СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем чистить зубы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зубы и десна подвергаются ряду заболеваний. К сожалению, никому не удается этого избежать. Залогом здоровья зубов и десен является регулярная, систематическая и правильная гигиена полости рта.

Просмотр содержимого документа
«Зачем чистить зубы.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2







Исследовательская работа


Зачем нужно чистить зубы















Канск, 2021

С







одержание



Введение………………………………………………..………………………….3

1. Теоретические основы проблемы исследования ……….……………...…….5

1.1.Строение зубов…………………………………………………...…….5

1.2. Причины, способствующие возникновению и развитию кариеса….5

1.3. История создания зубных паст……………………………………….6

1.4. Основной состав и действие компонентов зубных паст…………....7

1.5. Классификация зубных паст……………………………………….....9

2. Экспериментальное исследование влияния зубной пасты на зубную эмаль………………………………………………………………………….…..10

2.1. Анкетирование…………………………………………….……….…10

2.2. Влияние вредных воздействий на зубную эмаль ………….………10

3. Заключение…………………………………………………………………….13

4. Источники информации………………………………………………………14

Приложение………………………………………………………………...…….15



Введение


Основная роль зубов — откусывание и измельчение пищи. При отсутствии зубов значительная часть ее просто не усваивается из-за того, что не пережевана. Медицине известно множество случаев, когда больные, неухоженные, запущенные зубы стали причиной многих кишечных заболеваний и гастритов.

Зубы нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый и с удовольствием может работать. Красиво, когда у человека белые и ровные зубы!

Оказывается, зубы нужны и для красивой речи, ведь они участвуют в произношении некоторых звуков: (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). А если зубы стоят не ровно, то из-за неправильного прикуса могут меняться контуры лица.

Распространено представление о том, что раньше люди зубы не чистили, но они сохранялись здоровыми всю жизнь. Однако это не так. Хотя зубная щетка впервые появилась в странах Европы в XVII столетии, за 400 лет до нашей эры народы Азии, Африки и Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке.

Актуальность исследования заключается в том, что зубы и десна подвергаются ряду заболеваний. К сожалению, никому не удается этого избежать. Залогом здоровья зубов и десен является регулярная, систематическая и правильная гигиена полости рта. Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Своевременная чистка зубов зубными пастами помогает вылечить и избежать множество стоматологических болезней, а также сократить число визитов к врачу-стоматологу. Официальная статистика ученых-стоматологов свидетельствуют о следующем: «Чем чаще пациент пользуется зубной пастой, тем он реже приходит к врачу».

Цель моей работы: изучить влияние зубной пасты на зубную эмаль и определить, почему необходимо чистить зубы каждый раз после еды.

Объект исследования: зубная паста.

Предмет исследования: состав и влияние зубных паст.

Задачи:

1.Познакомиться со строением зубов.

2.Определить причины, способствующие возникновению и развитию кариеса.

3.Изучить историю создания, состав и действие компонентов зубных паст.

4.Провести эксперимент для определения влияния вредных воздействий и зубной пасты на эмаль.

5.Провести анализ результатов наблюдения.


Гипотеза: если правильно подобрать зубную пасту и чистить зубы каждый раз после употребления пищи, то можно защитить зубную эмаль от вредных воздействий и сохранить зубы здоровыми.


Методы исследования:

- изучение и анализ источников информации;

- анкетирование и обработка данных анкеты;

- эксперимент и наблюдение;

- анализ и обобщение;

- систематизация полученных теоретических и практических знаний.


Практическая значимость:

Результаты исследования, можно использовать на уроках технологии и биологии, при изучении темы «Личная гигиена», на классном часу довести до сведения одноклассников.



1. Теоретические основы проблемы исследования


1.1. Строение зубов


У новорожденных детей зубов нет. Они появляются на первом году жизни. Эти первые зубы называются молочными. К 2-3 годам вырастает 20 временных зубов. После 6 лет их сменяют 32 постоянных: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. На каждой челюсти 4 резца, 2 клыка и 10 коренных зубов. Последними (к 14-20 годам) вырастают “зубы мудрости” – крайние в двух рядах, но иногда они не прорезаются совсем, оставаясь скрытыми внутри челюсти. Зубы у человека сменяются только один раз. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.

Самые передние 4 зуба вверху и 4 зуба внизу называются резцами, так как с их помощью мы откусываем или, как ножницами, отрезаем кусочки пищи. За резцами следуют зубки с острой верхушкой — это клыки. За клыками стоят жевательные зубы – малые и большие коренные. Эти зубки похожи на мельничные жернова: они перемалывают кусочки пищи, отрезанные передними резцами (см. приложение 1, Рис. 1).

