ВАРИАНТ 1
Запишите термин, о котором идет речь.
Представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в., выступавшие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 2 – 4 |
Упорная, кровопролитная борьба, возмущавшая Европу в течение трех почти лет, прекращается. Она была возбуждена не Россиею, и пред самым началом ее почивающий ныне в бозе незабвенный родитель наш объявил торжественно всем верным подданным своим и всем державам иностранным, что единственною целию его домогательства и желаний были охранение прав, устранение притеснения единоверцев наших на Востоке.
Провидение в неизъяснимых, но всегда благостных судьбах своих готовило событие, которого столь усердно и единодушно желали и незабвенный любезнейший родитель наш, и мы, и с нами вся Россия, которое было первою целию войны. Будущая участь и права всех христиан на Востоке обеспечены. Султан торжественно признает их, и, вследствие сего действия справедливости, империя Оттоманская вступает в общий союз государств европейских. Россияне! Труды ваши и жертвы были не напрасны. Великое дело совершилось, хотя иными, непредвиденными путями, и мы ныне можем с спокойствием в совести положить конец сим жертвам и усилиям, возвратив драгоценный мир любезному отечеству нашему. Чтоб ускорить заключение мирных условий и отвратить, даже в будущем, самую мысль о каких-либо с нашей стороны видах честолюбия и завоеваний, мы дали согласие на установление некоторых особых предосторожностей против столкновения наших вооруженных судов с турецкими в Черном море и на проведение новой граничной черты в южной, ближайшей к Дунаю части Бессарабии. Сии уступки не важны в сравнении с тягостями продолжительной войны и с выгодами, которые обещает успокоение державы, от Бога нам врученной.
2. Укажите название и годы войны, описываемой в отрывке.
3. Какие итоги и последствия для России имела описываемая в отрывке война?
4. Назовите любое другое событие, которое связано с участием России в решении «восточного вопроса».
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Дата | Событие | Личность |
(А) | Крестьянская реформа | (Б) |
1839 – 1843 гг. | (В) | Е.Ф. Канкрин |
1830 г. | (Г) | (Д) |
(Е) | Учреждение корпуса жандармов | А.Х. Бенкендорф |
Пропущенные элементы:
М.М. Сперанский
Финансовая реформа
1837 – 1841 гг.
Кодификация законов
П.Д. Киселев
1826 г.
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7 |
6. Напишите название события, изображённого на карте.
7. Напишите название города, защищая который погиб адмирал Нахимов.
Рассмотрите изображение и выполните задания 8 – 10 |
8. Укажите название войны, которой посвящено данное изображение.
9. Укажите имя предводителя противников русской армии в войне, показанной на изображении.
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12 Кодификация законов. Крестьянский вопрос при Николае I. Крымская война. Теория официальной народности. Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). |
11. Назовите одного любого участника, выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
12. В чем состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
ВАРИАНТ 2
Запишите термин, о котором идет речь.
Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и необходимость развития России по западноевропейскому пути.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 2 – 4 |
«1. Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другою работой.
В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей они понуждаются к тому земскою полицией, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.
Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян...
6. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельской ...полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в поступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ними тяжб и споров...».
2. Укажите название и год принятия данного указа.
3. Укажите не менее трёх обязанностей крестьянина в соответствии с документом.
4. Назовите любое другое событие, которое связано с попыткой решения крестьянского вопроса в России.
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Дата | Событие | Личность |
(А) | Крестьянская реформа | (Б) |
1839 – 1843 гг. | (В) | Е.Ф. Канкрин |
1830 г. | (Г) | (Д) |
(Е) | Учреждение корпуса жандармов | А.Х. Бенкендорф |
Пропущенные элементы:
М.М. Сперанский
Финансовая реформа
1837 – 1841 гг.
Кодификация законов
П.Д. Киселев
1826 г.
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7 |
6. Напишите название события, изображённого на карте.
7. Напишите название города, защищая который погиб адмирал Нахимов.
Рассмотрите изображение и выполните задания 8 – 10 |
8. Укажите название события, которому посвящено данное изображение.
9. Укажите имя одного из участников данного события.
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12 Кодификация законов. Крестьянский вопрос при Николае I. Крымская война. Теория официальной народности. Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). |
11. Назовите одного любого участника, выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
12. В чем состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.