СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на кроссинговер, неполное сцепление

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи на кроссинговер, неполное сцепление»

Задачи « Сцепленное наследование Кроссинговер»

1. При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го (a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b) в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу: 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми; 39 — вы­со­ких с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми; 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми; 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства.

Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Дано:

А – вы­со­кие

а – кар­ли­ко­вые

В – округ­лые

b — гру­ше­вид­ные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние с округ­лы­ми пло­да­ми

♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

В потом­стве по­лу­ча­ем 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (А_bb) и 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми (ааВ_) и 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми (А_В_); 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов по­ка­зы­ва­ет, что при­зна­ки вы­со­кие – гру­ше­вид­ные (Аb) и кар­ли­ко­вые – округ­лые (аВ) сцеп­ле­ны, но не пол­но­стью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом крос­син­го­ве­ра.

 

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Аа Вb — 12 — вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми

аа bb — 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

Ответ:

Ге­но­ти­пы потом­ства:

Ааbb — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

аа Вb — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Аа Вb — вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми

аа bb — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

 

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских груп­пы, что го­во­рит о том, что идет крос­син­го­вер.

2. При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу: 100 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми; 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми; 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми; 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Дано:

А – глад­кие

а – мор­щи­ни­стые

В – окра­шен­ные

b — не­окра­шен­ные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное рас­те­ние с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

♂ ааbb – с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

В потом­стве по­лу­ча­ем 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми (А_bb) и 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми (ааВ_) и 100 глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми (А_В_); 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов по­ка­зы­ва­ет, что при­зна­ки глад­кие – не­окра­шен­ные (Аb) и мор­щи­ни­стые – окра­шен­ные (аВ) сцеп­ле­ны, но не пол­но­стью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом крос­син­го­ве­ра.

 

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми

аа Вb — 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми

Аа Вb — 100 — глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

аа bb — 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми

 

Ответ:

Ге­но­ти­пы потом­ства:

Ааbb — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми

аа Вb — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми

Аа Вb — глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

аа bb — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми

 

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских груп­пы, что го­во­рит о том, что идет крос­син­го­вер.

3. При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фе­но­ти­па­ми: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

В F1 все потом­ство по­лу­чи­лось оди­на­ко­вым. Сле­до­ва­тель­но, скре­щи­ва­ли двух го­мо­зи­гот, про­явив­ши­е­ся в F1 при­зна­ки яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми.

A — усы, a — без усов

B — яркие цвет­ки, b — блед­ные цвет­ки

1) 1-е скре­щи­ва­ние:

Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb

G АB аb

F1 АаBb

с уси­ка­ми, яркие

2) 2-е скре­щи­ва­ние:

Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb

G ♀АB, ♀аb ♂АB, ♂Ab

F2 ААВВ АаBb, AaBb Aabb

по фе­но­ти­пу: 3 с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми: 1 с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми

 

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков, яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние рас­те­ний было оди­на­ко­вым и имело яркие цвет­ки и усики.

Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, так как при 2-м скре­щи­ва­нии об­ра­зо­ва­лось толь­ко две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы.

 

При­ме­ча­ние.

Дан­ная за­да­ча ре­ша­ет­ся и без сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния, если во вто­ром по­ко­ле­нии скре­щи­ва­ем с рас­те­ни­ем с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми по ге­но­ти­пу ААВb, об­ра­зу­ет­ся две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы. Но так как ге­не­ти­ка­ми было уста­нов­ле­но, что гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, то ре­ша­ем за­да­чу как «сцеп­лен­ное на­сле­до­ва­ние»

4. У дро­зо­фи­лы до­ми­нант­ные гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие серую окрас­ку тела и раз­ви­тие ще­ти­нок, ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме. Ре­цес­сив­ные ал­ле­ли этих генов, обу­слов­ли­ва­ю­щие чёрную окрас­ку тела и от­сут­ствие ще­ти­нок, на­хо­дят­ся в дру­гой, го­мо­ло­гич­ной хро­мо­со­ме. Какое по ге­но­ти­пам и фе­но­ти­пам потом­ство и в каком про­цент­ном со­от­но­ше­нии можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ной серой самки, име­ю­щей раз­ви­тые ще­тин­ки, с чёрным сам­цом, не име­ю­щим ще­ти­нок, при усло­вии, что у самки 50 % гамет были крос­со­вер­ны­ми?

За­да­ние 28 № 18265

По­яс­не­ние.

1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Га­ме­ты

АВ/, Ав, аВ, ав/ ав

2) F1 AaBв – серые с ще­тин­ка­ми

Аавв – серые без ще­ти­нок

ааВв – чёрные с ще­тин­ка­ми

аавв – чёрные без ще­ти­нок

3) От­но­ше­ние 1:1:1:1: или по 25 % осо­бей с каж­дым из ука­зан­ных фе­но­ти­пов.


5. Скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­ных сам­цов мух дро­зо­фил с серым телом и нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (при­зна­ки до­ми­нант­ные) с сам­ка­ми с чёрным телом и уко­ро­чен­ны­ми кры­лья­ми (ре­цес­сив­ные при­зна­ки). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F1, если до­ми­нант­ные и ре­цес­сив­ные гены дан­ных при­зна­ков по­пар­но сцеп­ле­ны и крос­син­го­ве­ра не про­ис­хо­дит, и потом­ство F1, если про­ис­хо­дит крос­син­го­вер у самок при об­ра­зо­ва­нии по­ло­вых кле­ток. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) А – серое тело, а – чёрное тело, B – нор­маль­ные кры­лья, b – уко­ро­чен­ные

кры­лья.

