СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 13. огэ по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными частями. Виды подчинения.

Просмотр содержимого документа
«Задание 13. огэ по русскому языку.»

ЗАДАНИЕ 13

Синтаксический анализ сложного предложения

с несколькими придаточными частями.

Виды подчинения

Это задание проверяет умение видеть структуру сложного предложения и на­ходить предложения заданной структуры в тексте. В задании требуется найти предложения с однородным, последовательным или параллельным подчинением придаточных частей.

Выполняя задание, сначала нужно найти предложение, состоящее не менее чем из трёх структурных частей (с тремя грамматическими основами). Затем, используя вопросы и отмечая союзы или союзные слова, исследовать особен­ности связи этих частей и сделать выводы, опираясь на знания о последова­тельном, параллельном и однородном подчинении придаточных. Проверить правильность своих выводов можно, начертив графическую схему выбранного предложения.

Если учесть, что от вида подчинения во многом зависит расстановка знаков препинания в предложении, то понятно, насколько важно владеть этими зна­ниями и умениями.

Ответом к заданию 13 является число или числа, которые следует за­писать в поле ответа в тексте работы.

13.1 В приведённом фрагменте найдите сложноподчинённое предложение с по­
следовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предло­
жения.

«(1)С Новым годом, дорогой дяденька боец! (2)Когда будешь в Берлине, помаши мне платочком, пожалуйста. (3)А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже вам ручкой помашу. (4)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (5)Желаю тебе здоровья! (6)Ура!!! (7)На Берлин! (8)Лида Гаврилова».

Ответ: .

13.2 В приведённом фрагменте найдите сложноподчинённое предложение с одно­
родным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Что за звон стоит в его сердце и над всей землёй? (2)Что так манит, что бу­доражит его в глухой вечерний час? (3)И почему так тоскует он?

(4)А ведь прекрасна же его родина — эти пыльные дороги, исхоженные, истоп­танные с младенчества, эти деревни, куда так часто ходил он вечерами, где дрался не раз до крови. (5)Прекрасен же сизый дым костра над рекой, и огни бакенов, и весна с лиловым снегом на полях. (б)Прекрасна и осень с её скукой, с дождиком, с пахучим ночным ветром!

(7)Так почему же просыпается он, кто зовёт по ночам его?

Ответ:

13.3 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Когда-то, когда мы были мальчишками, мы прыгали здесь в воду и плыли через залив, соревнуясь в скорости. (2)А вот здесь, помню, мы ныряли, тоже соревнуясь, кто дольше пробудет под водой.

(З)Где сейчас все мои тогдашние друзья?.. (4)Сколько прошло лет... (5)Сколько жизни прожито...

(6)Даже не верится, что я снова на родном острове. (7)Но это так. (8)Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком. (9)Там двадцать с лишним лет тому назад собрались трое совсем молодых и совсем глупых искателей приключений, чтобы отправиться в мир на поиски сча­стья и всего необыкновенного, что в этом мире можно найти.

Ответ: .

13.4 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Ощутил мощный ток покамест невидимой и неслышимой реки, её близость. (2)В дорожном просвете, в этом готовящемся к ночному покою лесу я увидел домик. (З)Домик с белым крыльцом, на Бобришном угоре. (4)Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. (5)Еле заметная тропка ответвилась от неё, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. (б)Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. (7)Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь пере­ступить, чтобы не растоптать её белые звёздочки.

Ответ: .

13.5

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Майор то смотрел в небо, то опять закрывал глаза и не торопился вставать, отодвигая счастье встречи с деревней. (2)Каравайка была в двух километрах отсюда. (3)Он думал о том, как задами выйдет к баням, потом травяным огородом — к до­му, как переоденется в спортивный костюм и затопит баню...

(4)Он вскочил с волнением. (5)Впереди, там, где были деревни, садилось крас­ное солнце. (6)В поле он вышел уже в то время, когда сумерки помутили тёплую летнюю даль с чернёным пояском окрестных лесов.

Ответ: .


13.6

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. (2)При других — пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. (3)С ней ведь все поговорить хотят. (4)Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь ска­жет или спросит, если он с ней знаком, конечно. (5)Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. (6)Так мама говорит. (7)И это правда. (8)Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.

Ответ:

13.7 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Александров медленно отступает к галерее. (2)Теперь он уверенно знает, что им совершена какая-то грубая, непростительная ошибка, какая-то нелепая и смеш­ная неловкость, которую загладить уже нет ни времени, ни возможности... (З)Пойти объясниться? (4)Нет, это значило бы громоздить глупость на глупость... (5)Ни раз­дражения, ни упрека нет у него в душе против Зиночки. (б)Распускалось, расцве­тало какое-то лёгкое, чудесное, сверкающее счастье и вдруг померкло, исчезло. (7)Весь мир теперь для юнкера вдруг, в секунду, как будто окрасился жёлтым тоном, тусклым и скучным, точно он надел жёлтые очки.

