СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на карточках на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания на карточках на уроках в начальной школе.»

Задания на карточках на уроках в начальной школе.

Функция дидактических карточек-заданий:

  • развитие умений логического мышления;

  • приобретение прочных знаний;

  • целенаправленный обучающий контроль.

Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений. Поэтому содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний фактического материала

(элементов, составляющих изучаемые события, определения понятий и т.д.);

  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т.е. задания с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;

  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного (например, задания, где необходимо умение делать выводы и обоснования в эволюционном плане).

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения).

Степень сложности таких заданий может быть различной в пределах одной темы и возрастает постепенно, по мере развития изучаемых понятий и приобретения умений и навыков логического мышления. Это задания, требующие:

  • ответа по аналогии;

  • частичного построения или заполнения схемы или таблицы;

  • составления сравнительных схем или таблиц на основе знаний и умений делать выводы и обобщения из полученных данных.

Не мене важна роль карточек-заданий и для контроля знаний. Решающим здесь является содержание вопросов, поэтому проверка должна касаться не только знания фактического материала, но, прежде всего, понимания сущности исторических процессов, их значения для мировой истории и будущих поколений. Вот почему важно не просто воспроизвести в памяти учащихся пройденный материал, но и сформировать у них умения использовать полученные знания для доказательства и обобщений. Для этого необходимы средства, помогающие целенаправленному, обучающему контролю. К ним относятся и дидактические карточки-задания, которые можно использовать с различными целями, в т.ч. с целью обучающего контроля. Это могут быть задания, контролирующие усвоение наиболее сложного фактического материала, а также задания, контролирующие наличие умений: осуществлять взаимосвязь уже пройденного материала с изучаемым в настоящий момент; применять знания, характеризующие качественные и количественные особенности изучаемого (для построения сравнительных схем и заполнения таблиц); использовать приобретённые знания для доказательств, обоснований и решений гипотетических задач).

Форма подачи вопросов и заданий учителем может быть различна. Я использую карточки, включающие текстовые таблицы, отрывки из исторических документов, рисунки и схемы с определёнными текстовыми заданиями к ним, кроссворды, исторические задачи, тексты с ошибками, вопросы по домашнему заданию и т.д.

Виды карточек-заданий:

  • текстовые таблицы;

  • схемы с определёнными заданиями;

  • рисунки с конкретными вопросами к ним;

  • отрывки из текста и задания для работы над их содержанием.

Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале.

Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно-следственные связи, даются в виде схем и рисунков различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению, а также в виде карточек, где необходима полная самостоятельность в составлении схемы или определении рисунка.

Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств. Карточки такого вида могут содержать логические задачи, которые подкрепляют изучаемый материал дополнительными сведениями.

Карточки, содержащие кроссворды, активизируют умственную деятельность учеников, заставляют вспомнить ранее изученное, вызывают интерес своей нетрадиционностью.

Также активно ребята работают по составлению кластеров и синквейнов (их можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания).

Задания, содержащие исторические тексты с ошибками, призваны сформировать умения анализировать, соотносить события, соответствующие реалиям изучаемой эпохи с описываемыми в задаче.

Карточки-задания, в зависимости от целей обучения я использую как на уроке, так и во внеклассной работе.

Дидактические карточки можно применить в различных звеньях урока:

  • по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или запоминании (работа с рисунками);

  • при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;

  • при опросе – фронтальном и индивидуальном;

  • для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию.

Карточки с простыми заданиями я применяю в работе с отстающими учащимися и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса.

Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, я использую для коллективной работы в классе (это может быть работа в группах или парах). Такая форма работы приводит к обмену мнениями, дискуссии, вызывает повышенный интерес к изучаемому. Объёмные задания можно выполнять постепенно: часть вопросов решать в классе, часть – дома.

Одни и те же карточки можно неоднократно применять для проверки усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий. Использование карточек способствует реализации принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Коллективная работа

Одной из самых сложных тем для восприятия детьми является написание изложений и сочинений. В этом случае можно использовать сюжетные карточки. На них поэтапно изображены короткие и понятные для учеников начальной школы истории. Для первого класса подойдут сюжеты из 3-4 картинок с изображением людей, животных и конкретных действий.

Такие задания, как правило, с энтузиазмом воспринимаются учениками, ведь каждому ребенку хочется поделиться придуманной историей с учителем и классом. Карточки вывешиваются на доску, учитель с детьми подробно обсуждают, кто и что делает на каждом рисунке. Начиная с третьего класса, карточки можно поменять местами, нарушив сюжетную линию, и предложить сначала ученикам восстановить последовательность событий, обсуждая, почему карточки необходимо поменять местами.

