ЗАДАНИЕ 3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Все лингвистические средства выразительности в тексте не столько служат эстетическим целям (приданию речи гармоничности, яркости, красоты), сколько решают смысловые задачи, подчёркивая логически важные слова, словосочетания, образы, мотивы, элементы сюжета. Тем самым речевые средства помогают писателю выразить идейно-тематический замысел (тему, проблему, идею текста), а читателю — понять его. Другими словами, для читателя средства речевой выразительности — это своеобразные смысловые маркёры, узнавание и понимание которых помогает адекватному восприятию текста. Именно это обусловливает важность данного задания.
Ответом к заданию 3 является число, которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
Представляет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино.
Будто сошлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос звенит, и вьётся, и туманит голову.
И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разговоры: непонятно, с испугом все смотрят на него!
И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят написать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-то...
Ответ: .
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Разморённый жарким днём, наевшись недожаренной, недосоленной рыбы, бакенщик Егор спит у себя в сторожке.
Притворяться ему в такие минуты не перед кем, и лицо его становится грустным, задумчивым.
На Трубецком плёсе медленно возникает и так же медленно пропадает густой, бархатистый, трёхтоновый гудок.
На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смотрят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным...
Ответ: .
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи являются однокоренные слова (корневой повтор).
Изменился наш остров, изменился и город.
Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат.
Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я, прыгая с камня на камень, в яхт-клуб.
Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.
Ответ: .
3.4 Выпишите номер предложения, в котором одним из средств выразительности
речи является сравнение, выраженное творительным падежом существительного
с зависимым словом.
На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем...
Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком.
Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я в яхт-клуб, прыгал с камня на камень.
Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.
Ответ: .
3.5 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является метонимия.
И тишина ещё больше оттеняла главную мелодию нашего состояния.
И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями.
Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований.
Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.
Ответ: .
3.6 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является сравнение.
Четыре последних дня отодвинули в небыль всё то, что было до этого, и это всё: служба, аэродром, свист двигателей — казалось таким дальним, почти нереальным.
Он думал о том, как задами выйдет к баням, потом травяным огородом — к дому, как переоденется в спортивный костюм и затопит баню...
Золотым блином висела в небе луна, и от стожка, смётанного посередине бывшей деревенской улицы, почти не виделось тени.
Кипрей был так высок, что старые фамильные кросна, стоявшие рядом, на земле, почти скрывались в его розовых соцветиях.
Ответ: .
3.7 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является эпитет.
Тётя Нина не только красивая, она обаятельная.
Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.
Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
4) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.
Ответ: .
3.8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.
С какой небрежностью он наклонился, как снисходительно, нехотя, обнял её грациозную тонкую талию.
Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сложила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.
Но вот её глаза встречаются с глазами Александрова, и он видит, как радость заливает её лицо.
4) — Как вам не стыдно? — сказала она, и эти простые, ничего не значащие
слова вдруг тёплым бархатом задрожали в груди Александрова.
Ответ: .
3.9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
эпитет.
Вспоминает, как горел по ночам маяк, как ослепительно и дымно мерцал его свет, скользя лучами по мёртвому лесу.
Она знает, что Егор выйдет сначала на обрыв, посмотрит вверх и вниз по реке, немного подумает, будто не зная, где приладиться, и пойдёт потом к любимому своему месту — к перевёрнутой дырявой плоскодонке у самой воды.
Алёнка, стягивая у горла шерстяной платок, идёт рядом.
Егор и вправду останавливается на берегу, потом молча идёт к плоскодонке.
Ответ: .
3.10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают.
И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли.
На улицах шрапнельные снаряды поют, а уж она о Берлине думает.
И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком.
Ответ: .
3.11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются
антонимы.
Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко это весеннее, обещающее «кап-кап»...
Это не скучный дождь, что зарядит, бывало, на неделю, — это весёлая мартовская капель.
Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает блеском.
Это мои шары вьются за форточкой, второй уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше.
Ответ:
3.12
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Об этом постоянно говорили по телефону его родители, и даже по местному телевидению сообщали о небывалом количестве грибов.
А мы были уверены, что ты уехал: от тебя ни слуху ни духу.
Он любил умиротворённо идти по лесу, бережно делая каждый шаг, и вдруг среди травы, листиков и кружевных теней обнаруживать гриб.
Вот ещё миг назад гриб сливался со всем тем, что шелестело и потрескивало под ногами, а вдруг — хоп!.. — есть гриб.
Ответ: .
3.13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.
Валька Мухин поднялся с мягкой земли, отряхнулся и подобрал злополучный зонтик.
Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.
Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.
Мухин, — сказала конопатая голова, — а о родителях ты подумал?
Ответ: . .
3.14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1) Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя, но зацепил удилищем за ветлу.
Но напряжение лески вдруг ослабло, и из воды, чмокнув, выскочил пустой крючок.
И, несмотря на то что верхушки их уже порозовели от солнца, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.
Он хотел чем-нибудь уколоть Володю, но вдруг поплавок чуть шевельнулся.
Ответ: .
3.15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Его прямо душило возмущение.
Панама только обалдело смотрит на неё.
Вот девчонки, начитаются всякой дряни, телевизора насмотрятся и выдумывают!
Ты ведь знаешь, и так за тебя волнуюсь, на этот твой манеж провожаю тебя, как на фронт.
Ответ: .
3.16
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) — На эдакую тяжесть не меньше как десять человек надо бы, а он, гад, де
нежки бережёт, — говорит худой скуластый парень.
2) Борода как у павлина хвост... — с ненавистью говорит один грузчик, указывая
товарищам на палубу.
Задёрганный с утра грубыми окриками, потный, взъерошенный, Лёнька кажется таким маленьким и жалким рядом с мощной фигурой Гордея Лукича, что среди грузчиков раздаётся смех.
