СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимодействие педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС»»

Статья
Автор: Симонова ОН



«Взаимодействие педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский


Работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются.

В материалах новых стандартов начального и общего образования, впервые в нормативных документах встречаются такие понятия, как «ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «ответственность перед семьей». Среди основных результатов воспитания рассматривается такое направление развития личности, как семейная культура.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что процесс образования связан с развитием личности, принятием духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Развитие взаимодействия семьи и школы в первую очередь осуществляется в интересах учащихся, для решения их социально-образовательных проблем.

В помощь педагогам работающих по вопросам взаимодействия педагогов, детей и родителей используем практические материалы: тесты, анкеты и т.п. для решения проблем взаимодействия семьи и школы.

В основе ФГОС лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Важнейшими условиями реализации ФГОС являются:  участие родителей обучающихся или их законных представителей в проектировании и развитии образовательной программы и условий ее реализации;  обновление методик и технологий, направленных на динамику развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом региональных особенностей.

В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия. Совершенствование взаимодействия невозможно без учета изменений, связанных с реформированием общества и коснувшихся непосредственно семьи и школы. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося (1)

Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социальнокультурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то, что он есть. Федеральные государственные образовательные стандарты отводит ведущую роль развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка (2)

В современной социальной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственнодуховными ценностями семейной жизни.

Таким образом, современная российская семья сохраняет за собой функции социального института, ориентирована на ценности малого сообщества, малой социальной группы, субъекта жизнедеятельности, который берет на себя функции воспитания, социализации, эмоционального и духовного развития ребенка.

Все изменения в характеристике семьи обусловлены необходимостью адаптации к новым условиям жизни, что, в свою очередь, вызывает актуализацию ее воспитательного потенциала, семья становится все более заинтересована в качестве образования ребенка, в равноправном участии в образовательном процессе.

Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей 10 современным реальностям, при этом возрастает значимость взаимодействия семьи и школы.

Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы по взаимодействию с родителями обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО отражены в ряде законодательных актов, постановлений Правительства РФ, приказов Министерства образования и науки (Минобрнауки).

Серьезное влияние на семью оказывает информационное пространство. Но вместе с положительными тенденциями, связанными с тем, что информатизация общества открывает большие возможности для совершенствования семейного и школьного воспитания, происходит отчуждение детей от семьи и школы, погружение в коммуникационные и социальные сети.

Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на вопросы обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи. Родители, занятые решением наболевших проблем, всё меньше уделяют внимание воспитанию детей. Для эффективного развития взаимодействия педагогов с семьями учащихся необходимо выявить понимание этой категории педагогами. В большинстве случаев под взаимодействием семьи и школы педагоги понимают: - деятельность по решению проблем успеваемости и поведения ребенка; - согласование позиций, целей и ценностей в воспитании ребенка; - проведение совместных праздников, проектов и других школьных мероприятий.

Педагоги при организации взаимодействия ставят перед собой следующие цели: - обеспечение процесса обучения, - коррекция поведения ребенка, решение проблемных и конфликтных ситуаций в школе, - вовлечение родителей в совместные дела со школой, - организация здоровой образовательной среды и сохранение здоровья ребенка, - выработка единых требований к обучению и воспитанию, согласование позиций в воспитании, взаимопонимание.

Традиционными формами взаимодействия педагогов и родителей являются родительское собрание, беседа, праздничные события, экскурсии, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации. Следует отметить, что в образовательных организациях развиваются современные активные формы взаимодействия с родителями: педагогические и творческие мастерские, родительские конференции.

В условиях информационного общества на развитие взаимодействия семьи и школы влияет наличие информационного обмена, современных технологий информирования родителей. Основными источниками информации о деятельности школы являются: родительское собрание, информационный стенд, сайт школы, беседы, консультации. Ключевым фактором здесь выступает общение. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться по телефону, посредством электронной почты и информационных страничек 13 в Интернете. Рассылки на домашний адрес писем и информационных записок, а также информационных бюллетеней могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 базовые национальные ценности, определяющие ядро содержания общего образования, являются основой согласования путей семейного и школьного воспитания, развития внеурочной деятельности;

 развитие взаимодействия семьи и школы в направлении формирования здорового образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, семейных ценностей, социально-педагогического партнерства является актуальным и востребованным;

 формирование семейной культуры является не только требованием государства (ФГОС), но и определенным запросом педагогической и родительской общественности, также важность формирования культуры семьянина.




















