СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи по теме "Родословные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи по теме "Родословные"»

1. По родословной, пред­став­лен­ной на рисунке, уста­но­ви­те характер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го черным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не­сцеп­лен с полом), ге­но­ти­пы детей в пер­вом и вто­ром поколении.

 

Пояснение.

1) При­знак до­ми­нант­ный так как пе­ре­да­ет­ся потом­ству все­гда, не сцеп­лен­ный с полом так как пе­ре­да­ет­ся в рав­ной сте­пе­ни как до­че­рям, так и сы­но­вьям. Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: жен­щи­на: аа, муж­чи­на Аа (с при­зна­ком).

2) Ге­но­ти­пы детей в F1 жен­щи­ны — Аа (с при­зна­ком) и aа, муж­чи­ны — Аа (с при­зна­ком).

3) Ге­но­ти­пы по­том­ков F2 муж­чи­на — Аа (с при­зна­ком).

 

При­ме­ча­ние.

Люди с изу­ча­е­мым при­зна­ком встре­ча­ют­ся в каж­дом по­ко­ле­нии; че­ло­век, име­ю­щий изу­ча­е­мый при­знак, рож­да­ет­ся в семье, где обя­за­тель­но хотя бы один из ро­ди­те­лей имеет изу­ча­е­мый при­знак. По­это­му можно сде­лать пер­вый вывод: изу­ча­е­мый при­знак яв­ля­ет­ся до­ми­нант­ным. От отца, име­ю­ще­го при­знак, он пе­ре­дал­ся и до­че­ри, и сыну. Зна­чит, на­сле­до­ва­ние ауто­сом­но-до­ми­нант­ное.

 

Про­бле­ма в том, что у этой за­да­чи три ре­ше­ния:(

желательно все три ва­ри­ан­та про­пи­сать... и ска­зать 100% по дан­ной ро­до­слов­ной нель­зя уста­но­вить тип на­сле­до­ва­ния:(

Xa- про­яв­ле­ние при­зна­ка, XA - по­дав­ля­ет. Тогда:

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей - XAXa и XaY

Пер­во­го по­ко­ле­ния - XaXa, XAXa, XaY

Вто­ро­го по­ко­ле­ния - XaY

2. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

 

Пояснение.

1) При­знак ре­цес­сив­ный;

2) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — аа, отец — АА или Аа;

3) ге­но­ти­пы детей: сын и дочь ге­те­ро­зи­го­ты — Аа (до­пус­ка­ет­ся: иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи, ука­за­ние толь­ко од­но­го из ва­ри­ан­тов ге­но­ти­па отца).

3. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

 

Пояснение.

1) При­знак до­ми­нант­ный, не сцеп­лен с полом;

2) ге­но­ти­пы детей 1 по­ко­ле­ния: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) ге­но­ти­пы детей 2 по­ко­ле­ния: дочь Аа.

4. Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?

Пояснение.

1. Показан пример аутосомно-доминантного наследования при полном доминировании.

2. Генотипы родоначальников Аа и аа.

3. Все люди, не несущие исследуемого признака, гомозиготны по рецессивному признаку.

5. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Пояснение.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Ха,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Ха, другой ХА.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 — женщина-носитель — ХАХа

4 — мужчина без признака — ХАY

8 — мужчина с признаком — ХаY

11 — женщина-носитель — ХАХа

 

6. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.

Пояснение.

1) Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, скорее всего сцепленным с Х-хромосомой: Ха,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Родители без признака, у них рождается две дочери (2 и 3) без признака, а сын (4) с признаком. У женщин 2 и 6 рождаются сыновья с признаком.

2) Генотипы родителей: ♀ХАХа ♂ХАY, носитель признака — женщина

3) Генотипы детей в первом поколении:

2 — ♀ХАХа — женщина — носитель, т. к. у нее рождается сын (8) с признаком ♂ХаY и сын без признака (7) ♂ХАY

3 — ♀ХАХа или ♀ХАХА

4 — ♂ХаY

7. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те и обос­нуй­те ге­но­ти­пы родителей, потомков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1, 6, 7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под № 6, если в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

 

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА; при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;

2) дочь (1) — ХАХа – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6:

Её муж ХАY, т.к. по условию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

— Если её ге­но­тип ХАХа,

то ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком 25% ХаY мальчики

 

Схема решения задачи:

Р ♀ХАХа→♂ХАY

G ♀ХА♀Хa;♂ХА♂Y

F1ХАХААХaАY;ХaY

 

— Если её ге­но­тип ХАХА, то 0%.

Схема решения задачи:

Р ♀ХАХA→♂ХАY

G ♀ХА;♂ХА♂Y

F1ХАХААY

(Допускается иная ге­не­ти­че­ская символика)

8. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го чёрным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не сцеп­лен с полом), и обос­нуй­те его. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы людей 1, 2 и 3. Установите, с какой ве­ро­ят­но­стью жен­щи­на 4 будет гетерозиготной.

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

1) При­знак на­сле­ду­ет­ся рецессивно, по­сколь­ку он появля­ет­ся в парах, где ни один из ро­ди­те­лей при­зна­ка не имеет. При­знак на­сле­ду­ет­ся аутосомно, по­сколь­ку в парах, где муж­чи­на при­зна­ка не имеет, есть име­ю­щие при­знак дочери.

2) Родители: аа × Аа (или АА), ро­ди­тель 1 имеет ге­но­тип аа.

В пер­вом по­ко­ле­нии и дочь, и сын Аа. У обоих в браке появля­ют­ся дети с ге­но­ти­пом аа (проявляется признак), значит, у обоих партнёры гетерозиготны, и муж­чи­на 2, и жен­щи­на 3 имеют ге­но­тип Аа.