Каждый зуб состоит из трех основных частей - коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Та часть, которую мы не видим, находится в десне и называется она - корень. Корни - уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти, чтобы они не шатались и не выпадали. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Коронка сверху покрыта эмалью. Эмаль - это самая твёрдая ткань организма. Под эмалью располагается дентин, а затем - пульпа. Пульпа – это мягкая рыхлая ткань, пронизанная кровеносными сосудами и нервами. Она является самой чувствительной тканью зуба (см. приложение 1, Рис.2).



1.2. Причины, способствующие возникновению и развитию кариеса


После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет". Зубной налёт - липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба. Слюне не под силу смыть этот налет, в котором размножаются микробы. Микробы выделяют вредное для зубов вещество — кислоту. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть.

Зубы подвержены ряду заболеваний и самым распространенным является кариес (см. приложение 2, Рис.3). Слово «кариес» в переводе означает «гниение». Сущность кариеса состоит в том, что под влиянием микробов и вырабатываемых ими кислот происходит разрушение тканей зуба. Т.е. главная причина кариеса – это неудовлетворительная гигиена полости рта. Скопления мягкого микробного зубного налета, твердого зубного камня и пищевых остатков при плохой гигиене.













Разрушение зубов приводит к нарушению пищеварения и является фактором риска развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Одним из путей профилактики кариеса является очистка зубов, и полоскание ротовой полости после приема пищи. Это приводит к предотвращению образования зубного налета.


1.3. История создания зубных паст


В рукописях, датируемых 5000—3000 гг. до н. э. описывается ее рецепт приготовления, в основной состав которой входили пепел внутренностей быка, пемза и винный уксус. Будда в Древней Индии советовал применять для гигиены полости рта «палочку» от Бога Сакка, использование которой было ритуальным обрядом.

Древние греки использовали смеси золы, толченого стекла, каменного порошка, жженных устричных раковин, шерсти. Полоскали зубы соленой водой Эгейского моря, способствующей укреплению десен. Широко использовали в разных странах в древности древесный уголь, гипс, зерна какао, корни растений, смолу и др.

Наиболее близкими предшественниками пасты были зубное мыло и зубной порошок. Зубное мыло было изобретено в 1824 году, и состояло из мела, нейтрального мыла и мятного масла. В 1850-е годы было предложено использовать мел для изготовления зубных порошков. В мел добавляли измельченные лекарственные травы, плоды или цветы (шалфей, фиалку, корицу и др.) для приятного вкуса.

Со второй половины XIX века началась работа над созданием зубных паст. Первая зубная паста, очищающая зубы от налета, освежающая дыхание появилась в начале XX века.


1.4. Основной состав и действие компонентов зубных паст


Зубная паста - лекарственная форма, предназначенная для гигиены, профилактики и лечений заболеваний органов полости рта.

Гигиенические пасты. Их основное предназначение - удаление зубного налета и дезодорирование полости рта. Они оказывают только очищающее и освежающее действие, не содержат специальных лечебных и профилактических добавок.

Лечебно-профилактические имеют в своем составе различные биологические добавки, предназначенные для ежедневного ухода за ротовой полостью, а также для профилактики кариеса, заболевания слизистой оболочки рта, пародонта. Лечебно-профилактические пасты классифицируют на:

Противокариозные. Такие пасты призваны укреплять и восстанавливать твердую ткань зубов, снижать растворимость эмали посредством минерализации.

Противовоспалительные. Призваны уменьшать и лечить воспалительные процессы в ротовой полости.

Отбеливающие. В их составе используются различные сильные окислители, на действие этих компонентов основан отбеливающий эффект.

Для чувствительных зубов. Обладают пониженной абразивностью, их очищающие способности снижены.

Универсальные. Предназначены для предотвращения сразу нескольких стоматологических заболеваний.

Зубные пасты отличаются разнообразием компонентов, входящих в их состав.

Основные компоненты зубных паст:

- абразивные материалы;

- биологически активные вещества;

- антисептики;

- консерванты;

- вкусовые добавки;

- ароматизаторы;

- фториды.

1.5. Классификация зубных паст


Так же зубные пасты классифицируют по многим признакам:

Классификация по пенящемуся числу:

Пенящиеся;

Слабо - пенящиеся;

Сильно-пенящиеся.

Классификация по назначению:

Специальные;

Гигиенические;

Лечебно - гигиенические.

Классификация по половозрастному признаку:

Детские;

Подростковые;

Взрослые.