Приложение1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В настоящее время происходят существенные изменения в системе

образования, школа перешла на новые образовательные стандарты. В целях

совершенствования взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС,

просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Заранее благодарим Вас за внимание и участие!

1. Как сложилось, что Ваш ребенок учится в данной школе?

1.1. Школа расположена вблизи дома

1.2. В ней учились вы сами

1.3. Школа обеспечивает высокий уровень образования

1.4. Советы родственников, знакомых

1.5. Отзывы в интернете

1.6. Другие причины (какие?)

2. Через какие формы и источники вы получаете информацию о деятельности

школы?

2.1. Стенд в школе

2.2. Родительские собрания

2.3. Беседы

2.4. Сайт школы

2.5. Интернет-ресурсы

2.6. Печатные материалы, буклеты, информационные листовки

2.7. Видеоматериалы ОО

2.8. Радио

2.9. СМИ города

2.10. Другое

3. Как Вы считаете, насколько Вы владеете информацией о... (обозначьте вариант

ответа на каждой строке.


Информация

Информация

доступна


Необходима

дополнительная

информация


Информацией

не владею

3.1

Особенности образовательной

программы школы




3.2

Направления программы

развития вашей школы




3.3

Изменения в системе

образования




3.4

Дополнительные

образовательные услуги в школе




3.5

Возможности дополнительного

образования в школе




3.6

Успехи ребенка в школе




3.7

Трудности ребенка в школе






4. Есть различные мнения об отношении родителей к школе. Какое из них вы

разделяете?

4.1. Школа учит и воспитывает ребенка, а дело родителей — кормить и одевать.

4.2. Все вопросы обучения должна взять на себя школа, а родители — помогать, если

могут.

4.3. Школа учит, а воспитывает семья, система дополнительного образования.

4.4. Школе и родителям необходимо взаимодействовать по вопросам и проблемам

обучения и воспитания ребенка.

5. Какие жизненные ценности для вас являются приоритетными в воспитании

ребенка?

5.1. Образование

5.2. Успешная профессиональная деятельность (карьера)

5.3. Материальное благополучие

5.4. Семья

5.5. Любовь к своему краю, городу, родине

5.6. Труд и творчество

5.7. Дружба

5.8. Любовь к природе, забота об ее сохранности

5.9. Личная независимость

5.10. Гражданская позиция

5.11. Здоровье

6. Каждая школа по-разному взаимодействует с родителями, как это происходит

у вас?

6.1. Руководство школы решает все вопросы самостоятельно, мы не всегда знаем об

этом решении.

6.2. В нашем классе все вопросы решаются через классного руководителя.

Пожелания родителей в основном учитываются.

6.3. Вопросы обучения и воспитания ребенка обсуждаются на родительских

собраниях, конференциях т.д.

6.4. У нас есть:

6.4.1. Родительский комитет.

6.4.2. Совет школы

6.4.3. Попечительский совет

6.4.4. Управляющий совет

6.5. У нас изучаются информационные и образовательные потребности семьи

(анкетирование, тестирование и т.д.).

94

6.6. У нас учитываются образовательные запросы и потребности семьи.

7. Как осуществляются контакты со школой (выберите вариант ответа):

7.1. Поддерживаю тесную связь, регулярно посещаю родительские собрания,

участвую в подготовке и проведении мероприятий

7.2. Поддерживаю эпизодическую связь, посещаю родительские собрания по мере

возможности

7.3. Бываю в школе при наличии проблем у ребенка

7.4. Бываю в школе по вызову педагога, администрации

7.5. Избегаю контактов (по какой причине?)

8. В каких классных или школьных мероприятиях Вы участвовали совместно

со своим ребенком?

8.1. Праздники

8.2. Спортивные мероприятия

8.3. Конференции, собрания

8.4. Предметные недели

8.5. Другие мероприятия (какие?)

9. В образовательных стандартах отводится важная роль взаимодействию семьи

и школы. По каким направлениям может осуществляться это взаимодействие:

9.1. Формирование мотивации ребенка к обучению (выполнение домашних заданий,

помощь в подборе материалов для рефератов, выступлений, предметных недель

и т.д.)