3) Жен­щи­на 4 может иметь ге­но­тип АА (вероятность 25%) или Аа (вероятность 50%), по­сколь­ку в браке двух ге­те­ро­зи­гот­ных людей рас­щеп­ле­ние по ге­но­ти­пу будет 1/4 АА : 1/2 Аа : 1/4 аа

9. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го чёрным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не сцеп­лен с полом), и обос­нуй­те его. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы людей 1, 2 и 3. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния у жен­щи­ны 4 сле­ду­ю­ще­го ребёнка с признаком, вы­де­лен­ным на ри­сун­ке ро­до­слов­ной чёрным цветом, если она вый­дет замуж за человека, име­ю­ще­го этот признак.

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

1) При­знак на­сле­ду­ет­ся рецессивно, по­сколь­ку он по­явля­ет­ся в парах, где ни один из ро­ди­те­лей при­зна­ка не имеет. При­знак на­сле­ду­ет­ся аутосомно, по­сколь­ку в парах, где муж­чи­на при­зна­ка не имеет, есть име­ю­щие при­знак дочери.

2) По­сколь­ку у ро­ди­те­лей нет признака, они оба гетерозиготны, таким образом, муж­чи­на 1 имеет ге­но­тип Аа. У жен­щи­ны 2 от име­ю­ще­го при­знак муж­чи­ны пя­те­ро детей, и ни у кого из них при­знак не проявился, так что можно счи­тать её го­мо­зи­гот­ной АА (но возможно, что она геторозиготна Аа). У муж­чи­ны 3 в браке с име­ю­щей при­знак жен­щи­ной один из детей имеет признак, зна­чит он ге­те­ро­зи­го­тен Аа.

3) По­сколь­ку у жен­щи­ны 4 один из ро­ди­те­лей имеет признак, а вто­рой нет, она ге­те­ро­зи­гот­на (Аа), значит, при за­му­же­стве с име­ю­щим при­знак муж­чи­ной она с ве­ро­ят­но­стью 1/2 родит ребёнка, име­ю­ще­го признак.

10. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер про­яв­ле­ния при­зна­ка (доминантный, рецессивный), обо­зна­чен­но­го чёрным цветом. Опре­де­ли­те ге­но­тип людей под но­ме­ра­ми 1, 2, 3. Определите, сцеп­лен ли на­сле­ду­е­мый при­знак с полом?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

1) при­знак рецессивный, передаётся через поколение;

2) отец (1) гомозиготен, его дочь (3) – гетерозиготна, мать (2) гомозиготна;

3) признак, не сцеп­лен с полом, т. к. у жен­щи­ны (2) ро­дил­ся сын без дан­но­го признака

11. Изучите схему и определите тип наследования признака, поясните. Определите генотипы членов родословной № 1, 2, 3, 4.

Пояснение.

Определение типа наследования признака:

Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, значит,данный признак рецессивный. При близкородственном скрещивании наблюдается рождение большого количества детей с данным признаком. Признак встречается приблизительно одинаково редко у мужчин и у женщин (у женщин - 3, у мужчин - 2), то можно предположить, что изучаемый признак является аутосомным, т. е. обусловливающий его ген расположен в аутосоме.

Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-рецессивному типу.

 

Возможные генотипы всех членов родословной:

А – аллель доминантного гена;

а – аллель рецессивного гена.

Генотипы особей, имеющих данный признак (в том числе №3): аа.

Генотипы основателей рода — особь №1 и особь №2: Аа.

Генотипы остальных особей (в том числе № 4) можно представить так: А_ (АА или Аа).

12. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной

Пояснение.

Определение типа наследования признака:

Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими признаками:

1. признак встречается часто, в каждом поколении;

2. признак встречается только у мужчин;

3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.

Возможные генотипы всех членов родословной:

Ya – наличие данной аномалии;

YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).

Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;

Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА.

Ответ:

Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.

Генотип пробанда: XYa .

13. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной

Пояснение.

Определение типа наследования признака:

Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; человек, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.

В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.

Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.

Определение генотипа пробанда:

А – доминантный ген (аномалия организма);

а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).

Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования.

Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген А он получил от матери, а ген а - от отца.

Генотип пробанда: Аа.

Ответ:

Аутосомно-доминантный тип наследования признака.

Генотип пробанда: Aа.

14. Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

 

Пояснение.

Определение типа наследования признака:

Признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака; мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой (2 женщины и 3 мужчины). Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.

Таким образом, можно предположить, что данное графическое изображение родословной принадлежит к аутосомно-рецессивному типу наследования признака.

 

Возможные генотипы всех членов родословной:

А – аллель доминантного гена;

а – аллель рецессивного гена.

Генотипа особей, имеющих данный признак — особь №7, №9: аа

Генотипы основателей рода: особь №1— аа и особь №2 — А_

Генотипы особей: особи №3, №4, №6 — АА (скорее всего, т.к. нет расщепления в потомстве, а № 9 аа, т.к. отец аа, мать Аа).

Генотип особи №5 — Аа (т.к. родители А_ и аа).

Генотип особи № 8 точно установить нет возможности — или Аа, или АА

15. Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей-дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением (больных – сплошной штриховкой, носителей – пунктирной).

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: отец Тани и Наташи – дальтоник XdY,

мать – носительница дальтонизма ХDХd;

2) Таня и Наташа ХdХd, дальтоники, их мужья – ХY – здоровы;

3) дочери Тани: девочки ХDХd – носительницы дальтонизма, сыновья Тани и Наташи – дальтоники ХdУ

 

Ответ включает все названные выше

 

(Допускается иная генетическая символика)



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!