СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь музыки и танца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хореография и музыка родственны, как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь музыки и танца»

Музыка и танец.

Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела. Не тот ни другой виды искусства при этом не воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность образной природы создает возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение. Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки их единства, соответствия, выражение одного в другом, – один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в музыке и в танце. В основе музыкальной драматургии лежит эмоционально выразительные темы, они соотносятся друг с другом, развиваются, может наблюдаться контраст этих тем, музыка может передавать процесс постепенного нарастания какого-либо состояния, сопоставлять 2 различных состояния, превращать одного из них в другое, обнаруживать их взаимосвязь и различия. Для этого в музыке существует ряд примеров членения, дробления, варьирование, контраст, реприза и т.д.
Благодаря логике музыкального развития рождается эмоциональный образ, который в танце является пластическим. Хореография и музыка родственны, как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец соответствует музыке по содержанию и по форме. Это соответствие начинает с совпадения движения танца и музыки (ее темпа, метроритма).
Темп музыки – скорость ее звучания, имеет для танца определенное значение:
Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Но в современной хореографии используются приемы контрастного построения танцевального темпа по отношению к музыкальному. Однако эти приемы используются в отдельных фрагментах танца, как дополнительные средства. Ритм – стройность, соразмерность, ритм в музыке – организованная последовательность звуков, длительностей. Ритм в хореографии – это строго закономерное и неударные. От несовпадения ритмических и метрических долей возникает синкопа. Ритм в танце служит формообразующим элементом.
К союзу музыки и хореографии обязаны самые существенные свойства европейской танцевальной музыки XV-XVI веков. На композиционном уровне единство музыкальных и хореографических рядов может сказываться и в мельчайших деталях, например: кабриоль в конце фигуры танца нередко совпадает с трелью у инструмента. Еще в XVIII веке Новерр говорил: « хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танцевальная музыка должна быть тем либретто, которое определяет и устанавливает движения и действия танцовщика». Мечты Новерра воплотились лишь в XIX веке, в балетах, созданных на музыку П.И. Чайковского, балетмейстерами М. Петипа и Л. Ивановским. Музыка Чайковского, оставаясь танцевальной, приобрела самостоятельное художественное значение, лирическую глубину, драматическую выразительность. Чайковский выдающийся мелодист, потому утверждается мнение, что будущее в развитии балета преимущественно за мелодией, но это не совсем так.
В XX веке ученые подтверждают первостепенность ритмических явлений для жизни человека и всего живого. По наблюдению известного бельгийского дирижёра Дефо, асимметричные дробные метры содержат в себе неограниченные возможности для воплощения движений. В современной музыке в синтезе с такими выразительными средствами, как мелодия и ритм, все активнее проявляет себя гармония, слаженность, стройность. Танцев без звука не бывает, в таких искусствах как музыка и хореография природа «человековедения» иная, чем в драматическом искусстве или литературном произведении. Музыка и хореография обладают возможностями проникать в глубь души, раскрывая нечто всеобщее. Хореография располагается как бы посередине, между музыкой и поэзией. В то время, когда танец соединяется музыкой, расцветают такие музыкально-танцевальные формы как сюита, пастораль интермедия. Чтобы воспитать культуру движения, избежать формального подхода к простым упражнениям, нужно выбрать очень хорошую музыку для проведения занятий, чтобы зачатки богатейших эмоций и настроений расцвели в исполняемых танцах.
Вывод: хореография и музыка внутренне родственно. Музыка – необходимая и органическая составная часть хореографического произведения. Она дает ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию, структуру и ритм танцевального действия.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Танцевальное искусство — массовое искусство. Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимает участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому воспитанию и образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Танец — это сценическое искусство, требующее тщательный подготовки, виртуозности движений, ежедневный шлифовки танцевальной техники. На этих занятиях у детей развивается музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. Музыка и танец тесно взаимосвязаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей.
Простая, доступная музыка будит фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности.

Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — вот необходимые качества танцевальной музыки для детей. Содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. От качественности используемого в работе музыкального материала и его исполнения зависит музыкальное развитие и становление художественного вкуса учащегося.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!