СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие спроса и предложения

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить понятия «спрос», «предложение», неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение при решении задач. Изучить понятия «спрос», «предложение», неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение при решении задач.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие спроса и предложения»

Открытый урок по экономике

Тема урока: «Взаимодействие спроса и предложения»



Класс:10А

Дата: 25.10.2016.

Учитель: Краснова Лидия Петровна


Цель урока:

- Обучающая: Изучить понятия «спрос», «предложение», неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение при решении задач.

- Развивающая: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков предпринимательской деятельности.

-Воспитательная: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, карточки - задания.

Тип урока: урок с применением информационных технологий.


План урока


1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала:

  • Понятие спроса и предложения.

  • Установление рыночных цен

  • Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

  • Решение задач.

3.Закрепление нового материала. Проверка усвоения основных понятий выполнением тестового задания.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.





Ход урока


1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Сообщается об основных понятиях, которые должны усвоить учащиеся –

- спрос и предложение;

- равновесная цена;

- условие равновесия;

- дефицит и избыток товара;

- неценовые факторы, влияющие на спрос.


2. Изучение нового материала

1. Понятие спроса и предложения.

Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спроса и предложения. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.


Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, которые принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.

1.1. Понятие спроса.

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определенной цене.

Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.

Количественно спрос можно измерять показателем «величина спроса».

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить пол данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса (слайд 1).

На основании этого можно сформулировать закон спроса: «При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара».

Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:

  • Ценовой барьер

  • Эффект дохода

  • Эффект замещения

  • Принцип убывания предельной полезности

  • Эффект Гиффена (объясняется сущность каждого аргумента)

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

  • Качество и ассортимент данного товара (слайд 2)

  • Уровень дохода населения (слайд 3)

  • Цены на дополняющие товары (слайд 4)

  • Цены на товары – заменители (слайд 5)

  • Мода, вкусы и предпочтения (слайд 6)

  • Климатические и сезонные условия (слайд 7)

  • Ожидание изменений доходов и цен


1.2. Понятие предложения

Предложение – это желание и способность продавца реализовать товар по данной цене.

Желание продавца (производителя) определяются количеством прибыли от бизнеса. Способности характеризуются знаниями технологического процесса при производстве товара и навыками торговли.

Количественно предложение можно измерять показателем «величина предложения».

Величина предложения – это количество товара, которое продавец может предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

  • Закономерность изменения величины предложения определяется шкалой предложения и графическим изображением в виде кривой предложения

(слайд 8).

На основании этого можно сформулировать закон предложения: «При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже»


Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения:

  • Качество и ассортимент данного товара (слайд 9)

  • Цены на ресурсы: сырье, топливо, электроэнергия (слайд 10)

  • Усовершенствование технологии производства

  • Цены на товары – заменители (слайд 11)

  • Налоги, дотации, субсидии.

  • Количество конкурентов

2. Установление рыночных цен.

Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия.

Равновесная цена - цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.

В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs

Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может сложиться положение дефицита или избытка товара (слайд 12)

А) избыток товара: QdQs, Pтов Рр, при увеличении предложения цена товара снижается (слайд 13)


Б) дефицит товара: Qd Qs, Ртов


3. Реакция рынка на изменение спроса и предложения


3.1. Изменение спроса. Предложение неизменно (слайд 15)

  • Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо. Равновесная цена и объем продаж увеличиваются.

  • Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево. Равновесная цена и объем продаж уменьшается.

3.2. Изменение предложения. Спрос неизменный (слайд 16).

  • Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Равновесная цена возрастает и объем продаж увеличивается.

  • Предложение сокращается. Кривая сдвигается влево. Равновесная цена возрастает и объем продаж уменьшается.


3.3. Спрос и предложение изменяются в одном направлении (слайд 17).

  • Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени. Равновесная цена неизменна. Объем продаж возрастает.

  • Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени. Равновесная цена неизменна. Объем продаж снижается.


3.4. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях (слайд 18).

  • Спрос увеличивается, предложение сокращается. Возрастает равновесная цена. Объем продаж остается неизменным.

  • Спрос сокращается, предложение увеличивается. Равновесная цена снижается. Объем продаж остается неизменным.


4. Решение задачи


Условие задачи. Зависимость спроса и предложения выражена формулами Qd = 94-7Р,

Qs= 15Р – 38. Найти равновесную цену и равновесный объем продаж. Чему равен дефицит или избыток товара при цене 4 рубля за единицу товара?

Решение:

1. Определение равновесной цены. Получаем равенство согласно условию равновесия:

Qd = Qs 94 - 7Р = 15Р – 38

22Р = 132

Рр = 6Qр (6) = 94 – 7 * 6 = 52 ед.

Равновесная (рыночная) цена составляет 6 рублей, проданный объем товара равен 52 единицам


5. Закрепление нового материала


Выполнение тестового задания.

1. Вставьте пропущенное слово: предложение – это желание и …… продавца реализовать товар по определенной цене.

А) возможность;

Б) необходимость;

В) способность.

2. Укажите условие, при котором устанавливается равновесная цена.

А) величина спроса больше величины предложения;

Б) величина спроса равна величине предложения;

В) величина спроса меньше величины предложения.

3. Какие из перечисленных факторов влияют на изменение спроса:

А) цены на товары-заменители;

Б) антимонопольное законодательство;

В) уровень дохода населения;

Г) количество продавцов с одинаковым товаром.

4. Как изменится спрос на мандарины, если цена на апельсины возрастает?

А) увеличится;

Б) снизится;

В) останется неизменной.

5. Какова будет рыночная цена на товар, если зависимость спроса и предложения определяется формулами: Qd = 10-2P Qs= 4P – 14?

А) 8 рублей;

Б) 6 рублей;

В) 4 рубля.

Варианты ответов: 1-а; 2 – б, 3 – а,в, 4 – а, 5 – в.


6. Домашнее задание

Выдача карточек с условием задач.


7. Подведение итогов урока

Рефлексия, оценка работы учащихся при решении задач и выполнении тестового задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!