Классификация по составу:

Гелеобразные;

Абразивосодержащие.

Классификация в зависимости от специальных добавок:

гигиенические;

лечебно-профилактические;

профессиональные;

медицинские.




2. Экспериментальное исследование влияния зубной пасты на зубную эмаль


Экспериментальное исследование состояло из 2 этапов:

I этап – анкетирование;

II этап – влияние вредных воздействий на зубную эмаль.


2.1. Анкетирование


Мы составили небольшую анкету (см. приложение 2). Результаты исследований занесли в сводную таблицу. В анкетировании приняли участие 50 человек (учащиеся 5 и 6 классов). По результатам исследования выяснилось, что:

Вывод: Детской зубной пастой пользуется только 3 человека. Самая популярная паста Колгейт.

Большинство (из 20 опрошенных 14 человек) меняют зубную пасту.

16 человек из опрошенных чистят зубы два раза в день.

Ровно половина опрошенных редко посещают стоматолога, двое человек – никогда.

У большинства имеются проблемы с зубами: у 2 чел. – пломбы, 11 чел. – кариес.



2.2. Влияние вредных воздействий на зубную эмаль



Чтобы изучить влияние вредных воздействий на зубную эмаль мы взяли куриные яйца, так как, состав яичной скорлупы во многом совпадает с составом зубной эмали.

Для проведения исследования нам потребовалось (см. приложение 2):

- куриные яйца – 6 шт.;

- стеклянные банки 6 шт.;

- 9% уксусная кислота;

- быстрорастворимый кофе;

- газированная вода «Пепси»;

- зубная паста Колгейт.

Ход исследования:

1.Три сырых яйца намазали зубной пастой Колгейт и три контрольных яйца опустили в стеклянные банки с 9% уксусной кислотой; раствором крепкого растворимого кофе; газированную воду «Пепси», и оставили на 3 часа. Затем вынули яйца для сравнения (фото в приложении № 4). Результаты занесли в таблицу.

п/п


Раствор

Через 3 часа

Яйцо, намазанное зубной пастой

Контрольное яйцо

1.

Крепкий кофе

Скорлупа яйца слабо окрашена

Скорлупа яйца окрасилась в цвет кофе

2.

Газированная вода «Пепси»

Скорлупа яйца слабо окрашена

Скорлупа яйца окрасилась в цвет «Пепси

3.

9% уксусная кислота

Изменений нет

Изменений нет



2. Яйца, находящиеся в растворе уксусной кислоты проверили через 6 часов (фото в приложении № 5). Результаты занесли в таблицу.


п/п


Раствор

Через 3 часа

Через 6 часов

Яйцо, намазанное зубной пастой

Контрольное яйцо

Яйцо, намазанное зубной пастой

Контрольное яйцо

1.

Крепкий кофе

Скорлупа яйца слабо окрашена

Скорлупа яйца окрасилась в цвет кофе



2.

Газированная вода «Пепси»

Скорлупа яйца слабо окрашена

Скорлупа яйца окрасилась в цвет «Пепси



3.

9% уксусная кислота

Изменений нет

Изменений нет

Единичные повреждение верхнего слоя скорлупы



Не глубокие повреждение верхнего слоя скорлупы практически по всей поверхности


3.Яйца, находящиеся в растворе уксусной кислоты оставили уже на 24 часа Результаты занесли в таблицу.


п/п


Раствор

Через 3 часа

Через 6 часов

Через 24 часа

Яйцо, намазанное зубной пастой

Контрольное яйцо

Яйцо, намазанное зубной пастой

Контрольное яйцо

Яйцо, намазанное зубной пастой

Контрольное яйцо

1.

Крепкий кофе

Скорлупа яйца слабо окрашена

Скорлупа яйца окрасилась в цвет кофе





2.

Газированная вода «Пепси»

Скорлупа яйца слабо окрашена

Скорлупа яйца окрасилась в цвет «Пепси





3.

9% уксусная кислота

Изменений нет

Изменений нет

Единичные повреждения верхнего слоя скорлупы

Глубокие повреждения верхнего слоя скорлупы практически по всей поверхности

Скорлупа растворилась, содержимое яйца осталось покрытым тончайшей мембраной.

Скорлупа растворилась, содержимое яйца осталось покрытым тончайшей мембраной.


Результат: Скорлупа растворилась, содержимое яйца осталось покрытым тончайшей мембраной, которую можно проткнуть.

В растворе уксусной кислоты, где яйцо было намазано зубной пастой реакция шла медленнее, но с тем же результатом - скорлупа растворилась.