♂ AB//аb × ♀ аb//аb

P сер.тело, чёрн. тело

норм. кр. кор. кр.

G ♂ АВ/, аb/ ♀ab/

F1 Без крос­син­го­ве­ра

AB//аb и аb//аb

сер. тело и норм. кры­лья

чёрн. тело и уко­роч. кры­лья

2) После крос­син­го­ве­ра. По­сколь­ку самки яв­ля­ют­ся ди­го­мо­зи­гот­ны­ми, и об­ра­зу­ют толь­ко одну раз­но­вид­ность гамет, про­цесс крос­син­го­ве­ра не от­ра­зит­ся на потом­стве.

6. При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми (А) и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми (В) с рас­те­ни­я­ми, име­ю­щи­ми про­дол­го­ва­тые плоды и пят­ни­стые ли­стья, в потом­стве по­лу­че­но 350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 123 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 119 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми и 344 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) P АаВb × ааbb

округ­лый плод про­дол­го­ва­тые плоды, нор­маль­ные ли­стья пят­ни­стые ли­стья

G АВ, Аb, аВ, аbаb

2) Ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства:

350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми – АаВb

123 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми –ааВb

119 – с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –Ааbb

344 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –ааbb.

3) При­сут­ствие в потом­стве двух групп осо­бей с до­ми­нант­ны­ми (350) и ре­цес­сив­ны­ми (344) при­зна­ка­ми при­мер­но в рав­ных долях – ре­зуль­тат сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ных ал­ле­лей между собой и ре­цес­сив­ных ал­ле­лей между собой.

Две дру­гие фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы об­ра­зу­ют­ся при сли­я­нии гамет, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра между ал­лель­ны­ми ге­на­ми.

7. Ги­брид­ная мышь, по­лу­чен­ная от скре­щи­ва­ния чи­стой линии мышей с из­ви­той шер­стью (а) нор­маль­ной длины (B) с чи­стой ли­ни­ей, име­ю­щей пря­мую длин­ную шерсть, была скре­ще­на с сам­цом, ко­то­рый имел из­ви­тую длин­ную шерсть, В потом­стве 40% мышей имели пря­мую длин­ную шерсть , 40% - Из­ви­тую шерсть , нор­маль­ной длины, 10% - пря­мую нор­маль­ной длины и 10% - из­ви­тую длин­ную шерсть. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы всех осо­бей. Со­ставь­те схемы скре­щи­ва­ний. Какой закон про­яв­ля­ет­ся в этом скре­щи­ва­нии?

По­яс­не­ние.

А — пря­мая шерсть,

а — из­ви­тая шерсть,

В — нор­маль­ная длина шер­сти,

в — длин­ная шерсть.

I. По фе­но­ти­пу: Р♀ из­ви­тая нор­маль­ной длины шерсть х ♂ пря­мая длин­ная шерсть

По ге­но­ти­пу: Р♀ааВВ х ♂ААвв

♀аВ/ ♂Ав

По ге­ноо­ти­пу F1: АаВв

По фе­но­ти­пу F1: пря­мая шерсть нор­маль­ной длины.

 

II. По фе­но­ти­пу: Р♀ пря­мая шерсть нор­маль­ной длины х ♂ из­ви­тая длин­ная шерсть

По ге­но­ти­пу: Р♀ АаВв х ♂ аавв

G ♀АВ ♀аВ/ ♀Ав/ ♀ав ♂ ав

По ге­но­ти­пу F2: АаВв:ааВв:Аавв:аавв

По фе­но­ти­пу F2: пря­мая шерсть нор­маль­ной длины:40% из­ви­тая шерсть нор­маль­ной длины:40% пря­мая шерсть, длин­ная шерсть;10% из­ви­тая шерсть, длин­ная шерсть

т.к. рас­щеп­ле­ние не 25%:25%:25%:25%, то речь идет о сцеп­лен­ном на­сле­до­ва­нии.

Ответ: 1) Ро­ди­те­ли пер­во­го по­ко­ле­ния имеют ге­но­ти­пы ааВВ; ААвв (не имеет зна­че­ния пол особи), то есть мать может иметь как — ааВВ, так и —ААвв;

отец также может иметь как — ааВВ , так и —ААвв; это не по­вли­я­ет на ре­зуль­тат скре­щи­ва­ния — их потом­ство имеет ге­но­тип АаВв.

2) Ро­ди­те­ли F2 имеют сле­ду­ю­щие ге­но­ти­пы: АаВв, аавв (как и у ро­ди­те­лей F1, ка­ко­му полу из ро­ди­те­лей при­над­ле­жит тот или иной из двух ге­но­ти­пов, не иг­ра­ет роли)

3) Ге­но­ти­пы F2 та­ко­вы: АаВв, ааВв, Аавв, аавв.

4) Здесь закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния с крос­син­го­ве­ром.

5) 4 фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы сфор­ми­ро­ва­лись из-за того, что ге­но­тип АаВв дал 2 га­ме­ты в ре­зуль­та­те сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния (аВ/, Ав/), а 2 га­ме­ты в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра (АВ, ав).

Дан­ные 4 га­ме­ты в со­че­та­нии с ав дают 4 фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!