СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для педагогов с элементами психологического тренинга "Роскошь педагогического общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие для педагогов с элементами психологического тренинга "Роскошь педагогического общения"»

Мастер – класс для молодых специалистов

в рамках открытия декады молодых специалистов

на тему:

«Ценность педагогического общения»


Автор разработки: педагог – психолог МБОУ «Гимназия №6» Корнева И.А.

Форма проведения: Мастер – класс (занятие с элементами психологического тренинга). Участников желательно распределить на 2 – 3 группы.

Цели:

  1. С помощью психологических приёмов и средств донести до педагогов идею о необходимости здорового педагогического общения для полноценного развития личности ребёнка;

  2. Определить педагогическое общение как ценность в построении здоровой коммуникации с учащимися.


Ход мероприятия:

  1. Приветствие:

Добрый день, уважаемые педагоги, гости, коллеги!

Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и детей. К этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.


  1. Упражнение – активатор:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает.

Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».

(Марсель Ашар)

Я предлагаю создать хорошее настроение и настроиться на работу.

Для создания хорошей рабочей атмосферы участникам группы предлагается составить пожелания для присутствующих на букву своего имени. Например, Светлана – желаю всем солнечного настроения! Ирина – желаю всем интересной работы! Татьяна – желаю творческого подъема! И т.д.


  1. Вступительное слово ведущего:

Работа педагога требует от нас грамотного умения общаться с детьми, родителями, коллегами. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку, знать принципы и методы и особенности общения.

В процессе нашего занятия я предлагаю вам наполнить шкатулку «Ценность педагогического общения» секретами, советами, добрыми словами и пожеланиями. Всем тем, что раскрывает понятие ценность – ценность педагогического общения. А подсказками будут задания, которые я для вас приготовила.


  1. Упражнение в группах:

На ваших столах находятся карточки с напечатанными словами и словосочетаниями. Обратите, пожалуйста, на них своё внимание. Как вы думаете, что это? Что означают эти слова и словосочетания?

Ответы педагогов….

Совершенно верно, это личностные качества, характеристики и ценности. Я прошу вас составить из них портрет совершенного учителя.

Попробуйте сгруппировать выбранные качества.

Варианты ответов педагогов…

Например, характер, профессиональные качества, коммуникативные навыки…

Первую группу прошу обратить внимание профессиональные качества педагога, вторую на коммуникативные навыки и способности.

Свой ответ необходимо представить и зафиксировать на доске.

Уважаемые коллеги, кто хочет дополнить ответы групп?


  1. Теоретический аспект.

XXI век – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Общение – это одна из основных форм человеческой жизни, процесс взаимодействия между людьми, входе которого возникают, проявляются межличностные отношения.

Деловое общение – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, деятельностью, предполагающей решение конкретной проблемы.

Как важно находить общий язык! Как важно понимать друг друга. Ведь основные беды человечества проистекают именно от недостатка взаимопонимания.

Общение людей друг с другом – весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Поэтому, требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан, как умеет выстраивать межличностные отношения, какие ценности вкладывает в общение с другими людьми.


«Список качеств, значимых для межличностного и делового общения»

(список качеств представлен на слайде и на рабочих столах, также на рабочих столах представлены подсказки)

Эмпатия- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании их по­ступков.

Доброжелательность- способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация дру­гим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность - отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных пере­живаниях, мнениях, действиях; готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность - склонность к деятельной позиции в отно­шении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реаги­ровать на то, что делают другие; способность устанавливать кон­такты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность- умение говорить и действовать напря­мую, без всяких «экивоков» и честная демонстрация своего отно­шения к ним.

Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и убежденность в том, что открытость способствует установле­нию здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны ин­тересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.

Принятие чувств отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других лю­дей; умение не только испытать какие-то чувства в общении с людьми, но и выражать их; готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства.

Конфронтация - умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересо­ванности. В случае несходства мнений - готовность пойти на кон­фронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с на­деждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление для этого воспользоваться помо­щью со стороны окружающих, готовность принимать от них лю­бую информацию о том, как они воспринимают его, но при этом умение быть автором самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важно­му для более глубокого самопознания.


  1. Упражнение: «Дискуссия о качествах, важных для общения»

Участникам мастер-класса нужно проранжировать качества, важные для общения, в зависимости от их значимости для членов группы.

Группа совместно решает, какое из качеств является са­мым значимым в общении. Потом выбирает второе по значимости качество, третье, четвертое, вплоть до качества, которое кажется всем наименее важным. Если относительно какого-то качества ме­жду членами группы будут разногласия,

нужно разрешать их путем голосования или принятием компромиссных решений. Спорные проблемы следует обсуждать до достижения согласия.


Анализ взаимодействия участников в дискуссии:

(Участники делятся впечатлениями о том, что происходило в группе между ним и другими членами группы во время ранжиро­вания качеств):

Какое отношение к партнерам продемонстрировал каждый участник?

Как себя чувствовали в данной ситуации?

Как проявлялось внимание к речи партнеров?

