Открытый урок по экономике
Тема урока: «Взаимодействие спроса и предложения»
Класс:10А
Дата: 25.10.2016.
Учитель: Краснова Лидия Петровна
Цель урока:
- Обучающая: Изучить понятия «спрос», «предложение», неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение при решении задач.
- Развивающая: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков предпринимательской деятельности.
-Воспитательная: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, карточки - задания.
Тип урока: урок с применением информационных технологий.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала:
Понятие спроса и предложения.
Установление рыночных цен
Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
Решение задач.
3.Закрепление нового материала. Проверка усвоения основных понятий выполнением тестового задания.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Сообщается об основных понятиях, которые должны усвоить учащиеся –
- спрос и предложение;
- равновесная цена;
- условие равновесия;
- дефицит и избыток товара;
- неценовые факторы, влияющие на спрос.
2. Изучение нового материала
1. Понятие спроса и предложения.
Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спроса и предложения. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.
Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, которые принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.
1.1. Понятие спроса.
Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определенной цене.
Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.
Количественно спрос можно измерять показателем «величина спроса».
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить пол данной цене в определенное время и в определенном месте.
Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса (слайд 1).
На основании этого можно сформулировать закон спроса: «При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара».
Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
Качество и ассортимент данного товара (слайд 2)
Уровень дохода населения (слайд 3)
Цены на дополняющие товары (слайд 4)
Цены на товары – заменители (слайд 5)
Мода, вкусы и предпочтения (слайд 6)
Климатические и сезонные условия (слайд 7)
Ожидание изменений доходов и цен
1.2. Понятие предложения
Предложение – это желание и способность продавца реализовать товар по данной цене.
Желание продавца (производителя) определяются количеством прибыли от бизнеса. Способности характеризуются знаниями технологического процесса при производстве товара и навыками торговли.
Количественно предложение можно измерять показателем «величина предложения».
Величина предложения – это количество товара, которое продавец может предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.
(слайд 8).
На основании этого можно сформулировать закон предложения: «При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже»
Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения:
Качество и ассортимент данного товара (слайд 9)
Цены на ресурсы: сырье, топливо, электроэнергия (слайд 10)
Усовершенствование технологии производства
Цены на товары – заменители (слайд 11)
Налоги, дотации, субсидии.
Количество конкурентов
2. Установление рыночных цен.
Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия.
Равновесная цена - цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.
В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs
Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может сложиться положение дефицита или избытка товара (слайд 12)
А) избыток товара: QdQs, Pтов Рр, при увеличении предложения цена товара снижается (слайд 13)
Б) дефицит товара: Qd Qs, Ртов
3. Реакция рынка на изменение спроса и предложения
3.1. Изменение спроса. Предложение неизменно (слайд 15)
3.2. Изменение предложения. Спрос неизменный (слайд 16).
Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Равновесная цена возрастает и объем продаж увеличивается.
Предложение сокращается. Кривая сдвигается влево. Равновесная цена возрастает и объем продаж уменьшается.
3.3. Спрос и предложение изменяются в одном направлении (слайд 17).
Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени. Равновесная цена неизменна. Объем продаж возрастает.
Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени. Равновесная цена неизменна. Объем продаж снижается.
3.4. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях (слайд 18).
Спрос увеличивается, предложение сокращается. Возрастает равновесная цена. Объем продаж остается неизменным.
Спрос сокращается, предложение увеличивается. Равновесная цена снижается. Объем продаж остается неизменным.
4. Решение задачи
Условие задачи. Зависимость спроса и предложения выражена формулами Qd = 94-7Р,
Qs= 15Р – 38. Найти равновесную цену и равновесный объем продаж. Чему равен дефицит или избыток товара при цене 4 рубля за единицу товара?
Решение:
1. Определение равновесной цены. Получаем равенство согласно условию равновесия:
Qd = Qs 94 - 7Р = 15Р – 38
22Р = 132
Рр = 6Qр (6) = 94 – 7 * 6 = 52 ед.
Равновесная (рыночная) цена составляет 6 рублей, проданный объем товара равен 52 единицам
5. Закрепление нового материала
Выполнение тестового задания.
1. Вставьте пропущенное слово: предложение – это желание и …… продавца реализовать товар по определенной цене.
А) возможность;
Б) необходимость;
В) способность.
2. Укажите условие, при котором устанавливается равновесная цена.
А) величина спроса больше величины предложения;
Б) величина спроса равна величине предложения;
В) величина спроса меньше величины предложения.
3. Какие из перечисленных факторов влияют на изменение спроса:
А) цены на товары-заменители;
Б) антимонопольное законодательство;
В) уровень дохода населения;
Г) количество продавцов с одинаковым товаром.
4. Как изменится спрос на мандарины, если цена на апельсины возрастает?
А) увеличится;
Б) снизится;
В) останется неизменной.
5. Какова будет рыночная цена на товар, если зависимость спроса и предложения определяется формулами: Qd = 10-2P Qs= 4P – 14?
А) 8 рублей;
Б) 6 рублей;
В) 4 рубля.
Варианты ответов: 1-а; 2 – б, 3 – а,в, 4 – а, 5 – в.
6. Домашнее задание
Выдача карточек с условием задач.
7. Подведение итогов урока
Рефлексия, оценка работы учащихся при решении задач и выполнении тестового задания.