Занятие «Правонарушение, преступление и подросток». 8 – 9 класс.
Цель: профилактика совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей, воспитание гражданской ответственности и правового самосознания.
Обучающая: способствовать знанию законодательных документов в области права и применение альтернативных методов профилактики асоциального поведения.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию активизации познавательных процессов подростка, развитие речи через диалоговое общение, развитие способностей детей к принятию самостоятельного решения возникающих проблем.
Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает совершаемые им противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 150 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживая среди людей совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы и современные ледовые дворцы.
Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок, деяние (убийство, изнасилование, оскорбления, хищения, хулиганство и др.). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование и убийство уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным правонарушениям относятся: нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, нарушения правил пожарной безопасности, нарушения общественного порядка (не являющиеся преступлениями). За административные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, обязательные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых, должностных и функциональных обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, нарушение правил рабочего или учебного распорядка, нарушение внутреннего распорядка учреждения, предприятия или организации. К примеру: опоздание на работу или учёбу, прогул без уважительной причины и др.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда и компенсация ущерба.
Гражданско-правовая ответственность может быть применена в виде дополнения к уголовной, административной и дисциплинарной.
Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить. Определите виды юридической ответственности за нарушения.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
№1. Данил и Михаил на перемене решили поиграть в мяч. Во время игры они разбили окно в спортзале. К какой ответственности они могут быть привлечены? (Г.) и (Д).
№2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Родители-А).
№3. Иван попросил у знакомого телефон, чтобы позвонить. Во время беседы, они поссорились, и в отместку Антон не вернул телефон своему знакомому. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (У - с 14 лет)
№4. Андрей и Сергей ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. (А)
№5 14-летний Дмитрий систематически мешал учителям проводить уроки: во время уроков шумел, нецензурно выражался, ходил по классу, толкал других учащихся, игнорировал замечания учителя. - Какая это ответственность? (А).
- Какое наказание он может понести? (может быть помещён на срок до 30 суток в воспитательные учреждения закрытого типа. При систематическом нарушении законов он может быть помещён в воспитательные колонии).
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско-правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Д,Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У,Г)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У,Г)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
А теперь рассмотрим следующую ситуацию:
«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня сотовый телефон. Что мне делать?»
Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от ваших правильных действий.
1.Скорее позвони по телефону «020», 112, 2-02.
2.Внятно объясни, что произошло.
3.Сообщи приметы похитителей, направление, в котором они скрылись.
4.Поставь в известность родителей.
А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
1.за совершение вами преступления;
2. За административные правонарушения, совершённые или совершаемые в общественном месте;
- нарушение правил дорожного движения;
- распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде;
- мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.);
- злостное неповиновение и др.
Каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора. Выбор должен быть в пользу хорошего. Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.Прежде, чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.
Ребята, мне очень хочется верить, что вы всегда будете соблюдать закон, будете законопослушными гражданами. Удачи вам!