СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь самооценки личности подростка и его статуса в группе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юрьева Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, МОУДОД ДДТ.

Взаимосвязь самооценки личности подростка и его  статуса в группе.

 

       Первые годы ХI века стали для России, как и для всего мира, временем подъёма так называемого мышления «людей новой эпохи».

 Этот распространённый, хотя и не очень точный, термин обозначает многочисленные группы людей, стремящихся к новому и всё более глубокому пониманию своей собственной личности. Быть социально-значимым, востребованным в обществе, является психологической необходимостью каждого нормального, здорового человека.  Всякая, уважающая себя личность, стремится преодолеть социально - экономические неблагополучия, старается тать хозяином своей жизни, своей судьбы. Человек стремится быть лидером.  Только  лидер способен, управляя своей собственной жизнью, изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, преобразовать социум.

        К сожалению, воспитанию лидеров, так необходимых нашему обществу, формированию и развитию в каждом ребёнке лидерских   навыков,   уделяется крайне мало внимания. Современная школа, являясь социальным институтом, учит многому, хорошо и грамотно, но, к сожалению, здесь не учат понимать себя и другого, быть лидером, не учат, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей яркой, значимой  и  интересной.

В данной работе нами планировалось подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.

         Целью нашей работы являлось изучение влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки. В соответствии с целю, были поставлены следующие задачи:

* Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

* Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.

* На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста.

*  Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: взаимосвязь самооценки личности подростка и его статуса в группе ровесников.

Предметом исследования стали межличностные отношения в коллективе подростков, выявление уровня самооценки у учащихся  старшего школьного возраста.

Объектом исследования была выбрана группа учащихся 9-10 классов, обучающихся в детском объединении «Ди-джей-тинс» Дома детского творчества Советского района города Воронежа. Нами были проведены различные исследовательские методики, результаты которых позвольте привести ниже.

Результаты социометрического опроса.

Для получения результатов социометрического опроса была выбрана экспериментальная группа учащихся детского объединения «Ди - джей - тинс» Дома детского творчества Советского района города Воронежа. Возрастная категория группы: учащиеся 9-10 классов общеобразовательных школ. В объединении занимаются 7 мальчиков и 10 девочек. В данном объединении ребята занимаются первый год, с 01. 09. 2008 года по настоящее время. Сфера познавательного интереса - искусство эстрады, в частности, разговорный жанр.

В результате, мы определили следующие диагностические показатели       статусных категорий каждого ребенка.

В экспериментальной группе:

лидеры – 3 человек.

предпочитаемые – 7 человека.

принебрегаемые – 4 человек.

отверженные – 3 человек.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод:

в экспериментальной группе  более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса  очевидно, что в экспериментальной группе  38 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), из графика также видно, что: 8 % мальчиков экспериментальной группы относятся к предпочитаемым, к третьей статусной категории относятся 23 % в экспериментальной группе, к четвертой статусной категории относятся 31% мальчиков экспериментальной группы.

В экспериментальной группе 36 % девочек имеют первую статусную категорию, к предпочитаемым относятся 22 % девочек, третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 34 % девочек, к категории отверженные относятся в  8% девочек.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной групе эмоциональный климат группы для каждого воспитанника  благоприятный и теплый, способствующий нормальному развитию межличностных отношений.

     В экспериментальной группе УБВ – высокий, т.к. большинство детей находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях – 56%.

 По итогам данного исследования можно сделать следующий вывод: высокий УБВ в экспериментальной группе означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Результаты проведения представленной методики изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна  в группах детей  подросткового возраста, выглядят следующим образом:

в экспериментальной группе из общего количества детей:

36% имеют высокий уровень самооценки;

52% имеют средний уровень самооценки;

12% имеют низкий уровень самооценки.

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:

 В экспериментальной группе:

из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71% имеют высокий уровень самооценки и 29% имеют средний уровень самооценки;

из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 57% имеют высокий уровень самооценки и 43% имеют средний уровень самооценки; из всех детей третей статусной категории (принебрегаемые) -  100 % имеют средний уровень самооценки;

из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) 25% имеют средний уровень самооценки и 75% имеют низкий уровень самооценки.

В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

Следует заметить, что высокому статусу школьника в системе межличностных отношений соответствует адекватный и, в некоторых случаях, завышенный уровень самооценки.

         В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

 

Список использованной литературы:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

3. Выгодский Л.С. Психология подростка. - М.:1984

4. Дубровина М.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.:1987.

5. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981.

6. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987.

7.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: 1988.

8. Мир и я в нём. Психическое здоровье ребёнка. Инесса Цветкова // Электронный журнал «Семейный доктор».: 05.06.00.

9. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

10. Немов Р.С.  Психология развития. - М.: 1998

11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.

12. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. - М.: 1984.

13. Психология личности. /Под ред. В.М. Николаенко. Новосибирск.: 1998.

14. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.:1993.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь самооценки личности подростка и его статуса в группе.»

Юрьева Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, МОУДОД ДДТ.

Взаимосвязь самооценки личности подростка и его статуса в группе.


Первые годы ХI века стали для России, как и для всего мира, временем подъёма так называемого мышления «людей новой эпохи».

Этот распространённый, хотя и не очень точный, термин обозначает многочисленные группы людей, стремящихся к новому и всё более глубокому пониманию своей собственной личности. Быть социально-значимым, востребованным в обществе, является психологической необходимостью каждого нормального, здорового человека. Всякая, уважающая себя личность, стремится преодолеть социально - экономические неблагополучия, старается тать хозяином своей жизни, своей судьбы. Человек стремится быть лидером. Только лидер способен, управляя своей собственной жизнью, изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, преобразовать социум.

К сожалению, воспитанию лидеров, так необходимых нашему обществу, формированию и развитию в каждом ребёнке лидерских навыков, уделяется крайне мало внимания. Современная школа, являясь социальным институтом, учит многому, хорошо и грамотно, но, к сожалению, здесь не учат понимать себя и другого, быть лидером, не учат, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей яркой, значимой и интересной.

В данной работе нами планировалось подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.

Целью нашей работы являлось изучение влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки. В соответствии с целю, были поставлены следующие задачи:

* Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

* Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.

* На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста.

* Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: взаимосвязь самооценки личности подростка и его статуса в группе ровесников.

Предметом исследования стали межличностные отношения в коллективе подростков, выявление уровня самооценки у учащихся старшего школьного возраста.

Объектом исследования была выбрана группа учащихся 9-10 классов, обучающихся в детском объединении «Ди-джей-тинс» Дома детского творчества Советского района города Воронежа. Нами были проведены различные исследовательские методики, результаты которых позвольте привести ниже.

Результаты социометрического опроса.

Для получения результатов социометрического опроса была выбрана экспериментальная группа учащихся детского объединения «Ди - джей - тинс» Дома детского творчества Советского района города Воронежа. Возрастная категория группы: учащиеся 9-10 классов общеобразовательных школ. В объединении занимаются 7 мальчиков и 10 девочек. В данном объединении ребята занимаются первый год, с 01. 09. 2008 года по настоящее время. Сфера познавательного интереса - искусство эстрады, в частности, разговорный жанр.

В результате, мы определили следующие диагностические показатели статусных категорий каждого ребенка.

В экспериментальной группе:

лидеры – 3 человек.

предпочитаемые – 7 человека.

принебрегаемые – 4 человек.

отверженные – 3 человек.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод:

в экспериментальной группе более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса очевидно, что в экспериментальной группе 38 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), из графика также видно, что: 8 % мальчиков экспериментальной группы относятся к предпочитаемым, к третьей статусной категории относятся 23 % в экспериментальной группе, к четвертой статусной категории относятся 31% мальчиков экспериментальной группы.

В экспериментальной группе 36 % девочек имеют первую статусную категорию, к предпочитаемым относятся 22 % девочек, третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 34 % девочек, к категории отверженные относятся в 8% девочек.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной групе эмоциональный климат группы для каждого воспитанника благоприятный и теплый, способствующий нормальному развитию межличностных отношений.

В экспериментальной группе УБВ – высокий, т.к. большинство детей находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях – 56%.

По итогам данного исследования можно сделать следующий вывод: высокий УБВ в экспериментальной группе означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Результаты проведения представленной методики изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна в группах детей подросткового возраста, выглядят следующим образом:

в экспериментальной группе из общего количества детей:

36% имеют высокий уровень самооценки;

52% имеют средний уровень самооценки;

12% имеют низкий уровень самооценки.

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:

В экспериментальной группе:

из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71% имеют высокий уровень самооценки и 29% имеют средний уровень самооценки;

из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 57% имеют высокий уровень самооценки и 43% имеют средний уровень самооценки; из всех детей третей статусной категории (принебрегаемые) - 100 % имеют средний уровень самооценки;

из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) 25% имеют средний уровень самооценки и 75% имеют низкий уровень самооценки.

В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

Следует заметить, что высокому статусу школьника в системе межличностных отношений соответствует адекватный и, в некоторых случаях, завышенный уровень самооценки.

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.


Список использованной литературы:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

3. Выгодский Л.С. Психология подростка. - М.:1984

4. Дубровина М.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.:1987.

5. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981.

6. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: 1988.

8. Мир и я в нём. Психическое здоровье ребёнка. Инесса Цветкова // Электронный журнал «Семейный доктор».: 05.06.00.

9. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

10. Немов Р.С. Психология развития. - М.: 1998

11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.

12. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. - М.: 1984.

13. Психология личности. /Под ред. В.М. Николаенко. Новосибирск.: 1998.

14. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.:1993.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!