1. Организа-ционный момент | –Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться. – Настроение хорошее? Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: «будет интересно»! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | - Личностные: – положительное отношение к учению. - Метапредметные: –организация рабочего места (р.) |
2.Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания. – Ребята, на предыдущем уроке мы познакомились со словарями. Итак, какие словари вы знаете? – Молодцы! | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. – Толковый словарь, Орфографический словарь, Орфоэпический словарь. | - Метапредметные: – проверять выполненное задание и вносить корректировку; (р.) – уметь ориентироваться в своей системе знаний;(п.) – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.) |
3. Постановка проблемы и темы урока | – На доске записаны слова: бассейн, хоккей, аллея. –Чем похожи эти слова? Как вы думаете, это слова русские или заимствованные из других языков? –Проверим по словарю. Я держу в руках словарь иностранных слов, в котором помещены слова, пришедшие в русский язык. – С развитием общества и развивается наш язык: одни слова устаревают, выходят из употребления и на смену им появляются другие. Общаясь между собой, люди иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудия труда, машины, предметы искусства, научные понятия. В результате общения народов мира, люди не только делятся достижениями науки, культуры, но и берут многие слова из других языков. Про такие слова говорят, что они заимствованные. А заимствованы слова из других языков для того, чтобы дать название новому открытию, событию, явлению. Чтобы не допустить ошибку в написании таких слов надо постараться запомнить их. | Записывают слова в тетрадь. Определяют тему урока. | -Личностные: –умение видеть, формулировать тему урока. - Метапредметные: –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – формирование способности высказывать свою точку зрения, приводить аргументы (к.) |
4. Открытие нового знания | – А поможет нам в этом этимология – наука о происхождении слов. Ученые-этимологи определяют, как и когда конкретное слово появилось в языке, что оно означало изначально и с какими другими связано. Задачей ученых является описание истории происхождении слов. Этимология – непростая наука. Интересно наблюдать, как слово переходит из одного в другой, иногда по дороге меняя смысл. – А если под рукой не оказалось словаря, как мы определим исконно-русское слово или заимствованное? Существуют определенные признаки, по которым мы можем опознать иноязычные слова, один из них – наличие двух одинаковых согласных в корне слова: ванна, касса, перрон,шоссе(на доске правило с примером). – Сейчас я вам раздам карточки со словами: Группа, касса, пассажир, перрон, шоссе, коллекция, тонна, терраса, кросс. Произнесем каждое из этих слов. Как они произносятся? Что вы слышите? – Как вы думаете, где в этом слове орфограмма? – Что объединяет эти слова? – Запишите эти слова в тетради, подчеркните двойные согласные. – Ребята, а еще мы будем пользоваться словарем иностранных слов, в котором содержатся слова с удвоенными согласными, пришедшие к нам из других языков мира. У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им оставили двойные согласные как связь с родиной. (При объяснении правописания заимствованных слов с удвоенными согласными необходимо предложить детям обратиться к словарю иностранных слов. Например, слово терраса образовано от французского слова «терра», что значит земля; терраса – 1. уступ на склоне местности; 2. летняя пристройка к жилому дому). – В некоторых словах согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. – На доске записаны слова: коллектив, коллекция, группа, класс, кроссворд. – Подумайте, правильно ли я выбрала способ переноса для этих слов? Ко-ллектив, кол-лекция, груп-па, клас-с, кросс-ворд. – Ребята, запомните правило: при переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на письме, другую переносят вместе с оставшейся частью слова. Одну букву (как в слове класс)нельзя переносить. | Внимательно слушают учителя. Записывают правило в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. – Сочетание букв -пп-, -сс-, -рр-, -лл-, -нн-. – Во всех словах есть удвоенные согласные. Выполняют задание в тетради. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Вместе с учителем проверяют написание слов. | - Предметные: – усвоить правило произношения и написания слов с удвоенными согласными; – выполнять перенос слов с удвоенной согласной. - Личностные: – проявить интерес к изучению темы. - Метапредметные: – проверять выполненное задание и вносить корректировку; – соотносить учебное действие с правилом запоминания орфограммы; (р.) – слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать свое мнение; – осуществлять поиск информации в справочной литературе (словари); (п.) – формирование способности высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; – слушать и понимать речь других (к.) |
5.Включение в систему знаний и закрепление нового учебного материала | – А теперь выполним следующие задания. Упражнение № 1 – Прочитайте текст. Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограмму «двойные согласные». «Наш класс» Я учусь в третьем кла…е. У нас дружный ко…ектив. В су…оту мы ходим в ба…ейн. Упражнение № 2 – Вставьте пропущенные слова в предложениях по смыслу. «Спортивная семья» Мы любим спорт. Папа любит …, мама играет в …. В … мы вместе идем в …. Поэтому не болеем …. Слова для справок: хоккей, суббота, грипп, теннис, бассейн. Словарная работа – Какой звук нужно произносить, читая выделенные слова в буквах? Шоссе, аппетит, бассейн, колледж, корректор. –Что поможет нам правильно произнести эти слова? –Проверьте по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова. –Очень часто заимствованные слова люди произносят неверно, хотя правильное произношение этих слов такое: шос[се], ап[п′е]тит, бас[с′е]йн, кол[л′е]дж, кор[р′е]ктор. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова. –Молодцы! | Выполняют задания в тетради. Вместе проверяют написание слов. Отвечают на вопросы учителя. – Орфоэпический словарь. Слушают учителя, записывают слова в тетрадь, произносят правильно слова. | - Предметные: – усвоить правило произношения и написания слов с удвоенными согласными; – определять местонахождение удвоенных согласных в слове. - Метапредметные: – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – соотносить учебное действие с правилом запоминания орфограммы; – проверять выполненное задание и вносить корректировку; (р.) – слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать свое мнение; – осуществлять поиск информации в справочной литературе (словари); (п.) –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.) |
6. Подведение итогов урока. 7. Рефлексия. | –Подведем итог нашего урока. – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – Давайте ещё раз повторим это правило. – Все ли заимствованные слова вам понятны? –Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Как вы заметили, никаких особенных правил у нас сегодня не было. Слова с удвоенными согласными надо запомнить, а в самых трудных случаях обращаться к словарям. – А теперь продолжите фразы: Весь урок у меня было настроение … Задания на уроке были … Мне приятно было работать с … Мне больше всего понравилось на уроке … | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. – При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на письме, другую переносят вместе с оставшейся частью слова. | - Личностные: – осознать собственные достижения при освоении учебной темы. - Метапредметные: – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке; (р.) –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.) |