9.2. Участие в праздничных, досуговых мероприятиях школы

9.3. Развитие творческих способностей ребенка

9.4. Организация кружков, клубов и сообществ детей и взрослых по интересам

9.5. Самоопределение, профессиональная подготовка ребенка

9.6. Формирование здорового образа жизни

9.7. Духовно-нравственное воспитание

9.8. Воспитание семейной культуры

9.9. Формирование информационной культуры

9.10. Другое

10. Как вы считаете, что мешает результативному взаимодействию школы с семьями

учащихся?

10.1. Занятость родителей

10.2. Неготовность педагогов, администрации к сотрудничеству с родителями

в новых социально-образовательных условиях

10.3. Непонимание родителями важности сотрудничества с ОО для решения

вопросов воспитания и обучения ребенка

10.4. Незнание родителями возможностей сотрудничества со школой

10.5. Другое

11. Есть ли у вас предложения, которые могут способствовать конструктивному

развитию взаимодействия семьи и школы в новых образовательных условиях?

95

11.1. Да (какие?)

11.2. Нет

12. Расскажите немного о себе:

12.1. Кем вы приходитесь ребенку?

12.1.1. Мать

12.1.2. Отец

12.1.3. Другой родственник (кто?)

12.1.4. Приемный родитель/ опекун

12.2. Ваш возраст

12.3. Образование:

12.3.1. Среднее (начальное)

12.3.2. Высшее

12.3.3. Имею ученую степень

12.3.4. Профессиональное




Приложение 4

Анкета для учащихся

Уважаемые ребята!

Мы хотим лучше знать, какие проблемы вас волнуют, и учесть ваши мнения

и пожелания. Просим ответить на вопросы анкеты, подписывать анкету

необязательно.

Благодарим вас за участие!

1. Как Вы думаете, что Вам дает обучение в школе?

1.1. Прочные знания по предметам

1.2. Помощь в развитии способностей

1.3. Опыт общения с людьми

1.4. Представление о различных профессиях

1.5. Представления о ценностях, смысле жизни

1.6. Учит правилам поведения

1.7. Что еще?

2. Ответьте на вопросы:

2.1. Как вы считаете, просто ли вам обратиться к учителю?

2.2. У вас есть интерес к разным предметам (каким?)

2.3. Условия пребывания в школе — комфортные?

2.4. Проводите ли свое свободное время после уроков в школе?

2.5. Где вы проводите свободное время? _______________________________

2.6. Меня волнует успеваемость

2.7. С моим мнением и интересами считаются в школе

2.8. Я участвую в классных и школьных событиях (каких?)

3. Какие темы Вы обсуждаете (подчеркните нужное в каждом столбике)

4. Есть различные мнения об отношении родителей к школе. Какое из них вы

разделяете?

4.1. Школа учит и воспитывает ребенка, а дело родителей — кормить и одевать.

4.2. Все вопросы обучения должна взять на себя школа, а родители — помогать, если

могут.

4.3. Школа учит, а воспитывает семья, система дополнительного образования.

4.4. Школе и родителям необходимо взаимодействовать по вопросам и проблемам

обучения и воспитания ребенка.

5. Какие жизненные ценности для вас являются приоритетными в воспитании

ребенка?

5.1. Образование

5.2. Успешная профессиональная деятельность (карьера)

5.3. Материальное благополучие

5.4. Семья

5.5. Любовь к своему краю, городу, родине

5.6. Труд и творчество

5.7. Дружба

5.8. Любовь к природе, забота об ее сохранности

5.9. Личная независимость

5.10. Гражданская позиция

5.11. Здоровье

6. Каждая школа по-разному взаимодействует с родителями, как это происходит

у вас?

6.1. Руководство школы решает все вопросы самостоятельно, мы не всегда знаем об

этом решении.

6.2. В нашем классе все вопросы решаются через классного руководителя.

Пожелания родителей в основном учитываются.

6.3. Вопросы обучения и воспитания ребенка обсуждаются на родительских

собраниях, конференциях т.д.

6.4. У нас есть:

6.4.1. Родительский комитет.

6.4.2. Совет школы

6.4.3. Попечительский совет

6.4.4. Управляющий совет

6.5. У нас изучаются информационные и образовательные потребности семьи

(анкетирование, тестирование и т.д.).

