ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Русский язык, 10 класс
2019-2020 учебный год
Школьный ЭТАП
Время выполнения работы – 90 мин
1.Разъясните различия в значениях слов (составьте с ними словосочетания или предложения):
дымный, дымчатый, дымящийся, дымовой; дипломат, дипломант, дипломник
7 баллов
2.Расставьте ударение в словах:
баловать, исчерпать, камбала, колледж, коклюш, кремень, крапива, медикаменты, мусоропровод, обеспечение. 5 баллов
3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.
Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит, одр 3 балла
4. Определите современное и историческое морфемное строение предложенных слов:
дотла, висок, туловище, копейка, кольцо. 10 баллов
5. Выпишите односоставные предложения, определите их вид.
Ночь. Улица. Фонарь.
Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Все будет так: исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, золотая рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)
7 баллов
6. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.
Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…
10 баллов
7. Составьте текст теле- или радиорекламы, в котором вы расскажете о недавно прочитанной книге, особенно заинтересовавшей или поразившей вас.
15 баллов
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Русский язык, 10 класс
2019-2020 учебный год
Школьный ЭТАП
Ответы
1.Разъясните различия в значениях слов (составьте с ними словосочетания или предложения):
дымный, дымчатый, дымящийся, дымовой; дипломат, дипломант, дипломник.
Оценка: за каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально : 7 баллов
2.Расставьте ударение в словах:
баловАть, исчЕрпать, кАмбала, коллЕдж, коклЮш, кремЕнь, крапИва, медикамЕнты, мусоропровОд, обеспЕчение.
Оценка: за каждый правильный ответ - 0,5 балла. Максимально : 5 баллов
3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.
Ланиты - щёки, десница – правая рука, длань - ладонь, очи - глаза, зело - очень, пиит - поэт.
Оценка : за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б. Максимально : 3 балла
4. Определите современное и историческое морфемное строение предложенных слов:
дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.
Современное морфемное членение | Историческое морфемное членение |
до-тл-а | до-тл-а |
висок[] | вис-ок-[] |
туловищ-е | тул-ов-ищ-е |
копейк-а | копей-к-а |
кольц-о | кол-ьц-о |
Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант морфемного членения. Максимально: 10 баллов
5. Выпишите односоставные предложения, определите их вид.
Оценка: Ночь (назывное). Улица (назывное). Фонарь (назывное).
Аптека (назывное). Бессмысленный и тусклый свет (назывное).
Живи ещё хоть четверть века (определенно-личное) –
Все будет так: исхода нет (безличное).
Умрешь (определенно-личное) – начнешь (определенно-личное) опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь (назывное), золотая рябь канала (назывное),
Аптека(назывное), улица (назывное), фонарь (назывное).
За каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б. максимально: 7 баллов
6. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом
(1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой - это как часы самой планеты, (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…
Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений. Оценка: 7 баллов - расстановка знаков ( 1 знак = 1 балл) , 3 балла - характеристика. Максимально: 10 баллов
6. Составьте текст теле- или радиорекламы, в котором вы расскажете о недавно прочитанной книге, особенно заинтересовавшей или поразившей вас.
Критерии оценки творческих работ
№ | Критерий | баллы |
1. | Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений | 0-5 |
2. | Умение выразить и обосновать: полнота аргументации | 0-5 |
3. | Логичность, композиционная стройность | 0-2 |
4. | Точность и выразительность речи | 0-3 |
| Максимальное количество баллов | 15 |
Максимально за работу: 57 баллов