Каков эффект взаимодей­ствия партнеров: пришли к согласию, компромиссу, к конфронта­ции.

Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, происходящие в ходе дискуссии, отражались поступки, мысли и чувства участников, а не содержались соображения, про­должающие общую дискуссию о качествах.


Анализ умения слушать.

Участникам предлагается проанализировать свое умение слу­шать.

Спросите себя, какое из описанных действий было более харак­терно для вас в этой дискуссии во время ранжирования качеств:

  • Я скорее не слушал собеседника, а просто ждал своей очереди высказаться.

  • Легко отвлекался.

  • Делал вид, что слушал.

  • Слушал просто из вежливости.

  • Реагировал на слова с эмоциональной окраской.

  • Часто я перебивал собеседника.

  • Не слушал, если слушать было неинтересно.

  • Отвлекался, когда собеседник говорил медленно.

  • Часто делал поспешные выводы.

  • В основном, не слушал, а обдумывал ответ.

Чем больше действий, нарушающих слушание, вы обнаружите в своем поведении, тем меньше, по существу, вы слушали.


  1. Теоретический аспект:

Культурный человек, каким мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.

Понятие «педагогическое общение» тесно связано с понятием «педагогическая этика», которая, в свою очередь, рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. 

Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Все эти категории объединяет понятие педагогический такт.

«Такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. 

Говоря словами Г. Гуцкова, «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца».

Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

Постоянное общение педагога требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.


  1. Диалог:

Уважаемые педагоги, а что вы вкладываете в понятие педагогический такт?

Варианты ответов педагогов…


  1. Упражнение – активатор: «Комплимент»

Задание: сделать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Краткий анализ.

10. Упражнение: «Как слово наше отзовётся?»

- Какое главное орудие педагога? Слово.

Давайте задумаемся о том, какое влияние оказывают на ребёнка слова, произносимые взрослыми.

Разложите, пожалуйста, позитивные и негативные фразы в соответствии с их влиянием на ребёнка и последующим эмоциональным состоянием.

Педагогам предлагается нейтрализовать фразы с агрессивным содержанием. При выполнении задания важно следить за интонацией.


неправильно

правильно

Ты ни разу в жизни ничего не сделала полезного на уроке!

Мне не хватает работоспособности с твоей стороны на уроке.

Вы меня обидели!

Я предпочла обидеться.

Ты очень упрямый!

Увы, я не смогла убедить тебя.

Прекрати меня злить!

Я начинаю злиться.

Ты должна мне сдать работу!

Мне хотелось бы, чтоб ты сдала мне свою работу.


При педагогическом взаимодействии несложно выработать правильную стратегию и сгладить возможные острые углы в общении с учащимися, тем самым демонстрируя им своим личным примером навыки конструктивного и доброжелательного общения. Поэтому для личностного развития обучающихся крайне важна роль педагога, особенности его коммуникативных навыков.


  1. Упражнение: «Выразительная речь»


Думаю, вы согласитесь со мной, что педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово, интонацию и мимику.


Задания для педагогов:

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

1)          громко,

2)          возмущенно,

3)          радостно,

4)          таинственно.

 

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

1)          тихо,

2)          громко, ласково,

3)          удивленно,

4)          радостно.


  1. Теоретический аспект: «Я высказывания, ты высказывания»

Все наши предложения, содержащие местоимения, можно разделить на две группы: «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

«Ты-высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, личностных качествах, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Обычно люди, при возникновении какой-либо проблемы, предпочитают использовать «Ты-высказывания», высказывая обвинения в адрес противника.

«Я - высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.

Обращаясь к собеседнику в форме «Я-высказываний», вы обсуждаете поступок человека и выражаете свои чувства по этому поводу, а не критикуете его личность. Очевидно, что в данном случае у вас гораздо больше шансов быть услышанным и выше вероятность конструктивного решения.



Алгоритм «я-высказывания»:

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).


Формула:

Ситуация + Я - чувство + Объяснение


  1. Упражнение в группах:

В группах педагогам предлагается разобрать примеры, предложив варианты «Я – высказываний» в конфликтных педагогических ситуациях.

Например,

«Ты - высказывание» / «Я - высказывание»

А теперь давайте разрешим несколько ситуаций на практике.

* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

* Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! / Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.


Вряд ли в случае « ты высказываний» проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, а также выяснением отношений.

  1. Теоретический аспект: «Особенности детского мира» 

Часто педагогам кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» учителю, однако так бывает далеко не всегда.

В основе такого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели: требование внимания или комфорта,  желание показать свою власть или демонстративное неповиновение, утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто думаем, что дети должны понимать нас, как и взрослые. Но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является более воспитывающим, чем любые нравоучения. Поэтому важно хорошо знать правила педагогического общения.

Правила педагогического общения:

Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы. Здесь важна «педагогическая зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое - усугублять конфликтность ситуации.

Тщательно готовьтесь к предстоящему уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя. Смысл опосредованного воздействия в том, что через пробуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека, от него можно добиться большего.


  1. Работа в группах:

Участникам мастер – класса предлагается расположить фразы в подготовленные таблицы, которые «слышит ученик», общаясь с учителем, и его чувства при педагогическом взаимодействии.