Ответ: .

13.8 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­
чинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Лицо у него крупное, рыхлое, неподвижно-сонное и горбоносое. (2)На летнем солнце, на ветру загорел он почти до черноты, и серые глаза его кажутся синими от этого.

(З)Когда-то служил он во флоте на Севере. (4)Вспоминает Егор низкий сумрачный берег, северное море, жуткое полярное сияние зимой, сизые маленькие изуродо­ванные ёлки, мох, песок. (5)Вспоминает, как горел по ночам маяк, как ослепительно и дымно мерцал его свет, скользя лучами по мёртвому лесу. (б)Но думается ему обо всём этом равнодушно и отдалённо.

(7)Иногда же его охватывает, бьёт странная дрожь, не по себе становится ему, и тогда хандрит он с самого утра, время от времени лениво говоря Алёнке:

— (8)Ну, давай, что ли, а?..

Ответ: .

13.9 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­
чинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Панама за полчаса до уроков из дома вышел, а школа-то вот она, рядом. (2)Подумал Панама, что до школы два шага, что ещё рано, решил квартал кругом обойти, завернул за угол. (3)А за углом, около закрытого ларька, лошадь стоит, извозчик — седенький старичок — на огромной платформе сидит, газету читает. (4)Ну, Панама и прилип.

Ответ:

13.10 В приведённом фрагменте найдите сложные предложения с однородным под­чинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

(1)3ащурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце, как широкая золотая по­лоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в окно, а в ней суетятся золотинки.

(2)На крашеном полу лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и чёрные на них крестики скосились. (3)И до того они прозрачны, что даже пятнышки видны, видны и солнечные зайчики, голубой и красный! (4)Но это совсем не зайчики. (5)Я смотрю на окно — шары! (б)Это мои шары вьются за форточкой, второй уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше.

Ответ:

13.11 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­
чинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

— (1)Без меня играли, и никто не позвонил, это нормально, по-твоему?! (2)Трудно
было номер набрать?

(З)Дима сердился, ему было обидно. (4)Эти футбольные матчи на школьном стадионе были важным ритуалом. (5)И не существенно, что именно Дима когда-то собирал команды, что это он долго прививал всем привычку к еженедельным мат­чам, к весёлым разговорам. (6)А теперь вот играли без него, и никто не позвонил. (7)Никто! (8)Ни один человек. (9)То есть они смогли сыграть без него, и всё в по­рядке, и ничего не случилось.

Ответ: .

13.12 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­
чинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)В двенадцать, как и обещал, Валька стоял у подножия вышки. (2)Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.

(З)Хватаясь за раскалённые солнцем перекладины, Валька полез наверх. (^До­бравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.

— (5)Ты это всерьёз задумал? — прокричал снизу Борька. — (б)Слезай!

Ответ: .

13.13 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­
чинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Володя готов был начать ловить, но Яшка шёл всё дальше берегом реки. (2)Они почти по пояс вымокли в росе, когда наконец пришли на место и Яшка стал спускаться к воде. (З)Оглядевшись, Володя поразился мрачности, которая царила в этом омуте. (4)Пахло сыростью, тиной, вода была чёрной, ветлы почти закрыли всё небо. (5)И, несмотря на то что верхушки их уже порозовели от солнца, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.

Ответ: .

13.14

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным и по­следовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Панама вошёл в свою подворотню. (2)У них во дворе был маленький садик и песочница, в которой по утрам копошились малыши, а вечером собирались взрос­лые мальчишки, громыхали на гитаре, пока их дворничиха не прогоняла. (З)Сейчас темно и холодно, и в садике никого нет. (4)Хотя нет, кто-то есть, вон он идёт на­встречу Панаме. (5)Да это же Маша Уголькова!

— (б)Здравствуй!.. (7)Игорь, ты не бойся. (8)Вот, держи, — и она суёт в руки Панаме узелок, из которого сыплются какие-то монеты.

Ответ: .


13.15

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Борода, как у павлина хвост... — с ненавистью говорит один грузчик, указывая товарищам на палубу.

(2)Динка приподнимается на цыпочки. (3)По сходням, тяжело ступая, спускается Гордей Лукич, у которого и впрямь густая чёрная борода закрывает половину ли-


ца. (4)Динка со страхом и ненавистью смотрит на бороду хозяина, ей кажется, что грузчик прав и что именно из-за этой злодейской бороды так страшен всем этот человек.

