СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 3. ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Задание 3. ОГЭ по русскому языку»

ЗАДАНИЕ 3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Все лингвистические средства выразительности в тексте не столько служат эстетическим целям (приданию речи гармоничности, яркости, красоты), сколько решают смысловые задачи, подчёркивая логически важные слова, словосочета­ния, образы, мотивы, элементы сюжета. Тем самым речевые средства помогают писателю выразить идейно-тематический замысел (тему, проблему, идею текста), а читателю — понять его. Другими словами, для читателя средства речевой вы­разительности — это своеобразные смысловые маркёры, узнавание и понимание которых помогает адекватному восприятию текста. Именно это обусловливает важность данного задания.

Ответом к заданию 3 является число, которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Представляет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино.

  2. Будто сошлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос зве­нит, и вьётся, и туманит голову.

  3. И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разговоры: непонятно, с испугом все смотрят на него!

  4. И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят на­писать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-то...

Ответ: .

Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Разморённый жарким днём, наевшись недожаренной, недосоленной рыбы, ба­кенщик Егор спит у себя в сторожке.

  2. Притворяться ему в такие минуты не перед кем, и лицо его становится груст­ным, задумчивым.

  3. На Трубецком плёсе медленно возникает и так же медленно пропадает густой, бархатистый, трёхтоновый гудок.

  4. На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смотрят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным...

Ответ: .

Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи являются однокоренные слова (корневой повтор).

  1. Изменился наш остров, изменился и город.

  2. Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат.

  1. Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ва­тагой моих подчинённых бежал я, прыгая с камня на камень, в яхт-клуб.

  2. Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.

Ответ: .

3.4 Выпишите номер предложения, в котором одним из средств выразительности
речи является сравнение, выраженное творительным падежом существительного
с зависимым словом.

  1. На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем...

  2. Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком.

  3. Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ва­тагой моих подчинённых бежал я в яхт-клуб, прыгал с камня на камень.

  4. Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.

Ответ: .

3.5 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является метонимия.

  1. И тишина ещё больше оттеняла главную мелодию нашего состояния.

  2. И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями.

  3. Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований.

  4. Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.

Ответ: .

3.6 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является сравнение.

  1. Четыре последних дня отодвинули в небыль всё то, что было до этого, и это всё: служба, аэродром, свист двигателей — казалось таким дальним, почти нереальным.

  2. Он думал о том, как задами выйдет к баням, потом травяным огородом — к дому, как переоденется в спортивный костюм и затопит баню...


  1. Золотым блином висела в небе луна, и от стожка, смётанного посередине бывшей деревенской улицы, почти не виделось тени.

  2. Кипрей был так высок, что старые фамильные кросна, стоявшие рядом, на земле, почти скрывались в его розовых соцветиях.

Ответ: .

3.7 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи

является эпитет.

  1. Тётя Нина не только красивая, она обаятельная.

  2. Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.

  3. Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.


4) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.

Ответ: .

3.8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.

  1. С какой небрежностью он наклонился, как снисходительно, нехотя, обнял её грациозную тонкую талию.

  2. Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сложила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.

  3. Но вот её глаза встречаются с глазами Александрова, и он видит, как радость заливает её лицо.

4) — Как вам не стыдно? — сказала она, и эти простые, ничего не значащие
слова вдруг тёплым бархатом задрожали в груди Александрова.

Ответ: .

3.9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
эпитет.

  1. Вспоминает, как горел по ночам маяк, как ослепительно и дымно мерцал его свет, скользя лучами по мёртвому лесу.

  2. Она знает, что Егор выйдет сначала на обрыв, посмотрит вверх и вниз по ре­ке, немного подумает, будто не зная, где приладиться, и пойдёт потом к любимому своему месту — к перевёрнутой дырявой плоскодонке у самой воды.

  3. Алёнка, стягивая у горла шерстяной платок, идёт рядом.

  4. Егор и вправду останавливается на берегу, потом молча идёт к плоскодонке.

Ответ: .

3.10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.

  1. Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают.

  1. И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в го­сти, каждому личный подарок привезли.

  1. На улицах шрапнельные снаряды поют, а уж она о Берлине думает.

