Закрепление правила правописания безударных гласных
• Прочитай стихотворение, спиши его. К каждому слову с пропущенной буквой выбери проверочное. Подчеркни и обозначь орфограмму.
Замерзнет, завяжет, скажет, смотрит.
Приобрел я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло зав…зал,
Чтоб в мороз не зам…рзал.
А жираф ск...зал:
«См...три!
Еще нужны мне тридцать три!»
• Проверь себя.
м…ряк море моряк
п...стух
пл...щадка
п...лезный
п...левой
с…довый
• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Напиши по образцу: «(Травы) — трава».
( ) — р…са; ( ) — стр…на; ( ) — п…сьмо;
( ) — д…ска;( ) — ст...кло; ( ) — к...льцо;
( ) — з…мля; () — пл…чо; ( ) — р...ка.
• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши по образцу: «(Стог) — ст...га».
( ) — ст...да; ( ) — п...ля; ( ) — хв...сты;
( ) — др...зды; ( ) — дв…ры; ( ) — ш…ры;
( ) — цв...ты;( ) — д…ревья;( ) — л...сты.
Подбор проверочных слов
• Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет — цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белизна.
Светлячок, свет, светить, светофор.
Зимовье, зимний, зимовать, зима.
• Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными. Например: «Темень — темнеет, темнота, темноватый». Обозначь орфограммы.
Смотр, лень, свист, корм.
• Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Например: «Гость - гостевая, гостиница. Выдели корень, обозначь орфограмму. Какое слово будет проверочным?
Вар — ягоды, сваренные в сахаре; тот, кто готовит пищу.
Час — мастер по починке часов; солдат, стоящий на посту.
• Выпиши однокоренные слова: первое слово с ударной гласной в корне, второе — с безударной. Найди лишнее слово. Обозначь орфограмму.
Борьба, воевать, борец.
Веселый, радость, весело.
Седой, сиденье, сед.
Лисица, лес, лесник.
Цвет, цветной, рассвет.
•Выпиши однокоренные слова, подчеркни орфограмму. Придумай два-три предложения о родном городе (селе), о том, что в нем особенно любишь.
Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя речушка, своя тропинка, своя заветная березка. При виде их душу переполняют любовь и нежность к своей земле, к Родине.
• Прочитай пословицу. Какая буква сломалась в пишущей машинке? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.
Хороша зима сн...гами, в...сна — цв...тами, л…то — грибами, а ос...нь — стогами.