Тема урока: Закрепление правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи -ши.
Цель урока: закрепление умения писать и проверять слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Дидактические: формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; обосновывать написание слов с орфограммой; развивать моторику рук, через чистописание; отвечать на заданные вопросы; формулировать простые выводы; анализировать содержание занятия; формулировать цель и тему урока; отвечать на заданные вопросы
К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов; слушать и понимать речь других; отвечать и задавать вопросы;
Р: понимать и сохранять учебную задачу; уметь выстраивать последовательность свои действий на уроке; осуществлять контроль процесса и результата деятельности
П: строить рассуждение ( или доказательство своей точи зрения) по теме урока; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; устанавливать причинно-следственные связи между объектами
Воспитательные: воспитывать интерес к языковой и речевой деятельности; воспитывать бережное отношение к книгам; осознание ценности русского языка.; учебно-познавательный интерес к способам решения учебных задач; соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма ОУД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Этап мотивации к коррекционной деятельности | Способствовать выработке на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Словесны (беседа) | Прозвенел для нас звонок- Начинается урок. К нам без опоздания, Приходи старание. Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Юрьевна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. -Посмотрите на доску, давайте все вместе прочитаем фразу. «Постараюсь всё понять – буду грамотно писать» -Что нам нужно сделать на сегодняшнем уроке, чтобы грамотно писать? -Как вы думаете, зачем нам нужно грамотно писать? -Предлагаю вам сделать эту фразу девизом нашего сегодняшнего урока. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу Анализируют и формулируют собственное мнение при ответах на вопросы | Фронтальная | Лист с девизом | Контроль учителя | | К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов | Проявлять интерес к языковой и речевой деятельности Осознание ценности русского языка. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Способствовать подготовке мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Практический (разделяют предлоги) Словесный (беседа) | Минутка чистописания. -Откройте тетрадь и отступите две строки от предыдущей работы, и запишем буквосочетания в тетрадь и отметьте самое красивое сочетание сверху звездочкой. (На слайде появляются изображения, появляются слова, обозначающие эти изображения) https://learningapps.org/display?v=p956qmd7n23 -Давайте произнесём их вместе. (жираф, шишка, щука, чайник, щавель, жемчуг) -Какие знакомые вам буквосочетания встречаются в словах? -Как они пишутся? | Развивают моторику рук, через чистописание Отвечают на вопросы о буквосочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу | Индивидуальная Фронтальная | Слайд PowerPoint | Самоконтроль Контроль учителя | Развивать моторику рук, через чистописание Отвечать на заданные вопросы | К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов | Учебно-познавательный интерес к способам решения учебной задачи |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | Способствовать осознанию учащимися места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Словесный (беседа) | -Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать на уроке? (закреплять знаний правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу). | Планируют собственную деятельность | Фронтальная | Слайд PowerPoint | Контроль учителя | Формулировать простые выводы | К: формулировать ответы на вопросы | Познавательные мотивы учебной деятельности |
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | Способствовать постановке цели коррекционной деятельности и на этой основе выбрать способы и средства их реализации | Словесный (беседа) | - Сформулируйте цель нашего урока (закреплять знаний правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) А тема нашего занятия? (жи-ши, ча-ща, чу-щу) | Формулируют тему и цель урока | Фронтальная | Слайд PowerPoint | Контроль учителя | Формулировать цель и тему урока | П: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы | Учебно-познавательная активность |
5. Этап реализации построенного проекта | Способствовать осмысленной коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формированию умения правильно применять соответствующие способы действий | Практический (работа по учебнику с упражнением) Практический (работа по учебнику с упражнением) Словесный (беседа) Практический (работа по учебнику с упражнением) | –Запишите сегодняшнюю дату: четвёртое мая, классная работа. -Откройте учебник на 118 странице. Выполним 6 упражнение. Прочитайте слова. Запишем первые 3 пары слов, обращая внимание на образец – чертёж – чертежи. (три человека вместе записывают и объясняют правописание буквосочетаний у доски). -Какое правило мы использовали, когда выбирали, какую букву вставить в буквосочетаниях жи-ши? (жи-ши пиши с буквой и) - Выполним 7 упражнение. Прочитайте. Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания. (три человека выходят к доске и записывают по одной группе слов, объясняя). -Какое правило мы использовали, когда выбирали, какую букву вставить в буквосочетаниях ча-ща? (ча-ща пиши с буквой а) -Ребята, скажите, а с помощью чего мы выполняем упражнения и получаем новые знания? (учебник) -А как нужно обращаться с учебниками и другими книгами? -А если вы увидите линии и рисунки, сделанные карандашом? -Верно, потому что учебники создавали люди, которые старались для того, чтобы нам было лучше и легче учиться, а на следующий год эти же учебники выдадут другим ребятам, которые по ним будут учиться. -Теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. -Чудо впереди, смотри, Всюду бегают ежи. Вот машина проезжает, Туча тихо пролетает, Щука в водах проплывает. Ну а мы скорей спешим, Записать слова с чу-щу, ча-ща, жи-ши. -Выполним 10 упражнение на 119 странице. Прочитайте. Запишите 3 группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания, подчеркните. Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. -Какое первое слово получилось? Грущу, какие буквосочетания вставляем? Почему? -Какое следующее слово? Кричу, какие буквосочетания вставляем? Почему? -Какое третье слово получилось? Угощу, какие буквосочетания вставляем? Почему? -Какое правило мы использовали, когда выбирали, какую букву вставить в буквосочетаниях чу-щу? (чу-щу пиши с буквой у). | Вставляют пропущенные буквосочетания жи-ши Объясняют их написание Вставляют пропущенные буквосочетания ча-ща Объясняют их написание Формулируют собственное мнение при ответах на вопросы Выполняют физкультминутку Вставляют пропущенные буквосочетания чу-щу Объясняют их написание | Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная | Учебник Слайд PowerPoint Учебник Слайд PowerPoint Учебник Слайд PowerPoint | Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | писать в словах буквосочетания жи-ши обосновывать написание слов с орфограммой писать в словах буквосочетания ча-ща обосновывать написание слов с орфограммой писать в словах буквосочетания чу-щу обосновывать написание слов с орфограммой | Р: понимать и сохранять учебную задачу; К: формулировать ответы на вопросы; Р: понимать и сохранять учебную задачу; К: формулировать ответы на вопросы; Р: понимать и сохранять учебную задачу; К: формулировать ответы на вопросы; | Учебно-познавательная активность Учебно-познавательная активность Бережное отношение к книгам Соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни. Учебно-познавательная активность Сотрудничество со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи | Способствовать закреплению способов действий, вызвавших затруднение | Словесный (беседа) | -Какое правило мы используем при написании буквосочетаний жи-ши? -Какое правило мы используем при написании буквосочетаний ча-ща? -Какое правило мы используем при написании буквосочетаний чу-щу? | Называют правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Фронтальная | Слайд PowerPoint | Контроль учителя | формулировать простые выводы | Р: осуществлять контроль процесса и результата деятельности П: строить рассуждение ( или доказательство своей точи зрения) по теме урока | Учебно-познавательный интерес |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Способствовать интериоризации способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения | Практический (самостоятельная работа) Словесный (беседа) | -Найдите у себя на парте листы с заданием. Выполните самостоятельную работу. Вам нужно вставить пропущенную букву и подчеркнуть её. 1 вариант: Рощ_, щ_риться, ш_шка, ж_знь, ч_ша, ч_гун. 2 вариант: Пищ_, щ_ка, ош_бка, ёж_к, ч_ща, ч_лан. -Теперь сверимся с правильным ответом. 1 вариант: Роща, щуриться, шишка, жизнь, чаша, чугун. 2 вариант: Пища, щука, ошибка, ёжик, чаща, чулан. Поставьте плюс возле тех слов, где вы вставили правильную букву и минус, где ошиблись. Поднимите руку, у кого 1 или 2 ошибки. В каких словах у вас возникли затруднения? Какое правило мы используем при написании этих буквосочетаний? Поднимите руку, у кого 3, 4, или 5 ошибок. Какое правило мы используем при написании этих буквосочетаний? А теперь поднимите руку те, у кого ни одной ошибки. Молодцы! | Вставляют пропущенные буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | Индивидуальная | Лист с заданием Документ-камера | Самоконтроль | писать в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | Р: принимать и сохранять учебную задачу | Учебно-познавательный интерес к способам решения учебных задач |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Способствовать применению способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление раннее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Словесный (беседа) | -Какой был девиз нашего урока? «Постараюсь всё понять – буду грамотно писать». -Для чего нам пригодится знание о написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу? Приведи примеры слов на это правило. (В дальнейшем на уроках русского языка, теперь мы сможем грамотно формулировать свою речь без повторений). | Формулируют собственное мнение при ответах на вопросы | Фронтальная | Лист с девизом | Контроль учителя | Формулировать простые выводы | П: устанавливать причинно-следственные связи между объектами | Осознавать ценность русского языка. |
9. Этап рефлексии деятельности на уроке | Способствовать самооценке учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (самостоятельной) деятельности | Словесный (обобщение) | - Какова была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? Продолжите одну из фраз: 1. Сегодня на уроке я узнал(а)…. 2. У меня получалось/не получалось 3. Мне не стоит забывать о … -Запишите домашнее задание. 118 страница, 8 упражнение. Вам нужно будет изменить каждое предложение так, чтобы о нём говорилось не об одном животном, а о многих. Нужно будет записать два предложения. Не забывайте обращать внимание на образец. https://learningapps.org/display?v=p6h9d41v520 | Оценивают собственную деятельность | Индивидуальная | Слайд PowerPoint | Самоконтроль | Анализировать содержание занятия | Р: адекватно оценивать собственную деятельность | Оценивать собственную деятельность |