Динка с беспокойством смотрит, как, вытянувшись в струнку и упираясь руками в бочку, Лёнька изо всех сил старается помочь рабочим.
Ответ: .
3.17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.
Около перил толкутся не занятые погрузкой рабочие; заскорузлые от пота, рваные рубахи едва прикрывают их чёрные жилистые плечи.
По сходням, тяжело ступая, спускается Гордей Лукич, у которого и впрямь густая чёрная борода закрывает половину лица.
— Живей, черти! — срываясь с места, кричит хозяин.
— Я вам покажу, как лясы точить! — свирепеет хозяин.
Ответ: .
3.18 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
экспрессивно-оценочная лексика.
Мы с Гулькой узнали, что прозвище девчонки — Вихрашка и что сейчас она лежит в лазарете.
Оглянулись: стоит на берегу, совсем близко от нас, девчонка на лыжах и на нас смотрит.
И сам я не помню, как это случилось, но размахнулся я и изо всех сил ударил Гульку по лицу.
А Гулька взял меня за руку, оттащил в пустой класс, ухмыляется.
Ответ: .
3.19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
слово разговорного стиля.
1) — Я знал, что в конце концов музыка тебя проймёт.
Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни...
Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.
А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются.
Ответ: .
3.20 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
Для хозяев он — дядя Серёжа или просто Серёжа, а для гостей — Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый.
Когда начинают танцевать, будущий филолог после некоторых колебаний, поправив короткий пиджачок, подходит к Сергею Васильевичу и, достав новенький блокнот, окая сильнее обычного и чуть запинаясь, неуверенно просит автограф.
Сергей Васильевич негромко и неторопливо рассказывает о встречах с Горьким, о столь памятных сокровенных чаепитиях, под конец замечая с болью в голосе...
Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.
Ответ:
3.21 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Но чаще всего, когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.
. 4) А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?
Ответ: .
3.22
3.23
3.24
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Столбов сгребает с парты учебник, тетрадку и плетётся к окну, где сидит Юля Фомина.
А потом по телевизору показывали: танцует так легко, вроде это одно удовольствие.
Взрослая женщина — нюни распустила...
Вызовут к доске, она — раз! — и вся красная делается.
Ответ: .
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является столкновение книжной и разговорно-сниженной лексики.
Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту картину, — это то, что предо мной морской вид.
Мой собеседник, удручённый, стоял, опустив голову, и отколупывал от статуи кусочки гипса.
Я попробовал взглянуть на картину в кулак: впечатление сконцентрировалось, и удивительная картина стала ещё непонятнее...
Это продукт моего личного переживания!
Ответ: .
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Ровно через десять минут Наташа и Люся одновременно открывали дверь на лестницу.
Наташа рванулась обратно, но Люся уже захлопнула дверь.
Перед этой картиной притихла даже Люся, почти не слушавшая рассказов Леонтия Фёдоровича и всё время убегавшая вперёд.
4) — Девочки! — захлебываясь от радости, заговорила Наташа. — Мы с папой
сейчас в Русский музей идём.
Ответ:
3.25
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метонимия.
Между тем вязаная кофта уже взял обратно со столика свой невзрачный чайник, налил воду, поставил на плитку и стал резать хлеб для бутерброда.
Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский.
Я послушно дождался того момента, когда ученики начали сдавать свои нарисованные с натуры чайники.
Видимо, задумчивый в вязаной кофте просто забыл сказать, что именно я-то должен делать.
Ответ: .
3.26 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Это восприятие, словно пожар, охватывало меня со всё нарастающей силой.
Самое горькое разочарование — разочарование в себе, когда душа в смятении и не знаешь, как быть.
Я поправился только тогда, когда мне с превеликим трудом родители достали цветные карандаши.
Твоего бы рыбачка на отдельную картину, это совершенно самостоятельный сюжет.
Ответ: .
3.27 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
Художник, как никто другой, имеет право на воображение.
На следующий день я решил нарисовать наш дом — таким, каким хотел бы его видеть.
Лучше всего получился дым, валивший из трубы.
В детстве мы все способные: каждый день открываем окружающий нас мир, не перестаём ему удивляться и всё хотим узнать, как же он устроен.
Ответ: .
3.28 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.
Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком.
Звуки голоса хозяина были тогда протяжными и короткими, и каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.
Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение!
Ответ:
3.29 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи являются неполные предложения.
Новому «жильцу» отгородили место в углу. Там всегда было чисто и сухо.
Иногда на её спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осторожно.
Решение было неожиданным. Очень хотелось выручить раненого.
Возле моста остановилась. Медленно стала ложиться.
Ответ:
3.30 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул.
Для людей — дома отдыха, а для него — что?..
Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
В озере отражались белые, как первый снег, цветы, под ними медленно проплывали маленькие рыбки.
Ответ: .
ЗАДАНИЕ 3
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности
№ варианта задания | Правильный ответ |
3.1 | 2 |
3.2 | 3 |
3.3 | 3 |
3.4 | 4 |
3.5 | 2 |
3.6 | 3 |
3.7 | 4 |
3.8 | 4 |
3.9 | 1 |
3.10 | 3 |
3.11 | 2 |
3.12 | 2 |
3.13 | 4 |
3.14 | 3 |
3.15 | 1 |
3.16 | 2 |
3.17 | 4 |
3.18 | 4 |
3.19 | 1 |
3.20 | 3 |
3.21 | 4 |
3.22 | 3 |
3.23 | 2 |
3.24 | 4 |
3.25 | 1 |
3.26 | 2 |
3.27 | 1 |
3.28 | 3 |
3.29 | 4 |
3.30 | 4 |