Занятия физкультурой для детей с ОВЗ.
Физическое воспитание - это процесс обучения движениям и развитие двигательных способностей учащихся. Совершенствование физического воспитания в системе специального образования имеет в основе следующие целевые установки:
- внедрение физической культуры в образ жизни учащихся;
- развитие умственных способностей детей средствами физического воспитания;
- систематическая паспортизация здоровья и развития учеников;
- максимальное подключение педагогической и родительской общественности к вопросам поддержания здоровья и - физического воспитания детей с нарушениями в развитии
Одна из главных форм коррекционной направленности на уроках физического воспитания является игра. Согласно Л.С Выготскому (1966), игра - источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». В целях эффективного включения игры в физическое воспитание младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они способствует воспитанию активной творческой личности.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Игра является важнейшим фактором для развития общего физического состояния, для развития моторики, а так - же интеллектуальных способностей. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Д.Б. Эльконин считает, что детская игра в своих основных формах игра-упражнение, ролевая игра является историческим образованием. В условиях первобытного общества с его относительно примитивными средствами и формами труда даже маленькие дети моги принимать участие в несложных видах бытового труда, но делали они это играючи. Взрослые начали делать маленькие копии орудий труда. Овладевать которыми предстояло детям, и всячески содействовали играм-упражнениям и играм-соревнованиям. Игрa была спутником человекa с незaпaмятных времен. Игры рaзных нaродов демонстрируют сходство и огромное многообрaзие. Е.А. Покровский утверждaл, что игры во все временa у всех нaродов были непременно. Многие из них были весьма оригинальными и отрaжaли обрaз жизни нaродa.
Потребность ребенка играть так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, спать, дышать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, в весе, в физическом и интеллектуальном развитии. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и: следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом — они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего, как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».
Только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой возрастной категории, содержание игр и методику их проведения. Поэтому учителю, на уроках физической культуры, в младших классах, в первую очередь необходимо научится использовать резервы, заложенные в самой игре на том уровне развития и в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей. Вместе с тем корректное вмешательство учителя в детскую игру в целях оптимизации физического развития младших школьников не только допустимо, но и весьма желательно.
Я. А. Коменский в письме городской управе Амстердама (1657) называет семь основных условий подвижной игры:
- движение;
- физическая раскованность и свобода;
- общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»;
- состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и с- наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»;
- легкость, которую приобретает каждый ее участник;- ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает.
Признавая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий», к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия». П.Ф. Лесгафт настойчиво рекомендовал использовать игры для того, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать «расходящиеся чувствования», подчинять действия сознанию. Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик, и учитель одинаковы были бодры, убеждал учителей И.А. Сикорский.