Очень интересный прием на уроках по развитию речи — это составление устного сюжета учениками «по цепочке». Так каждый ребенок будет учиться работать коллективно, внимательно слушать своих одноклассников, развивать культуру общения и риторику.

Игра «Доскажи словечко»

Для этой игры подойдут карточки крупного формата. Их лучше использовать при работе с детьми, которые достаточно хорошо освоили навык чтения. На доску вывешиваются карточки- истории (только текст), в которых некоторые слова пропущены или заменены картинками. Чтение и восстановление текста лучше проводить, как и в предыдущем задании, «по цепочке», чтобы максимально вовлечь каждого ребенка в учебный процесс. Такая игра оптимально подойдет для речевой разминки или пятиминутки на уроке.

Индивидуальная работа с карточками

При таком виде деятельности особенно важен индивидуальный подход: необходимо учитывать способности каждого ребенка и не ограничивать учеников временными рамками. Один ребенок может попросить дополнительную карточку, а другой — выполнить лишь половину предложенных заданий за одно и тоже время. В данном случае объем выполненной работы никак не должен повлиять на оценивание.

Какие карточки лучше использовать для индивидуальной работы? Например, при закреплении работы со словарными словами учитель составляет карточки из словосочетаний, где ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать подходящее по смыслу словарное слово. Например, «желтый… (чемодан/карандаш/автомобиль)», «салат из… картофеля/моркови/земляники)» и т.д.

Работа с карточками на уроках математики

Коллективная работа

Предмет «Математика» в начальной школе требует от учителя особой наглядности. Задача педагога — развить логическое и образное мышление, научить мыслить разными способами и показать детям практическое применение предмета.

Для разминки на уроках с первого по четвертый класс дети очень любят при помощи карточек выстраивать логические ряды, находить лишние предметы или, наоборот, группировать их.

Для самых маленьких лучше использовать 2-3 ряда картинок, в каждом ряду должна быть одна лишняя. Но стоит учитывать возраст школьников, на уроке не будет интересно выбрать один лишний фрукт среди овощей. Стоит подбирать более сложные задания. Например, приготовить картинки машин: бензовоз, трактор, автобус, молоковоз. Лишним будет автобус, т.к. только этот транспорт предназначен для перевозки людей.

Построению логических рядов стоит отвести особое место. В этом случае можно использовать карточки с геометрическими фигурами. На доске вывешиваются в строгой очередности две фигуры с прямыми углами (например, треугольник и прямоугольник) и две фигуры с только острыми углами (многоугольники). Задача учеников — определить, по какому принципу выстроена логическая цепочка. Такая игра подойдет для 3-4 классов. Для самых младших можно использовать чередование четных/ нечетных чисел.

Очень эффективными на уроках математики будут карточки с примерами, которые сопровождаются яркими иллюстрациями.

Например, поезд, в каждом вагоне которого числа увеличиваются (уменьшаются) на заданное число: +3, -7, :2, *4 (в зависимости от возраста детей).

Индивидуальная работа

В данном случае придерживаемся того же принципа, как и на уроках русского языка: объем выполненной работы ни в коем случае не доложен влиять на оценивание.

Круговые примеры дети всегда выполняют с удовольствием. Это могут быть заранее распечатанные примеры «в столбик», строку, деление с остатком.

Для закрепления темы «Работа с задачами» можно предложить иллюстрации, где каждый ученик или самостоятельно составит задачу по рисунку или дополнит готовый текст вопросом.

Можно дать детям «обратное» задание: для предложенного решения составить текст задачи. Такие игры подойдут и для первого класса, когда только впервые вводится понятие «задача», и для четвертого при подготовке к ВПР.

Для изучения и закрепления нумерации и счета в пределах десяти я рекомендую использовать карточки, где цифры заменены картинками. Задача ученика — составить числовые выражения, соответствующие карточке.

Работа с карточками на уроках окружающего мира

Для изучения данного предмета я рекомендую применение методики работы с карточками как можно раньше. Таким образом, дети смогут не только усвоить больший объем информации, но и стать на каждом уроке непосредственным активным участником. Кроме того, именно в рамках изучения предмета «Окружающий мир» ученикам будет предложено выполнять множество проектов на самые разносторонние темы. Поэтому форма наглядного изучения так важна с первого класса.

