СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для старшеклассников "подросток и закон"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие для старшеклассников "подросток и закон"»

Занятие «Правонарушение, преступление и подросток». 8 – 9 класс.


Цель: профилактика совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задачи:

Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей, воспитание гражданской ответственности и правового самосознания.

Обучающая: способствовать знанию законодательных документов в области права и применение альтернативных методов профилактики асоциального поведения.

Коррекционно-развивающая: способствовать развитию активизации познавательных процессов подростка, развитие речи через диалоговое общение, развитие способностей детей к принятию самостоятельного решения возникающих проблем.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает совершаемые им противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 150 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы.   Каждый из нас проживая среди людей совершает различные  поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас  у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы и современные ледовые дворцы.

Но случается так, что подросток  не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому себе.


Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок, деяние (убийство, изнасилование, оскорбления, хищения, хулиганство и др.). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование и убийство уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным правонарушениям относятся: нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, нарушения правил пожарной безопасности, нарушения общественного порядка (не являющиеся преступлениями). За административные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, обязательные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых, должностных и функциональных обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, нарушение правил рабочего или учебного распорядка, нарушение внутреннего распорядка учреждения, предприятия или организации. К примеру: опоздание на работу или учёбу, прогул без уважительной причины и др.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда и компенсация ущерба.

Гражданско-правовая ответственность может быть применена в виде дополнения к уголовной, административной и дисциплинарной.

Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить. Определите виды юридической ответственности за нарушения.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Данил и Михаил на перемене решили поиграть в мяч. Во время игры они разбили окно в спортзале. К какой ответственности они могут быть привлечены? (Г.) и (Д).

№2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Родители-А).

№3. Иван попросил у знакомого телефон, чтобы позвонить. Во время беседы, они поссорились, и в отместку Антон не вернул телефон своему знакомому. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (У - с 14 лет)

№4. Андрей и Сергей ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. (А)

№5 14-летний Дмитрий систематически мешал учителям проводить уроки: во время уроков шумел, нецензурно выражался, ходил по классу, толкал других учащихся, игнорировал замечания учителя. - Какая это ответственность? (А).

- Какое наказание он может понести? (может быть помещён на срок до 30 суток в воспитательные учреждения закрытого типа. При систематическом нарушении законов он может быть помещён в воспитательные колонии).

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско-правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Д,Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У,Г)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У,Г)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня сотовый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от ваших правильных действий.

1.Скорее позвони по телефону «020», 112, 2-02.

2.Внятно объясни, что произошло.

3.Сообщи приметы похитителей, направление, в котором они скрылись.

4.Поставь в известность родителей.

А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

1.за совершение вами преступления;

2. За административные правонарушения, совершённые или совершаемые в общественном месте;

- нарушение правил дорожного движения;

- распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде;

- мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.);

- злостное неповиновение и др.

Каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора. Выбор должен быть в пользу хорошего. Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.Прежде, чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

Ребята, мне очень хочется верить, что вы всегда будете соблюдать закон, будете законопослушными гражданами. Удачи вам!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!