— (5)Ну, чего стали? — кричит Гордей Лукич на грузчиков, обтирая голенища
своих сапог сложенной вчетверо мокрой верёвкой.

Ответ: .

13.16


В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение! (2)3вуки голоса хозяина были тогда протяжными и короткими, и каж­дый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. (3)А Арктуру казалось, что всё это уже было с ним, было так давно, что он никак не мог вспомнить, где же и когда. (4)Скорее всего, такое же ощущение счастья было у него, когда он слепым щенком сосал свою мать.

Ответ: .

13.17


В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Решение было неожиданным. (2)Очень хотелось выручить раненого. (З)Как на­ставлял Ризому Абай, что он говорил ей — никто не знал. (4)Только все увидели, как спокойной рысью осёдланная лошадь бежала по дороге к мосту. (5)Видели это и японцы, но на неё они не обратили внимания: часто можно было видеть в то время бесхозных лошадей.

Ответ: .

13.18


В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Онй слишком уставали за день, и им было не до размышлений.

(2)Однажды мы вышли на рыбную ловлю в два часа ночи; в лугах было сумрачно от звёздного света, а на востоке уже занималась, синея, заря.

(3)По дороге на озеро стояло несколько ив, под ивами спал сивый мерин. (4)Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрёл следом за нами. (5)Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь, скучно прислушиваться, не ржёт ли где-нибудь его приятель, не зовёт ли его одно­глазый конь.

(6)На озере, пока мы разводили костёр, старый мерин подошёл к воде, долго её нюхал, но пить не захотел. (7)Потом он осторожно пошёл в воду.

— (8)Куда, дьявол! — в один голос закричали мы оба, боясь, что мерин рас­
пугает рыбу.

Ответ: .

13.19 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

— (1)Я художник, — сказал он матери. — (2)Нельзя ли у вас остановиться на всё
лето? (6)Я бы сад караулил.

(З)Мать, конечно, обрадовалась такому жильцу и пустила художника в баню. (4)Всё лето он писал наш запущенный сад. (5)И как это у него выходило чудесно, я до сих пор понять не могу.


(6)Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, жёлтый, тигровый, рос­кошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.

— (7)3дравствуйте! — приветствовал его художник.

(8)Поласкал его, а кот поднял хвост и запел.

(9)Долго любовался художник котом, и даже мы с Серёжей, ещё дети, поняли, как бедному художнику туго жить одному приходится, если он коту этому, как ми­лому другу, обрадовался.

Ответ: .

13.20 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Только в одном случае мой друг проявляет строгость — когда дело касается огня. (2)У него врождённый исключительный нюх на огонь, поскольку ещё в раннем детстве нанюхался дыма и копоти. (З)Как только Челкаш заметит где-нибудь открытый огонь или просто учует запах гари, сразу поднимает сердитый лай. (4)Стоит мне за­курить, как он подбегает, делает губы дудкой и дует на сигарету. (б)Случалось, втайне от меня он выкидывал зажигалки в помойное ведро. (б)Когда на кухне я включаю газо­вые горелки, он недовольно бурчит и, пока я готовлю еду, всё время принюхивается.

Ответ: .

13.21 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Мы с Гулькой узнали, что прозвище девчонки — Вихрашка и что сейчас она лежит в лазарете. (2)И ещё мы узнали то, что нас больше всего потрясло: она дочка... самого Михаила Ивановича.

(3)И вот через несколько дней идём мы с Гулькой по коридору, а у окошка стоят несколько девчонок из новеньких, шепчутся и ревут все:

— (4)Вихрашка помирает...

(5)И вдруг вижу: директор по коридору идёт... (6)Идёт, вперёд смотрит, точно ничего не видит.

Ответ: .

13.22

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (2)Они бы хо­тели, наверное, чтоб я и вовсе не рос: они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (3)А меня спросили?

(4)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (5)Я сказал об этом родителям.

— (б)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (7)Какой добрый, а! — воскликнул отец.

Ответ: .


13.23

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Он приезжает с некоторым опозданием, когда гости уже в сборе и виновница торжества, его двоюродная племянница, то и дело поглядывает на часы. ^Моло­жавый, с крупной серебристой головой и выразительным, энергичным лицом, он,


13.24

войдя в комнату и радушно улыбаясь, здоровается общим полупоклоном, предста­вительный, почтенный и привычный к вниманию окружающих.

(З)Для хозяев он — дядя Серёжа или просто Серёжа, а для гостей — Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый. (4)И подарок привезён им особенный: чашка с блюдцем из сервиза, которым мно­гие годы лично пользовался и незадолго до смерти передал ему сам Горький. (5)Эту, можно сказать, музейную ценность сразу же устанавливают на верхней полке серванта за толстым стеклом, на видном, почётном месте.