Коллективная работа

Самые простые карточки (овощи – фрукты, наземный – воздушный транспорт, времена года) будут актуальны для первого класса. На уроках окружающего мира учитель не только знакомит детей с самыми разными темами, но и учит образному мышлению. Поэтому можно использовать игры с логическими рядами, как и на предмете «Математика», но адаптируя их под изучаемую тему.

Игры «Съедобное-несъедобное», «Опасно-безопасно», в ходе которых ученикам будет предложено сортировать предметы, предложенные учителем, подойдут для самых младших учеников.

Для третьего и четвертого класса можно предложить сортировку растений южных и северных стран или национальной одежды. При изучении блока «История России» детям будет интересна игра по сопоставлению дат и событий. Например, на карточках, представленных с левой стороны доски, можно разместить даты, а с правой — события. Задача учеников — правильно соотнести карточки. Аналогичную игру можно провести по тематике «Страны и столицы».

При изучении культур народов мира можно использовать карточки с пропущенными словами, которые дети должны заполнить. Например, в Голландии люди занимаются выращиванием самых популярных цветов в мире (пропущено слово «розы»), Итальянская кухня известна своими мучными изделиями — … (макароны) и т. д.

Индивидуальная работа

На уроках окружающего мира в начальной школе индивидуальная работа с карточками будет оптимальна для проведения промежуточного контроля и подготовки к ВПР. Подобрав и составив карточки по основным пройденным темам, можно предложить каждому ученику почувствовать себя на экзамене, перевернуть карточки, перемешать и «вытащить» одну из них. Такая форма работы учит самостоятельности, ребенок не выполняет тест, предложенный всему классу, а выбирает индивидуальное задание только для себя.

Примерные задания для индивидуальных карточек:

нарисовать/раскрасить гербы предложенных стран;

сопоставить тип правления и страну;

отметить съедобные и ядовитые растения/ягоды/грибы;

сопоставить животное/растение и место обитания;

составить памятку по поведению в лесу;

составить памятку по поведению в случае ЧС;

сортировать музыкальные инструменты: струнные/ударные и т. д.;

сопоставить страну и столицы;

описать природные зоны России;

составить памятку по охране природы или глобальным экологическим проблемам;

составить рассказ о своей семье;

описать водные ресурсы нашей страны;

нарисовать/указать полезные ископаемые и способы их добычи;

составить памятку по безопасному поведению в быту/на льду/в лесу и т. д.

изобразить/описать животных и растения Красной книги России;

к изображению животного добавить продукт, который от него получает человек;

нарисовать достопримечательности предложенной страны;

сопоставить планету и ее изображение.

Тем может быть очень много, учитель ориентируется на пройденные темы и свою цель. Кроме того, такую работу можно предложить ученикам выполнить в парах или небольших командах.

Работа с карточками на уроках чтения

При работе с текстами на уроках карточки — незаменимые помощники. С их помощью учитель может и развивать навык чтения, и проверить осознанность прочитанного, развить воображение и связную речь ребенка.

Коллективная работа

Для данного вида деятельности можно использовать карточки по развитию речи по составлению коллективного рассказа. Для проверки усвоения прочитанного материала можно пронумеровать вопросы к тексту, развесив их на доске номером с лицевой стороны. После чтения «по цепочке» детям предлагается выбрать номер карточки, перевернув ее, предложить ответить на вопрос по содержанию.

Карточки с изображениями героев прочитанного рассказа/сказки/басни помогут ученикам научиться выражать свое отношение к действующим лицам текста, формулировать моральные выводы о действия героев и описывать характер.

Для развития навыков скорочтения — карточки просто незаменимы. На доске вывешивается текст с рисунками, где пропечатана только верхняя половина букв или «перевернутый» текст. Восстанавливая его, ребенок развивает орфографическую зоркость и глазомер.

Индивидуальная работа

Для первого класса можно предложить задание с иллюстрацией, задача ребенка — составить краткий текст по картинке. Для тестирования подойдут карточки с картинкой, где ученик записывает автора и название произведения.

Для развития воображения и связной речи можно предложить индивидуальные карточки, в которых напечатан неоконченный текст. Составляя оконцовку рассказа, ученик учится грамотно и последовательно излагать свои мысли.

Заключение

Метод работы в начальной школе с таким видом материала, как карточки, — это наглядные приемы, которые повышают эффективность усвоения материала, мотивируют учеников и делают уроки интересными! Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал. Данная методика занимает важное место в курсе начальной школы. Цели использования карточек на уроках могут быть разными:

ознакомление с новыми материалами;

закрепление знаний, умений, навыков;

проверка их усвоения;

формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;

развитие логического мышления и речи.