Работа с таблицей:

Что говорит учитель?


Что слышит ученик?


Что чувствует ученик?

Ты хороший


Я хороший


Принятие


Я вижу тебя


Я что-то значу


Внимание


Спасибо тебе за…


Мои усилия замечены


Уважение



Я знаю о тебе что-то хорошее







хорошеезамечательное


Я — состоятелен


Одобрение

Ты мне нравишься


Кто-то заботится обо мне


Теплые чувства






  1. Упражнение: «Мяч по кругу»

Говорят, что дети это цветы жизни. Давайте попробуем выделить, что является самым важным в общении с детьми.

Предлагается продолжить фразу: «Самое важное в общении – это…»

Не забывайте наполнить шкатулку «Ценность педагогического общения» секретами, советами, добрыми словами и пожеланиями. Всем тем, что включает понятие ценность – ценность педагогического общения.


  1. Заключительный этап:

Уважаемые педагоги, наш мастер – класс подошёл к своему завершению. В процессе занятия вам были предложены упражнения, которые натолкнули на мысли: В чем ценность педагогического общения?

Предлагаю открыть шкатулки и подвести итог.

На слайде - «неоконченные предложения». Они могут послужить вам опорой в проведении рефлексии:

- Сегодня узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось………

- Самым важным для меня было….

- Я сделала вывод…

- Я буду использовать в своей работе …

Уважаемые педагоги, вы все очень хорошо поработали. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Посмотрите друг на друга и поблагодарите аплодисментами.

Всем спасибо за активное участие!


















Приложение 1


Алгоритм «я-высказывания»:

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать…»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось…»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так…», «В следующий раз сделай…»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).


Формула:

Ситуация + Я – чувство + Объяснение


Примеры:

«Ты – высказывание» / «Я – высказывание»

А теперь давайте разрешим несколько ситуаций на практике.

* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

* Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! / Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.


Вряд ли в случае « ты высказываний» проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, а также выяснением отношений.

Приложение 2


Список качеств, значимых

для межличностного и делового общения


Эмпатия- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании их по­ступков.

Доброжелательность- способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация дру­гим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность - отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных пере­живаниях, мнениях, действиях; готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность - склонность к деятельной позиции в отно­шении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реаги­ровать на то, что делают другие; способность устанавливать кон­такты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность- умение говорить и действовать напря­мую, без всяких «экивоков» и честная демонстрация своего отно­шения к ним.

Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и убежденность в том, что открытость способствует установле­нию здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны ин­тересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.

Принятие чувств отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других лю­дей; умение не только испытать какие-то чувства в общении с людьми, но и выражать их; готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства.

Самопознание- умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересо­ванности. В случае несходства мнений - готовность пойти на кон­фронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с на­деждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление для этого воспользоваться помо­щью со стороны окружающих, готовность принимать от них лю­бую информацию о том, как они воспринимают его, но при этом умение быть автором самооценки; отношение к конфронтации с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важно­му для более глубокого самопознания.

Приложение 3

Работа с качествами, важными для общения:

Качества

Ранг / (степень важности)

Эмпатия


Доброжелательность


Аутентичность


Конкретность


Инициативность


Непосредственность


Открытость


Принятие чувств


Самопознание


Самопознание


































Приложение 4

Фразы с агрессивным содержанием и

нейтрализующие педагогическую агрессию (для работы в группах):


Ты ни разу в жизни ничего не сделала полезного на уроке!

Мне не хватает работоспособности с твоей стороны на уроке.

Вы меня обидели!

Я предпочла обидеться.

Ты очень упрямый!

Увы, я не смогла убедить его.

Прекрати меня злить!

Я начинаю злиться.

Ты должна мне сдать работу!

Мне хотелось бы, чтоб ты сдала мне свою работу.








Приложение 5


Анализ умения слушать:

Проанализируйте свое умение слу­шать. Спросите себя, какое из описанных действий было более харак­терно для вас в этой дискуссии во время ранжирования качеств:

- Я скорее не слушал собеседника, а просто ждал своей очереди высказаться.

  • Легко отвлекался.

  • Делал вид, что слушал.

  • Слушал просто из вежливости.

  • Реагировал на слова с эмоциональной окраской.

  • Часто я перебивал собеседника.

  • Не слушал, если слушать было неинтересно.

  • Отвлекался, когда собеседник говорил медленно.

  • Часто делал поспешные выводы.

  • В основном, не слушал, а обдумывал ответ.



















Приложение 6



Что говорит учитель?


Что слышит ученик?











Что чувствует ученик?

Ты хороший




Я вижу тебя




Спасибо тебе за…




Я знаю о тебе что-то хорошее







хорошеезамечательное




Ты мне нравишься






Что слышит ученик?

Я хороший

Я что-то значу

Мои усилия замечены

Я — состоятелен

Кто-то заботится обо мне


Что чувствует ученик?

Принятие

Внимание

Уважение

Одобрение

Теплые чувства






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!