Ответ: .

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(2)Почему-то раньше всё было просто. (З)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (4)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

(5)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним.

Ответ:


13.25

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  • (1)Ты чего географию-то промотал? (2)Кино показывали! — встретил Панаму Столбов, его товарищ по парте. — (3)А я тут такую книгу достал про дореволюци­онных шпионов. (4)Не знаю только, как называется, потому что начала нет и конца тоже. (5)Написано: «(б)Продолжение в следующем выпуске...»

  • (7)Столбов!

(8)Столбов закрывает рот, но ненадолго.

(9)Там, понимаешь, один шпион придумал такое средство...

Ответ:


13.26

13.27

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Через всё полотно шла жёлтая полоса, по одну сторону которой были настав­лены маленькие закорючки чёрного цвета. (2)Такие же закорючки, но лилового цвета приятно разнообразили тон внизу картины. (З)Сбоку висело солнце, которое было бы очень недурным астрономическим светилом, если бы не было односторонним и притом голубого цвета.

(4)Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту карти­ну, — это то, что предо мной морской вид. (5)Но чёрные закорючки сверху раз­рушали это предположение самым безжалостным образом.

Ответ: .

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Как-то в воскресенье, когда все позавтракали и обсуждались планы на день, Леонтий Фёдорович сказал:

(2)Ну, Наташка, я решил сегодня отдохнуть. Сходим в Русский музей, давно не были.

  • (3)Ой! — обрадовалась Наташа и выскочила из-за стола. — (4)А можно Катю и Люсю взять?

  • (5)Конечно, можно. (6)Вы собирайтесь, а мне надо на почту сбегать. (7)Не опаздывайте, буду ждать вас на бульваре ровно через десять минут.

(8)Наташа выскочила в прихожую коммуналки.

(Э)Девочки! — захлебываясь от радости, заговорила Наташа. — (10)Мы с папой
сейчас в Русский музей идём. (11)Хотите с нами?

Ответ: .

13.28 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Я взялся за дело, и через полчаса рисунок был готов. (2)Вязаная кофта долго и задумчиво его рассматривал, пытаясь понять, кто здесь красные дружинники и где лошади. (З)Видно, ничего подобного он никогда в руках не держал.

(4)Ну, что ж... — сказал он и отложил мой листок.

(5)Я послушно дождался того момента, когда ученики начали сдавать свои на­рисованные с натуры чайники.

(б)Чайники меня поразили. (7)Были чайники раскоряченные, пузатые, домовитые, а были хрупкие и нежные, были гладкие и блестящие, а были матовые, упругие, все как будто составленные из шарниров. (8)Причём чайник-то ведь был один и тот же, нарисованный с одного ракурса! (9)Что же касается груши, то она, чёрно-белая, острая и ребристая, выглядела на рисунках так аппетитно, что я с некоторым со­мнением посмотрел на её прототип.

Ответ: .

13.29 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  • (1)Получится, я в этом не сомневаюсь, — сказала мать. — (2)Самое горькое разочарование — разочарование в себе, когда душа в смятении и не знаешь, как быть. (З)Нельзя сомневаться в себе.

  • (4)Не художник, так инженер из тебя получится, — заявил отец. — (5)Инженер должен объёмно представлять детали...

  • (6)Как это не получится? — удивился Евграф Кузьмич. — (7)Художник — это состояние души. (8)В этом плане ты уже зашёл далеко. (9)И если взялся за кисть или за перо, должен верить, что сделаешь что-то значительное.

Ответ: .

13.30

В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Невозможно было понять, где кончается вода и начинается небо. (2)День был солнечный, и на поверхность воды от ельника падала густая тень. (З)Этот третий, лежащий на боку лес окончательно сбил меня с толку. (4)Дома я нарисовал все три леса: настоящий, утонувший и лежащий на боку. (б)Нарисовал неумело, и приятели, взглянув на рисунок, приняли его за жестокий обман.

  • (6)Так не бывает! — заявили.

  • (7)Бывает! — сказала мать. — (8)Художник, как никто другой, имеет право на воображение.

Ответ:

ЗАДАНИЕ 13

Синтаксический анализ сложного предложения

с несколькими придаточными частями. Виды подчинения



варианта задания

Правильный ответ

13.1

3

13.2

4

13.3

9

13.4

4

13.5

3

13.6

4

13.7

2

13.8

5

13.9

2

13.10

1, 3

13.11

5

13.12

4

13.13

2

13.14

2

13.15

4

13.16

3

13.17

3

13.18

5

13.19

9

13.20

6

13.21

1

13.22

4

13.23

1

13.24

3

13.25

4

13.26

3

13.27

1

13.28

2

13.29

9

13.30

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!