  2. И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком.

Ответ: .

3.11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются
антонимы.

  1. Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко это весеннее, обещающее «кап-кап»...

  2. Это не скучный дождь, что зарядит, бывало, на неделю, — это весёлая мар­товская капель.

  3. Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает блеском.

  4. Это мои шары вьются за форточкой, второй уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше.

Ответ:



3.12

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Об этом постоянно говорили по телефону его родители, и даже по местному телевидению сообщали о небывалом количестве грибов.

  2. А мы были уверены, что ты уехал: от тебя ни слуху ни духу.

  3. Он любил умиротворённо идти по лесу, бережно делая каждый шаг, и вдруг среди травы, листиков и кружевных теней обнаруживать гриб.

  4. Вот ещё миг назад гриб сливался со всем тем, что шелестело и потрескивало под ногами, а вдруг — хоп!.. — есть гриб.

Ответ: .

3.13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

  1. Валька Мухин поднялся с мягкой земли, отряхнулся и подобрал злополучный зонтик.

  1. Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.

  1. Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.

  1. Мухин, — сказала конопатая голова, — а о родителях ты подумал?

Ответ: . .

3.14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

1) Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя, но зацепил удилищем за ветлу.

  1. Но напряжение лески вдруг ослабло, и из воды, чмокнув, выскочил пустой крючок.

  2. И, несмотря на то что верхушки их уже порозовели от солнца, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.

  1. Он хотел чем-нибудь уколоть Володю, но вдруг поплавок чуть шевельнулся.

Ответ: .

3.15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Его прямо душило возмущение.

  2. Панама только обалдело смотрит на неё.

  3. Вот девчонки, начитаются всякой дряни, телевизора насмотрятся и выдумы­вают!

  4. Ты ведь знаешь, и так за тебя волнуюсь, на этот твой манеж провожаю тебя, как на фронт.

Ответ: .

3.16

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) — На эдакую тяжесть не меньше как десять человек надо бы, а он, гад, де­
нежки бережёт, — говорит худой скуластый парень.

2) Борода как у павлина хвост... — с ненавистью говорит один грузчик, указывая
товарищам на палубу.


  1. Задёрганный с утра грубыми окриками, потный, взъерошенный, Лёнька кажет­ся таким маленьким и жалким рядом с мощной фигурой Гордея Лукича, что среди грузчиков раздаётся смех.

  2. Динка с беспокойством смотрит, как, вытянувшись в струнку и упираясь руками в бочку, Лёнька изо всех сил старается помочь рабочим.

Ответ: .

3.17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.

  1. Около перил толкутся не занятые погрузкой рабочие; заскорузлые от пота, рваные рубахи едва прикрывают их чёрные жилистые плечи.

  2. По сходням, тяжело ступая, спускается Гордей Лукич, у которого и впрямь густая чёрная борода закрывает половину лица.


  1. — Живей, черти! — срываясь с места, кричит хозяин.

  2. — Я вам покажу, как лясы точить! — свирепеет хозяин.

Ответ: .

3.18 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
экспрессивно-оценочная лексика.

  1. Мы с Гулькой узнали, что прозвище девчонки — Вихрашка и что сейчас она лежит в лазарете.

  2. Оглянулись: стоит на берегу, совсем близко от нас, девчонка на лыжах и на нас смотрит.

  3. И сам я не помню, как это случилось, но размахнулся я и изо всех сил ударил Гульку по лицу.

  1. А Гулька взял меня за руку, оттащил в пустой класс, ухмыляется.

Ответ: .

3.19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
слово разговорного стиля.

1) — Я знал, что в конце концов музыка тебя проймёт.

  1. Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает сло­вами из песни...

  1. Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.

  2. А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются.

Ответ: .

3.20 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.

  1. Для хозяев он — дядя Серёжа или просто Серёжа, а для гостей — Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый.

  2. Когда начинают танцевать, будущий филолог после некоторых колебаний, по­правив короткий пиджачок, подходит к Сергею Васильевичу и, достав новенький блокнот, окая сильнее обычного и чуть запинаясь, неуверенно просит автограф.

