и т.д.) | Выполняют практическое упражнение | К: определяют правила поведения работы в парах |
6 | Физминутка | - Прежде чем приступить к практической работе, предлагаю отдохнуть Наш Дракоша встрепенулся (движение плечами) Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны) Руки в сторону развел, Ничего он не нашёл (покачали головой) Чтоб банан он смог достать Надо руки всем поднять. (Слайд 8) | Выполняют разминку | Р: соотносят свои движения с тем, что услышали |
7 | Первичное закрепление | - Давайте вспомним тему нашего занятия. - Какую цель поставили? - Предлагаю приступить к практической работе. Перед вами на столах необходимый материал и шаблоны, которые вы будете использовать при оформлении. Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности в работе. На слайд вывожу упрощенный и усложненный варианты работы. Слежу за осанкой обучающихся и правильной организацией рабочего места. Индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими сложность. Контролирую время. - Упрощенный вариант – работа по шаблону; усложненный – придумать форму деталей самостоятельно.(Приложение 2) - Прежде чем начнем работать, давайте еще раз проговорим ТБ при работе с материалами. На работу отводится 20 минут. (Слайд 9) | Вспоминают тему, цель занятия. Вспоминают правила ТБ при работе с материалами и инструментами. Проявляют интерес к творческой работе. Выбирают степень сложности практической работы | Л: вносят необходимые дополнения и коррективы в план Р: осуществляют контроль своих действий |
8 | Контроль усвоения, обсуждение и коррекция допущенных ошибок | По завершению работы совместно с детьми подвожу итог занятия и организую мини-выставку выполненных работ на импровизированной горе. (Приложение 3) (Слайд 10) - Сейчас проведем мини- выставку ваших Дракошек. - Вспомним, какую цель мы ставили? Как считаете, достигли ее? - Кто воспользовались в работе усложненным вариантом? - Кому было трудно в практической работе? - В качестве чего можно использовать данного героя? Побуждаю обучающихся оценивать и корректировать работу друг друга. - Чья работа понравилась больше всего? | Осмысливают выполненную работу. Высказывают свое мнение | Р: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью К: обмениваются мнением |
9 | Рефлексия | В качестве критериев оценивания занятия, используется напольная ваза «Времена года». - Предлагаю оценить наше занятие. Посадить на веточку дракошу соответствующего цвета. - Если все получилось, настроение отличное, то возьмите дракошу розового цвета; - Если были затруднения в практической работе, воспользуйтесь дракошей зеленого цвета; - Если вы не справились с заданием, были трудности - выберите дракошу синего цвета. Фиксирую завершение урока. Благодарю за работу. Предлагаю убрать рабочее место. (Приложение 4)(Слайд 11) | Осуществляют самооценку | Р: осознают конечный результат К: адекватно воспринимают оценку своей работы |
Р. – регулятивные
К. - коммуникативные
Л. – личностные
П. – познавательные
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание
Примерный результат
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упрощенный вариант (по шаблонам) Усложненный вариант (без шаблонов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.