6.6. У нас учитываются образовательные запросы и потребности семьи.

7. Как осуществляются контакты со школой (выберите вариант ответа):

7.1. Поддерживаю тесную связь, регулярно посещаю родительские собрания,

участвую в подготовке и проведении мероприятий

7.2. Поддерживаю эпизодическую связь, посещаю родительские собрания по мере

возможности

7.3. Бываю в школе при наличии проблем у ребенка

7.4. Бываю в школе по вызову педагога, администрации

7.5. Избегаю контактов (по какой причине?)

8. В каких классных или школьных мероприятиях Вы участвовали совместно

со своим ребенком?

8.1. Праздники

8.2. Спортивные мероприятия

8.3. Конференции, собрания

8.4. Предметные недели

8.5. Другие мероприятия (какие?)

9. В образовательных стандартах отводится важная роль взаимодействию семьи

и школы. По каким направлениям может осуществляться это взаимодействие:

9.1. Формирование мотивации ребенка к обучению (выполнение домашних заданий,

помощь в подборе материалов для рефератов, выступлений, предметных недель

и т.д.)

9.2. Участие в праздничных, досуговых мероприятиях школы

9.3. Развитие творческих способностей ребенка

9.4. Организация кружков, клубов и сообществ детей и взрослых по интересам

9.5. Самоопределение, профессиональная подготовка ребенка

9.6. Формирование здорового образа жизни

9.7. Духовно-нравственное воспитание

9.8. Воспитание семейной культуры

9.9. Формирование информационной культуры

9.10. Другое

10. Как вы считаете, что мешает результативному взаимодействию школы с семьями

учащихся?

10.1. Занятость родителей

10.2. Неготовность педагогов, администрации к сотрудничеству с родителями

в новых социально-образовательных условиях

10.3. Непонимание родителями важности сотрудничества с ОО для решения

вопросов воспитания и обучения ребенка

10.4. Незнание родителями возможностей сотрудничества со школой

10.5. Другое

11. Есть ли у вас предложения, которые могут способствовать конструктивному

развитию взаимодействия семьи и школы в новых образовательных условиях?

95

11.1. Да (какие?)

11.2. Нет

12. Расскажите немного о себе:

12.1. Кем вы приходитесь ребенку?

12.1.1. Мать

12.1.2. Отец

12.1.3. Другой родственник (кто?)

12.1.4. Приемный родитель/ опекун

12.2. Ваш возраст

12.3. Образование:

12.3.1. Среднее (начальное)

12.3.2. Высшее

12.3.3. Имею ученую степень

12.3.4. Профессиональное













Список литературы

1. Ажнина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений:

выступление на педсовете / О.В. Ажнина // Научно-методический журнал

заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - № 5. С. 47-52

2. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство:

социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. — 2005.

— № 7. — С. 48—53.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Россия, 1979.

4. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида //

Социологические исследования. — 2007. — № 9. — С. 86.

5. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного

учреждения: учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПб АППО, 2005. —

(Петербургский опыт общего развития).

6. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога //

Социально-педагогические аспекты воспитательной работы: стратегии

взаимодействия семьи и школы / Л.В. Боброва. URL: //

http://apatity.fio.ru/projects/pr279 /index.Htm

7. Волжина О.И. Семья и время. Воспитательный потенциал современной

семьи. URL: // http://parent.fio.ru/pdf/rs_0503_45-49.doc

8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение,

2010.

9. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: учебнометодическое пособие / под общ. ред. М.А. Захарченко. — СПб.: СПб АППО,

2011.

10. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества:

теоретическая модель и эмпирическая реальность: дис. ... д-ра. социолог.

наук. — Казань, 2002.

11. Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении: учебно методическое пособие / Е.Н. Барышников и др.; под ред. Н.Е. Кузьминой. —

СПб.: СПб АППО, 2011.

12. Кузьмина И.Е. Педагогическое партнерство как фактор создания

культуротворческой среды для воспитания толерантности учащихся //

социальное и педагогическое партнерство в решении актуальных задач

воспитания: научно-методическое пособие / под ред. В.А. Огепиховой. —

СПб.: СПб АППО, 2010. — с. 54—62.

13. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия

семьи и школы: методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2009.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!