Но главный результат успешной педагогической деятельности — это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!

Пример урока с карточками.

1. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Меня зовут и я сегодня проведу у вас урок ….

- Займите рабочее место, примите правильную посадку.

Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.

-Наш урок я хотела бы начать с девиза.

Девиз на слайде

-Как вы думаете о чем этот девиз?

Проблемный вопрос на доске( один зачитывает)

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, откройте учебник на странице…

Прочитайте тему

-Верно, тему нашего урока….

-Какую цель мы можем поставить на урок?

-Хорошо, тему определили, цель поставили нам необходим план урока. У меня уже имеется план, но вот пункты перепутались.

- У вас на столах лежит маршрутный лист, за каждое правильно выполненное задание вы будете отмечать +, если выполнили с ошибками, то -.

Приступим к выполнению первого пункта плана.

Работа в парах

-Какие правила работы в паре вы знаете?

На карточках

-Мы с вами выполнили 1 пункт плана?

-Возьмите ручки и поставьте плюс или минус

-Какой же 2 пункт плана, зачитай … познакомиться с правилом

-зачитает правило….

- Ребята, переходим к третьему пункту плана: закрепим свои знания и умения.

-Сейчас мы поработаем с планшетами

Для начала расскажите правила работы с планшетами и интерактивной доской.

-Сейчас возьмите планшеты в руки

- Один ученик выполнить задание у доски.

- Возьмите планшет, нажмите на длинную кнопку сбоку, смахните пальцем по экрану вверх.

-У вас открылся сканер для QR – кода.

- Отсканируйте код со слайда.

- У всех получилось? Нужна кому – то помощь?

-у ВСЕХ ЛИ ПОЛУЧИЛОСЬ ВЫПОЛНИТЬ ЗДАНИЕ?

- Кто выполнил задание правильно, поставьте в своем оценочном листе +.

- Под каким девизом был наш сегодняшний урок? (Будем думать, Будем изучать, Будем друг другу во всем помогать!)

- У нас все получилось? Какая была цель: Узнать, когда пишется суффикс –ек/- ик.Достигли ли мы ее?

- Что узнали о правописании суффиксов –ик, -ек в словах? Кто мне расскажет правило?

- Научились определять суффиксы в словах?

- Можем мы сказать, что мы выполнили план работы на уроке?

- Посчитайте свои плюсы, у кого все три плюса, вы получаете 5, у кого есть минусы, то ребята, вам дома нужно снова повторить правило.

-Нарисуйте смайлы…настроение

Родительское собрание

-Здравствуйте, уважаемые родители, я очень рада видеть вас на сегодняшнем родительском собрании.

-Сегодня мы собрались для интересной беседы будем говорить, конечно, о самом главном, о наших детям.

-Посмотрите, пожалуйста на слайд, что на нем изображено (картинка)

Беседа по этой картинке

-Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

-Действительно, тема нашего родительского собрания…(на слайде)

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны сегодня ответить?

-Действительно сегодня (на слайде)

ФЗ на слайде

Беседа по теме

-Я попрошу вас поделиться своим мнением в группах

-Ув.родители, если вы готовы,

-Выходите и рассказывайте

-Большое спасибо

Я продолжаю

-Выходит след.группа

-Спасибо родители, что поделились своим мнением.

Я продолжаю

-Работа в паре ….

Рассказывают

Я продолжаю

-Спасибо вам, что пришли на род.собрание

Примерные задания для индивидуальных карточек:

нарисовать/раскрасить гербы предложенных стран;

сопоставить тип правления и страну;

отметить съедобные и ядовитые растения/ягоды/грибы;

сопоставить животное/растение и место обитания;

составить памятку по поведению в лесу;

составить памятку по поведению в случае ЧС;

сортировать музыкальные инструменты: струнные/ударные и т. д.;

сопоставить страну и столицы;

описать природные зоны России;

составить памятку по охране природы или глобальным экологическим проблемам;

составить рассказ о своей семье;

описать водные ресурсы нашей страны;

нарисовать/указать полезные ископаемые и способы их добычи;

составить памятку по безопасному поведению в быту/на льду/в лесу и т. д.

изобразить/описать животных и растения Красной книги России;

к изображению животного добавить продукт, который от него получает человек;

нарисовать достопримечательности предложенной страны;

сопоставить планету и ее изображение.




Скачать

© 2023, 149 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!