  3. Сергей Васильевич негромко и неторопливо рассказывает о встречах с Горь­ким, о столь памятных сокровенных чаепитиях, под конец замечая с болью в голосе...

  4. Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.

Ответ:


3.21 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является срав­нение.

  1. Но чаще всего, когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начи­нают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

  1. Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.

  1. Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.

. 4) А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пой­дёшь или прямо пойдёшь?

Ответ: .

3.22

3.23

3.24

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фра­зеологизм.

  1. Столбов сгребает с парты учебник, тетрадку и плетётся к окну, где сидит Юля Фомина.

  2. А потом по телевизору показывали: танцует так легко, вроде это одно удо­вольствие.

  1. Взрослая женщина — нюни распустила...

  2. Вызовут к доске, она — раз! — и вся красная делается.

Ответ: .

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является стол­кновение книжной и разговорно-сниженной лексики.

  1. Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту карти­ну, — это то, что предо мной морской вид.

  2. Мой собеседник, удручённый, стоял, опустив голову, и отколупывал от статуи кусочки гипса.

  3. Я попробовал взглянуть на картину в кулак: впечатление сконцентрировалось, и удивительная картина стала ещё непонятнее...

  4. Это продукт моего личного переживания!

Ответ: .

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фра­зеологизм.

  1. Ровно через десять минут Наташа и Люся одновременно открывали дверь на лестницу.

  2. Наташа рванулась обратно, но Люся уже захлопнула дверь.

  3. Перед этой картиной притихла даже Люся, почти не слушавшая рассказов Ле­онтия Фёдоровича и всё время убегавшая вперёд.

4) — Девочки! — захлебываясь от радости, заговорила Наташа. — Мы с папой
сейчас в Русский музей идём.

Ответ:


3.25

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является мето­нимия.

  1. Между тем вязаная кофта уже взял обратно со столика свой невзрачный чай­ник, налил воду, поставил на плитку и стал резать хлеб для бутерброда.

  2. Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский.


  1. Я послушно дождался того момента, когда ученики начали сдавать свои на­рисованные с натуры чайники.

  2. Видимо, задумчивый в вязаной кофте просто забыл сказать, что именно я-то должен делать.

Ответ: .

3.26 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Это восприятие, словно пожар, охватывало меня со всё нарастающей силой.

  1. Самое горькое разочарование — разочарование в себе, когда душа в смятении и не знаешь, как быть.

  2. Я поправился только тогда, когда мне с превеликим трудом родители достали цветные карандаши.

  3. Твоего бы рыбачка на отдельную картину, это совершенно самостоятельный сюжет.

Ответ: .

3.27 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является срав­нительный оборот.

  1. Художник, как никто другой, имеет право на воображение.

  2. На следующий день я решил нарисовать наш дом — таким, каким хотел бы его видеть.

  3. Лучше всего получился дым, валивший из трубы.

  4. В детстве мы все способные: каждый день открываем окружающий нас мир, не перестаём ему удивляться и всё хотим узнать, как же он устроен.

Ответ: .

3.28 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

  2. Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком.

  3. Звуки голоса хозяина были тогда протяжными и короткими, и каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.

  4. Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение!

Ответ:

3.29 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи являются не­полные предложения.

  1. Новому «жильцу» отгородили место в углу. Там всегда было чисто и сухо.

  2. Иногда на её спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осто­рожно.

  3. Решение было неожиданным. Очень хотелось выручить раненого.

  4. Возле моста остановилась. Медленно стала ложиться.

Ответ:

3.30 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

  1. Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, по­махивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул.

  2. Для людей — дома отдыха, а для него — что?..

  3. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

  4. В озере отражались белые, как первый снег, цветы, под ними медленно про­плывали маленькие рыбки.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности





варианта задания

Правильный ответ

3.1

2

3.2

3

3.3

3

3.4

4

3.5

2

3.6

3

3.7

4

3.8

4

3.9

1

3.10

3

3.11

2

3.12

2

3.13

4

3.14

3

3.15

1

3.16

2

3.17

4

3.18

4

3.19

1

3.20

3

3.21

4

3.22

3

3.23

2

3.24

4

3.25

1

3.26

2

3.27

1

3.28

3

3.29

4

3.30

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!