3. Заключение


Проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы. После еды на зубах образуется налёт, в зубном налете содержатся бактерии, которые вырабатывают кислоту. Она, в свою очередь, истончает, разрушает зубную эмаль, это способствует проникновению бактерий внутрь и происходит разрушение зуба.

Зубная паста - лекарственная форма, предназначенная для гигиены, профилактики и лечений заболеваний органов полости рта.

Проведенное анкетирование показало, что: наиболее популярной зубной пастой у учащихся 5-6 классов является: Colgate, она и была выбрана для исследования.

На основе данных исследования, можно сказать что, чистка зубов зубной пастой и полоскание ротовой полости после приема пищи приводит к предотвращению зубного налета, необходима для поддержания естественной белизны зубов, а также укрепления ее эмали. Кофе, пепси, влияют на цвет наших зубов. Чтобы избавиться от неприятной желтизны нужно использовать зубную пасту. Она оказывает воздействие на зубную эмаль, укрепляет структуру зуба, насыщает его необходимыми элементами и создает на зубах невидимую защитную пленку, которая оберегает зубы от вредных бактерий. Необходимо чистить зубы каждый раз после еды.


4. Источники информации




  1. Авраамова О.Г. Использование фторосодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность). – Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2005. – 45 с.

  2. Боровский Е.В. Биология полости рта./ Е.В.Боровский, В.К.Леонтьев - М.: Медицина, 2010.- 301 с.

  3. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. –C. 115-122.

  4. Леонтьев В.К., Аврамова О.Г. //Стоматология для всех. – 2000. – № 1. – С. 14–16.

  5. Улитовский С.Б. Средства индивидуальной гигиены полости рта: порошки, пасты, гели зубные // С.-Петербург, 2002


Интернет – ресурсы:

  1. http://www.rocs.ru/ru/content/hygiene/facts/history-pasta

  2. http://www .fitvid.ru

  3. http://www .dentalclinic.at.ua

  4. http://dentaluxdv.ru



Приложение 1

Строение зубов












Р ис. 1














Рис. 2



Приложение 2











Рис. 3


Анкета

Вопрос

Варианты ответа

1.Какой зубной пастой вы пользуетесь, она детская или для взрослых?



2. Меняете ли вы зубную пасту

а) да

б) нет

3. Сколько раз в день вы чистите зубы?

а) один раз;

б) два раза;

в) несколько раз в день;

г) каждый раз после еды;

д) вообще не чищу.

4. Как часто обращаетесь к стоматологу?

а) один раз в год;

б) два раза в год;

в) редко;

г) никогда.

5. Проблемы ваших зубов?

а) кариес;

б) пломбы;

в) нет проблем.



Приложение 3

П роведение эксперимента.

1.

























































Приложение 4

Результаты исследования через 3 часа















































Приложение 5

Результаты исследования через 6 часов





Результаты исследования через 24 часа

П риложение 6



Памятка 1

Несколько nрактuческuх советов по уходу за полостью рта

У каждого члена семьи должна быть своя отдельная зубная щетка.

  1. Чистить зубы необходимо утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот водой.

  2. После чистки зубов щетку намылить и оставить в таком виде в чистом стакане до следующей чистки зубов. Перед тем как чис­тить зубы, щетку надо промыть водой из-под крана.

  3. Ни в коем случае не пользоваться чужой зубной щеткой!

  4. Зубная щетка является средством личной гигиены.

  5. Желательно каждые три месяца менять свою зубную щетку.

  6. Средства ухода за полостью рта делятся на гигиенические и лечебно-профилактические. Какое средство вам не­обходимо - подскажет врач-стоматолог. Поэтому необходимо хотя бы один раз в год посещать стоматологическую клинику.

  7. Чистить зубы следует со всех поверхностей в течение 1,5-3 минут. Число движений зубной щеткой при этом составляет 150-300.

  8. Необходимы и полезны для всего организма в целях предупреждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормальный сон, правильное и полноценное питание, закали­вание организма, выполнение определенных гигиенических требований.



Приложение 7


Памятка 2


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зубы покрыты эмалью.

Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.

Если за зубами неправильно ухаживать - появляется дырочка (кариес).

Дырка в зубе - всегда больно.

А ещё больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.


ВРЕДНО!

Грызть орехи.

Есть очень холодную или очень горячую пищу.

Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).


РЕКОМЕНДУЕМ!

Ешьте фрукты и овощи.

НЕ злоупотребляйте сахаром и сладостями!

Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.

Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!

Дважды в год посещайте стоматолога.

И у вас будет ослепительная улыбка!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!